Технология проектной деятельности (из опыта работы)
Автор: Султанова Мая Садриевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 04.05.2017
Статья просмотрена: 14187 раз
Библиографическое описание:
Султанова, М. С. Технология проектной деятельности (из опыта работы) / М. С. Султанова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 86-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12350/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача воспитателя — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения школьников. И одной из наиболее эффективных технологий, стала проектная деятельность.
Технология проектной деятельности — целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им.Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании (для решения проблемы ученику необходимо приложить полученные знания).
Проектное обучение в России возникло практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе — запрещено.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
- Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. п. Цель — участие детей в групповой деятельности.
- Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
- Повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
- Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
Практико-ориентированный проект — нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Примером подобного проекта на базе нашего центра является проект по толерантности с учащимися общеобразовательных школ западного округа города Москвы совместно с ЦВР «Синегория» в рамках окружной программы «Город равных».
− Исследовательский проект — по структуре напоминает научное исследование, успешно использован учителями нашей школы.
− Информационный проект — направлен на сбор информации, о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
− Творческий проект— предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов, успешно используется во внеклассных общешкольных мероприятиях.
− Ролевой проект.
По характеру контактов проекты бывают:
− Внутриклассные,
− Внутришкольные,
− Региональные (в пределах одной страны),
− Международные.
По продолжительности проекты делятся:
− Мини-проекты — могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
− Краткосрочные проекты — требуют 4–6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации — в рамках внеклассной деятельности и дома.
− Недельные проекты — выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
− Долгосрочные (годичные) проекты — могут выполняться и в группах, и индивидуально. Весь цикл — от определения темы до презентации (защиты) — выполняется во внеурочное время. В нашей школе действуют годичные проекты по параллелям:
5-е классы — «Этот загадочный и фантастический мир»
6-е классы — «Азбука вежливости и хороших манер в школе»
7-е классы — «Дом, в котором я живу»
8-е классы — «Я и моя семья»
9-е классы — «Большие интеллектуальные игры»
10–11-е классы — «Дерзайте, Вы талантливы!»
12 классы — 1-е курсы — «Время, вперед!»
2–3-и курсы — «Фильм, фильм, фильм!»
Литература:
- Кукушин В. С., Болдырева-Вараксина А. В. Педагогика начального образования. — М., 2005.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000.
- Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. — М., 2004.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.