Применение интерактивных технологий обучения в техническом вузе
Авторы: Мамедова Дилора Нусуровна, Тураева Дильфуза Даминовна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.
Дата публикации: 14.01.2016
Статья просмотрена: 104 раза
Библиографическое описание:
Мамедова, Д. Н. Применение интерактивных технологий обучения в техническом вузе / Д. Н. Мамедова, Д. Д. Тураева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/561/ (дата обращения: 21.11.2024).
На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличии от человека — исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает не стандартные решения.
Одним из основных направлений решения проблемы качества образования есть развитие материальных и не материальных составных систем обучения, введение их в состав высокотехнологических объектов деятельности, достижение на этой основе нового, высшего уровня учебно-воспитательного процесса.
В последнее время в педагогической практике значительное распространение приобрели интерактивные технологии обучения, сущность которых заключается в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного активного взаимодействия всех участников.
Все вышесказанное подтверждает необходимость активного внедрения в практику интерактивных технологий обучения, одной из которых является формирование межпредметных связей в системе обучения. Основной принцип межпредметной интеграции в системе изучения учебных дисциплин в техническом вузе заключается в том, что элементы знаний гуманитарных, общеинженерных и специальных дисциплин конструируются из основных элементов фундаментальных знаний.
При таком подходе к организации учебно-познавательной деятельности обеспечивается непрерывность и преемственность в изучении различных учебных дисциплин, снимается дублирование материала, изучение содержания предметной информации ведется одновременно на родном и иностранном языках. Интегративный подход к освоению специальных дисциплин на деле реализует принцип связи теории с практикой, усовершенствуя знания в профессиональной деятельности.
Внутрипредметная интеграция методов, форм и средств обучения позволяет на новом фоне организовывать лекционные, групповые, практические занятия, самостоятельную работу обучающихся, курсовое и дипломное проектирование, путем использования коллективных форм познавательной деятельности и с учетом индивидуально –личностных характеристик разрабатывать задания разного уровня сложности, давать возможность выбора форм внутригруппового взаимодействия. В связи с этим преподавателю необходима продуманная тема применения современных информационных аудиовизуальных и технических средств обучения, что безусловно, способствует усвоению содержания профессиональной подготовки в техническом вузе.
Одной из интерактивных технологий обучения есть проектная работа, которая предусматривает создание проекта одним, двумя или группой исполнителей.
Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей исследования, формировку гипотезы, планирование и разработку исследовательских действий, сбор данных, анализ, синтез, обобщение, подготовку и написание сообщения презентацию результатов.
Основная цель метода проектов заключается в предоставлении студентам возможности самостоятельного получения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которая требует интеграции знаний из разных наглядных сфер.
Темы проектов могут быть разнообразны. Выбирая тему, необходимо помнить: — эта тема должна быть должна быть действительно интересна; результаты проектной деятельности должны иметь практическое значение; материал, собранный по теме, должен быть полезен другим людям, заинтересованным в этом вопросе.
В данной статье приводится пример учебного (практико-ориентировочного) проекта на тему: «Эффективность внедрения автономных систем теплоснабжения» по дисциплине «Теплофикация и тепловые сети»
Развитие рыночных отношений в экономике Узбекистана обуславливает необходимость эффективного использования энергии и всех видов ресурсов, повышения научно-технического и организационного уровня производства во всех отраслях экономики, а также подготовки высококвалифицированных кадров расширения материально-технической, минерально-сырьевой, производственной базы и научного потенциала.
В Узбекистане отрасль энергетики развивается преимущественно по пути увеличения единичной мощности и параметров энергоблоков тепловых электрических станций, снабжая электрической и тепловой энергией ряд крупных промышленных регионов. Однако самые крупные потребители (коммунально-бытовые) снабжаются тепловой энергией преимущественно от районных котельных, а большинство индивидуальных потребителей даже в настоящее время довольствуются печным отоплением.
Одним из перспективных направлений развития теплоэнергетики Узбекистана может являться децентрализация источников энергосбережения, т. е. установка автономных установок в непосредственной близости от потребителя или даже на его территории, если это касается промышленных предприятий.
Проблема, требующая своегоразрешения в рамках проекта: разумная децентрализация теплоснабжения путем внедрения автономных источников энергии.
Цель проекта: обоснование возможности и преимущества внедрения автономных источников энергии в системы теплоснабжения.
Конечный результат: курсовой проект, дипломный проект, доклад на научной конференции.
Пользователи: специалисты, студенты, преподаватели.
Рамки проекта: ограничений нет.
Структура продукта проекта — дипломный проект:
Введение.
Расчет тепловых нагрузок теплоснабжаемого района
Расчет и построение графика продолжительности тепловой нагрузки
Гидравлический расчет тепловых сетей централизованного теплоснабжения
Гидравлический расчет автономной системы теплоснабжении
Определение стоимости доставки 1 ккал тепла в год централизованной системой теплоснабжения
Определение стоимости доставки 1 ккал тепла в год автономной системой теплоснабжения
Список использованных источников.
Задачи проектной деятельности:
- Сбор информации о теплоснабжаемом районе (генплан района).
- Сбор информации о централизованном источнике тепловой энергии.
- Сбор информации об автономном источнике тепловой энергии.
- Сбор информации о современных расценках для выполнения технико-экономического расчета.
Информация представляется в текстовом и графическом изображении, в виде чертежей и схем.
Виды деятельности участника — исполнителя проекта (студент-выпускник):
- Выявление источников информации, её сбор.
- Выбор и структурирование информации.
- Оформление графической части.
- Подготовка устной информации о результатах проектной деятельности.
- Подготовка визуальной информации (слайды для презентации) о результатах проектной деятельности.
- Подготовка отчета (пояснительной записки) о проектной работе.
Рабочий план выполнения проекта
Ф.И. студента |
Задача |
Содержание работы |
Вид готового продукта |
Срок выполнения |
|
|
|
|
|
Оценка продукта выполненного проекта
Критерии оценки |
Показатели оценки, макс.баллов |
|
|
Оценка отчета (пояснительной записки) по выполненному проекту
Критерии оценки |
Показатели оценки, макс.баллов |
|
|
Оценка визуальной презентации выполненного проекта в MSPowerPoint
Критерии оценки |
Показатели оценки, макс.баллов |
|
|
Оценка устной презентации и защиты выполненного проекта
Критерии оценки |
Показатели оценки, макс.баллов |
|
|
Таким образом, более широкое введение в практику технических вузов интегративных обучающих технологий может обеспечить, по нашему мнению, развитие личностных и профессиональных качеств, более целенаправленно формировать у обучающихся целостные профессиональные знания, интеллектуальные умения и способы практической деятельности инвариантные по отношению к конкретным сферам и видам их будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Хаджиева К. Н. Проектная технология обучения в экономическом вузе: учебно-методическое пособие/ Серия «Современные технологии обучения». Т., Ташкентский государственный экономический университет, 2009.
- Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хошимова Д. П. Способы и средства самостоятельной учебной деятельности. Тошкент: ТГЭУ, 2010.
- Соколов Е. Я. Теплофикация и тепловые сети. 6-е издание, переработанное, Москва «Издательство МЭИ», 1999.