Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообучению, является средством интенсификации учебного процесса.
Концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан предполагает переориентацию вузов на подготовку самостоятельно мыслящих учителей, способных к постановке целей, анализу педагогических ситуаций, проектированию и реализации учебного процесса, созданию доброжелательной атмосферы в классе и умеющих отслеживать и оценивать результаты своей деятельности [1].
Эффективность использования педагогических технологий в образовательном процессе средней и высшей школы подтверждена исследовательскими работами ряда авторов: Г. К. Селевко, В. И. Андреева, В. П. Беспалько, М. В. Кларина, В. Ю. Питкова, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой и др.
В понимании термина «педагогическая технология» до сих пор нет определенности. В педагогической литературе существует более трехсот определений данного понятия. Такое разнообразие трактовок педагогической технологии не случайно, поскольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пониманию сущности технологии вообще.
Так, Г. К. Селевко считает, что педагогической технологией является продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [2].
В. А. Сластенин, Л. С. Подымова считают, что ценность человека определяется его уникальностью, творчеством [3]. В развитии и совершенствовании творческого потенциала выпускника вуза, будущего специалиста важную роль играет уровень современного преподавания в высшем учебном заведении. Выработка у студента креативного стиля мышления, умения анализировать, сопоставлять факты и явления, принимать функционально-грамотное решение-задача, которая становится приоритетной в вузовском преподавании.
В преподавании дисциплин психолого-педагогического и музыкально-теоретического циклов на факультете педагогики и психологии и факультете культуры и искусства используются такие педагогические технологии, как проблемное изложение лекционного материала, эвристический метод проведения практических, лабораторных занятий, организационно-деятельностные, проблемно-ориентированные, деловые и ролевые игры, имитирующие элементы будущей профессиональной деятельности. Использование таких методов позволяет моделировать различные учебные ситуации, в том числе и профессиональные, что приближает учебный процесс к реальной жизни. Изменение технологии педагогического взаимодействия, когда преподаватель становится не столько носителем и передатчиком научной информации, сколько организатором познавательной деятельности студентов, преподаватель не только конструирует содержание дисциплины, но и проектирует процесс обучения в соответствии с программой и профессионально-педагогическими задачами.
Так, например, в процессе изучения дисциплины «Теория и методика воспитательной работы» нами используются деловые игры и технология работы над проектом. На наш взгляд, технологию проектов необходимо рассматривать в сочетании с традиционными методами обучения не в качестве метода, заменяющего сложившуюся систему, а в качестве дополняющего ее элемента в организации самостоятельной работы студента. Так, на начальной стадии изучения курса студентам дается домашнее задание составить разработки внеклассных мероприятий, в которых зачастую:
1) цель и задачи не различаются и не конкретизируются;
2) не учитываются особенности коллектива класса;
3) в результате студент составляет формальные разработки и зачастую не может сделать анализ мероприятия.
Следовательно, можно выделить необходимые интегральные воспитательные умения, необходимые для будущего учителя, ориентированного на гуманистическое взаимодействие со школьниками. Они включены в разработанную Л. М. Петровой модель воспитательных умений, состоящую из четырех блоков:
- 1-й блок — аналитические умения: анализ причин неудач в воспитательной деятельности; анализ воспитательных ситуаций; анализ проведенного воспитательного мероприятия;
- 2-й блок — умения целеполагания: планирование воспитательной работы в классе; постановка целей и задач воспитания; выбор средств для реализации целей и задач; разработка внеклассных мероприятий; прогнозирование развития учащихся;
- 3-й блок — умения организации воспитательного процесса: изучение личности ребенка; выявление уровня развития микроколлектива и коллектива класса в целом; выявление позиции каждого ребенка в социальной структуре класса; управление взаимодействием детей с учителем; управление взаимоотношениями в родителями.
- 4-й блок — умения оценки результатов воспитательного процесса: оценка индивидуальной и групповой деятельности школьников; оценка изменений в личности ребенка (прирост личностных качеств).
Полученные группы умений могут рассматриваться как некая модель воспитательных умений будущих учителей педагогических специальностей.
В процессе изучения курса «Теория и методика воспитательной работы», нами используется также технология работы над проектом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Наряду с вышеизложенным, студенты принимают участие в проведении деловой игры «Модель формирования личности школьника».
Цель игры — формирование следующих умений: анализировать представленный материал, включающий индивидуальные данные на школьника; использовать в составлении проектов и программ психолого-педагогической литературы; использовать результаты анализа и данных психолого-педагогических источников для составления и защиты индивидуальных проектов; сотрудничать с коллегами по игре и принимать коллективные педагогические решения.
В основу технологии проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект» его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Основные требования к использованию технологии проектов сводятся к следующему:
- наличию значимой в исследовательском творческом плане проблемы или задачи;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов.
Проблематизация является первым этапом работы над проектом — необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» проблемы. На этапе целеполагания проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.
Планирование — важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляется, что может несколько снизить мотив к деятельности. Реализация имеющегося плана — следующий этап проектного цикла. Рефлексия — этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы.
Так, например, студенты первого курса работали над конкурсом Альтер-проектов «Модель формирующейся личности школьника». Студенты получают задания и пакет документов. В ходе выполнения проекта 2–3 студента создали творческую группу, которая выбирала одного ученика и с учетом его поведения подбирала как можно больше вариантов их воспитания. За каждый вариант начисляется по одному баллу. За предложения лучшего варианта воспитания со стороны других студентов им начисляется по одному баллу. Варианты воспитания оформляются в письменном виде и излагаются в устной форме.
Преподаватель выступает в качестве консультанта, корректирует, предлагает идеи, помогает прогнозировать результат. Завершающим этапом является представление отчета и оценка. Отчетом могут быть: устный доклад, содоклады, письменный отчет и т. д. Студенты участвуют и в оценке, определении рейтинга участников проекта. В результате студенты должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (альбом, музыкальный анализ, реферат и др.) Таким образом, в основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Развитие данного вида мышления посредством интерактивного включения студентов в образовательный процесс и является целью следующей рассматриваемой технологии.
Технология развития критического мышленияимеет свои особенности, а именно: акцент на самостоятельность студентов в учебном процессе; поиск аргументов для решения проблемы; непринятие сведений на веру; поиск аргументированных ответов происходит на основе рефлексии, выявления неизвестного; необходимо создание условий для сотрудничества и партнерства в процессе целенаправленной деятельности. Технология состоит из нескольких фаз, а именно: 1) вызов (то, что воспитанник уже знает по теме); 2) осмысление (что узнал); 3) рефлексия (отбор информации).
Выделим основные приемы, входящие в вышеуказанные фазы технологии:1 фаза: кластер, индивидуальная «мозговая атака», групповая «мозговая атака»;2 фаза: инсерт (работа с информацией с разметкой, маркировка текста с его разметкой), чтение с остановками, перекрестная дискуссия, ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал, т. е. приведение информации в логический порядок, его цель — систематизация знаний по теме); 3 фаза: кластер («информационный гроздь», прием графической систематизации материала), эссе, синквейн (стихотворение из пяти строк, цель которого — синтезировать, обобщить информацию по теме). Это быстрый способ подведения итога по теме, рефлексия, способ резюмирования полученной информации и изложения сложных идей, чувств и представлений в нескольких словах.
В основе данной технологии лежит развитие познавательных интересов студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Технология проектов всегда ориентирована на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. На занятиях психолого-педагогического и музыкально-теоретического циклов нами также используется технология портфолио.
В зарубежной традиции «портфолио» определяется как коллекция работ и результатов обучаемого, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Данная технология дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений. Технология портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, музыкально-исполнительской, коммуникативной и др. и является важным элементом деятельностного подхода к образованию. Введение портфолио позволило нам повысить образовательную активность студентов-музыкантов, уровень осознания ими своих целей и возможностей
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию студентов; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности будущих специалистов. Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного студента, отвечающей задачам его профессиональной подготовки. При этом все виды деятельности основываются на принципах единства познавательной деятельности и общения, когда взаимодействие ведется на субъект-субъектном уровне, а структурирование материала через систему задач позволяет использовать формы совместной деятельности: «студент-преподаватель», «студент-группа», «студент-мини-группа», «студент-преподаватель» и др., когда в основу учебного процесса ставится личная деятельность студента в коллективной.
Следовательно, внедрение современных педагогических технологий способствует тому, что в деятельности студента происходят изменения в плане перехода от учения, как функции запоминания, к учению — как интенсивной интеллектуальной деятельности, позволяющей использовать усвоенное.
Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию.
Литература:
1. Концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Педагогика, 1980.-146с.
3. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности. // Педагогическое образование и наука, № 1, 2006, с. 32–37.