Педагогические инновационные технологии в вузе
Автор: Хасия Татьяна Владимировна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 15318 раз
Библиографическое описание:
Хасия, Т. В. Педагогические инновационные технологии в вузе / Т. В. Хасия. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/777/ (дата обращения: 16.12.2024).
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующего в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
На разных стадиях своего развития общество предъявляло новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.
Образование как процесс и результат может быть эффективным и качественным, если есть четко сформулированные конкретизированные образовательные идеи, и они приняты личностно значимые всеми участниками образовательного процесса.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию было четко сформулировано, что будущее нашей страны определяется не сырьевыми запасами и природными ресурсами, а интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки, высоких технологий.
Для этого образование России должно перейти в особый инновационный режим развития, в котором можно сохранить лучшие традиции нашего народного образования и одновременно учитывать мировые тенденции развития образовательных систем, соотносить наше образование с мировыми нормами и стандартами.
Приоритетным шагом на этом пути является приоритетный проект «Образование», который ставит стратегические задачи инновационного развития образования.
Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, то есть это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечивающие эффективное достижение результатов педагогической деятельности.
Проблемой инновационных технологий занимались и продолжают заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них И.П. Подласый, В.Д. Симоненко, В.В. Шапкин, В.И. Андреев, В.А. Сластенин и др. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.
Научные инновации, продвигающие прогресс вперед, охватывают все области человеческих знаний. Одной из разновидностей социальных инноваций является педагогическая инновация.
Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации могут существовать как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития) так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.п. (экстенсивный путь развития).
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
- проектирование новых моделей образовательного процесса;
- разработка концепций стратегий развития образования и образовательных
учреждений;
- обновление содержания образования, изменение и разработка новых
технологий обучения и воспитания;
- улучшение подготовки педагогических кадров;
- обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся,
разработка здоровье-сберегающих технологий обучения;
- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг
образовательного процесса и развития учащихся;
- разработка учебников и учебных пособий нового поколения.
Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление – теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
К инновационным технологиям обучения относятся: интерактивные технологии обучения и компьютерные технологии
Главная цель лекций интерактивных технологий обучения – приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различны.
Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью включения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяются свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).
Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.
Компьютерные технологии обучения _ это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучающему посредством компьютера.
Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации многих педагогических задач.
Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях приближенным к реальным.
Литература:
1.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход М.: Высшая школа, 1991.207с.
2.Горбатюк Е.Л. Возможности личностного саморазвития студентов технического вуза в поисковых подходах к обучению: автор.дисс.канд.пед.наук: 13.00.08.Хабаровск,1999.25с.
3.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М., Магистр 1997. 224с.
4.Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: автореф.дис.канд.пед.наук:13.00.08.Белгород,2000.23с.