Практические инновационные разработки при изучении технических дисциплин
Авторы: Мамедова Дилора Нусуровна, Тураева Дильфуза Даминовна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.
Дата публикации: 19.05.2018
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Мамедова, Д. Н. Практические инновационные разработки при изучении технических дисциплин / Д. Н. Мамедова, Д. Д. Тураева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3330/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одно из основных направлений решения проблемы качества образования — это развитие материальных и не материальных составных систем обучения, введение их в состав высокотехнологических объектов деятельности, достижение на этой основе нового, высшего уровня учебно-воспитательного процесса.
В последнее время в педагогической практике значительное распространение приобрели интерактивные технологии обучения, сущность которых заключается в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного активного взаимодействия всех участников.
Все вышесказанное подтверждает необходимость активного внедрения в практику интерактивных технологий обучения, одной из которых является формирование межпредметных связей в системе обучения.
Одной из интерактивных технологий обучения есть проектная работа, которая предусматривает создание проекта одним, двумя или группой исполнителей.
Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей исследования, формировку гипотезы, планирование и разработку исследовательских действий, сбор данных, анализ, синтез, обобщение, подготовку и написание сообщения презентацию результатов.
Темы проектов могут быть разнообразны и по разным дисциплинам. Выбирая тему, необходимо помнить: — эта тема должна быть должна быть действительно интересна; результаты проектной деятельности должны иметь практическое значение; материал, собранный по теме, должен быть полезен другим людям, заинтересованным в этом вопросе.
Технология проектного обучения включает в себя составление педагогической аннотации, краткой характеристики модели обучения,определение типовых особенностей, характеризующих проект и порядка выполнения проекта, оценка проекта в баллах.
Метод «кейс-стади» может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» — случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Анализ кейсов может быть как специализированным, так и всесторонним. Специализированный анализ должен быть сосредоточен на конкретном вопросе или проблеме. Всесторонний (подробный) анализ подразумевает глубокое погружение в ключевые вопросы кейса
Примеры мини кейс-стади, составленные по дисциплине «Теплофикация и тепловые сети», направления «Энергетика (Теплоэнергетика)»:
Пример 1. В 1878 г. в городе Локпорт (США, штат Нью — Йорк) осуществлена первая районная система теплоснабжения. Бертсилл Холли (Birdsill Holly) получил патент и снабдил жилые местные постройки и производственные помещения отоплением. В течение года все больше и больше домов присоединяются к отопительной установке. Первыми вложениями в теплоснабжение были инвестиции в размере 25 тыс. долл. США в компанию Холли Стим Комбинэйшен (Holly Steam Combination).
Ответьте на следующие вопросы:
1. Почему эта система теплоснабжения вошла в историю развития систем теплоснабжения?
2. Как классифицируется эта система относительно источника теплоснабжения?
3. Что являлось теплоносителем?
4. Какие теплоносители вы знаете?
5. Укажите особенности каждого теплоносителя?
6. Какая теплофикационная система теплоснабжения является началом централизованного теплоснабжения в средней Азии?
Пример 2.
На рисунке 1. даны три тепловые схемы с различными источниками тепловой энергии. Расскажите про каждую схему с указанием составляющих элементов. Приведите примеры по Кашкадарьинской области (Узбекистан), где и какие теплоэнергетические объекты соответствуют указанным схемам. Дайте краткую характеристику каждому объекту. Составьте глоссарий по составляющим элементам.
Пример 3.
В г.Карши ряд котельных (РК-1, РК-2, РК-3, РК-4) при ОАО «Иссиклик манбаи» служат для снабжения тепловой энергией жилых и общественных зданий города. В связи с тем, что оборудование котельных и тепловые сети изношены и на их ремонт потребуются большие затраты специалисты решили, что отдаленных потребителей тепловой энергии более рентабельно отключить от централизованного теплоснабжения и перевести на ………….
Ответьте на следующие вопросы:
Как решили эту проблему в городе? Какой теплоноситель используется в городских системах теплоснабжения и каковы его преимущества? Сколько трубная система в основном используется в городских сетях? Какие параметры теплоносителя подлежат контролю и регулированию? Дайте краткую характеристику системе теплоснабжения на факультете «Энергетика», с указанием источника теплоты, теплоносителя, вида потребления, …- трубная. Составьте Кластер на опорное слово «Теплопотребление»
Литература:
- Хаджиева К. Н. Проектная технология обучения в экономическом вузе: учебно-методическое пособие/ Серия «Современные технологии обучения». Т., Ташкентский государственный экономический университет, 2009.
- Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хошимова Д. П. Способы и средства самостоятельной учебной деятельности. Тошкент: ТГЭУ, 2010.
- Соколов Е. Я. Теплофикация и тепловые сети. 6-е издание, переработанное, Москва «Издательство МЭИ», 1999.