Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.

Дата публикации: 16.03.2018

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Хомякова С. Е., Шарапова Е. В. Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие) // Образование и воспитание. — 2018. — №2. — С. 49-52. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/88/3221/ (дата обращения: 22.10.2019).



В классе обучаются 5 детей с ТНР.

Цель: учить различать приставки и предлоги.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить знания учащихся о приставках и предлогах, формировать умение правильно писать приставки и предлоги, учить понимать их смысловое значение;
  2. Повторить изученные темы.

Коррекционно-развивающие:

  1. Формирование и развивать различные виды связной устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной);
  2. Формировать, развивать и обогащать лексический строй речи, уточнять значение слов, развивать лексическую системность;
  3. Корригировать и развивать связную письменную речь (при работе с деформированным текстом);
  4. Развивать внимание, память, слуховое восприятие, мыслительные операции;
  5. Развивать познавательную активность учащихся;
  6. Развивать способы самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету русского языка;
  2. Воспитывать доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  3. Воспитывать умение работать парами;
  4. Воспитывать самостоятельность.

Здоровьесберегающие:

  1. Следить за правильной посадкой обучающихся;
  2. Соблюдать режим охраны зрения;
  3. Чередовать статические и динамические задания.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Компьютер

Интерактивная доска

Доска ученическая

Маски зайцев

Листы для чистописания

Кроссворд на каждого учащегося

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Логопед: -Проверьте готовность к уроку. Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок.

Учитель: -Откройте тетради. Запишите число и «Классная работа».

  1. Основная часть.

1). Чистописание.

Учитель: — Обведите линии. Проведите линии самостоятельно от бабочки и от совы.

F:\числопис1.jpg

2). Логопед: — Сейчас мы будем разгадывать кроссворд. Скажите, что за слово зашифровано на схемах? Скажите, где находится мячик? (Предлагается несколько схем с предлогами «через», «между», «над», «около», от»).

«Под». Как называется это слово? Правильно, предлог.

Учитель: -Вы обратили внимание, что одна клетка пустая? Какой буквы там не хватает?

Какое слово получилось? Как проверить написание буквы «г» в конце слова?

3). Логопед: -А теперь отгадайте загадку:

Он зелёный и густой,

Он высокий и большой:

То-еловый, то-дубовый,

То-осиново-сосновый.

В шубе он весной и летом,

А зимой стоит раздетым. (Лес).

4). Учитель: -А сейчас послушайте слова лесник, лесной, перелесок.

— Как можем назвать такие слова? Родственные, однокоренные. Почему?

Одно слово отличается от других. Какое слово? Чем? Это слово с приставкой. Назовите его. Что оно означает? (Небольшой молодой лес, полоса земли с редкими деревьями, соединяющая два леса).

5). Логопед: — Из перелеска к нам прибежали гости. Посмотрите, кто к нам пришёл. (Выходят зайцы. На масках 6 зайцев предлоги и приставки ЗА, ПО, ДО.).

Зайцы рассматривают похожие предлоги и приставки и спрашивают друг у друга:

— Ты кто?

— Я зайчик «ЗА»!

— Нет! Это я зайчик «ЗА»!

Учитель: -Не ссорьтесь, вы же братья. Ребята¸ давайте их помирим.

Кто из вас часть слова? А кто отдельное слово? Кто дружит с глаголом и всегда ходит с ним за ручку? А кто стоит рядом с глаголом, но руку не подает? Почему?

Посмотрите на доску и найдите, где предлог «за», а где приставка «за». Чем они отличаются? (Аналогично разбираются предлоги и приставки «по», «до».)

Забежал за ёлку. Побежал по тропинке. Допрыгнул до ветки.

6). Учитель: -А теперь запишите шуточные предложения, правильно раскрыв скобки:

Решили лисы зайчика (за)печь,

А зайчик из духовки прыг (за)печь.

7). Динамическая пауза.

Логопед: -Встаньте возле парты и внимательно выполняйте задания:

Хлопните всего разок,

Если в слове есть предлог,

А приставку как услышишь,

Топни раза три потише.

(С горы, сбежал, заколка, за городом, засмеялся, под снегом, подъехал, подберёзовик, на уроке.)

8). Учитель: — Придумайте слова к приставкам и к предлогам (работа парами):

В (ВО) (вошёл) В (ВО) (в школе)

О О

ПОД ПОД

ИЗ ИЗ

С(СО) С (СО)

ОТ ОТ

— Какие словосочетания у вас получились? Объясните, где предлог и где приставка.

9). Логопед: –Рассмотрите внимательно, что перепутал художник? Исправьте ошибки художника и составьте предложения по картинке.

C:\Users\user\Pictures\нелепицы.png

10). Зрительная гимнастика.

Логопед: -Внимательно посмотрите на доску, следите глазками за движениями бабочки по экрану, не поворачивая головы.

11). Учитель: — Догадайтесь, какие слова пропали в тексте. Прочитайте, что получилось. Запишите текст.

Зайчишка.

Бегал ночью зайчик … полю … голодного волка, да … хитрой лисы. Вдруг … пал он … яму и … вихнул себе ногу. … видел его филин ушастый и … летел … бедного зверька. Куда … прятаться зайке? Вдруг он … видел ёлочку и спрятался … её колючие ветки. Кружился филин … ёлкой, но зайчика … хватить не мог.

  1. Подведение итогов.

1). Учитель: — Что нового мы узнали на уроке? Что повторили?

2). Логопед: -Рефлексия деятельности.

Вспомните свои впечатления на уроке.

—За что можете похвалить себя?

Закончите предложения:

Я узнал на уроке………..

Мне было трудно……….

Мне было интересно……

Основные термины (генерируются автоматически): предлог, приставка, логопед, слово, учитель, какое слово, зайчик, урок.

Похожие статьи

Разработка и использование авторских многофункциональных...

Этот тренажер способствует быстрому включению ребенка в учебно-игровую деятельность, поддерживает его интерес к занятию, позволяет учителю-логопеду более эффективно использовать игровые приемы по

Звуковой анализ слов. Приставки и предлоги.

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением...

 контаминации — в одном слове слоги разных слов;  слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).

Учителямлогопедам, работающим в дошкольном образовании, на занятиях по подготовке к обучению грамоте...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по...

Карточки-символы: слова-признаки; слова-действия; слова-предметы; предлоги; знаки препинания. Ход занятия.

Дети встают по кругу. Выбирается водящий, который уходит подальше, чтобы не слышать, о чем договариваются дети с логопедом.

Использование авторских стихотворений в работе...

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

И на Тему громко тявкать. -Р-. Нес сырок на урок. Сообразительный сурок.

Программа логопедических занятий по коррекции нарушений...

Взаимодействие в работе учителя начальных классов и учителя-логопеда.

 находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок

Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание. Аналитический этап.

Скоро в школу? | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...»

 Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т. к. только при

 Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка).  Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т. д.)

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Учительлогопед наблюдает за ребенком в ситуации общения с педагогами, с родителями, со

– Стимуляция к появлению первых слов и использованию отдельных слов в роли предложений

Личных местоимений, некоторых наречий (больше, меньше), предлогов (в, на).

Варианты проведения организационного момента на занятиях для...

Предполагается, что перед началом занятия логопед словесно приветствует детей, а дошкольники или школьники стоя приветствуют друг друга и педагога, поэтому общая инструкция логопеда в большинстве заданий начинается со слов «Сядет тот...

Использование счётных палочек Кюизенера в работе по...

* Слова – понятия, связанные с геометрическим материалом (квадрат, сторона квадрата, угол и т.д.)

В средней группе:  При закреплении предлога «на» дети строят высокую и низкую

Логопед.2012 №8. С69-73. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике.

Похожие статьи

Разработка и использование авторских многофункциональных...

Этот тренажер способствует быстрому включению ребенка в учебно-игровую деятельность, поддерживает его интерес к занятию, позволяет учителю-логопеду более эффективно использовать игровые приемы по

Звуковой анализ слов. Приставки и предлоги.

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением...

 контаминации — в одном слове слоги разных слов;  слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).

Учителямлогопедам, работающим в дошкольном образовании, на занятиях по подготовке к обучению грамоте...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по...

Карточки-символы: слова-признаки; слова-действия; слова-предметы; предлоги; знаки препинания. Ход занятия.

Дети встают по кругу. Выбирается водящий, который уходит подальше, чтобы не слышать, о чем договариваются дети с логопедом.

Использование авторских стихотворений в работе...

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

И на Тему громко тявкать. -Р-. Нес сырок на урок. Сообразительный сурок.

Программа логопедических занятий по коррекции нарушений...

Взаимодействие в работе учителя начальных классов и учителя-логопеда.

 находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок

Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание. Аналитический этап.

Скоро в школу? | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...»

 Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т. к. только при

 Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка).  Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т. д.)

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Учительлогопед наблюдает за ребенком в ситуации общения с педагогами, с родителями, со

– Стимуляция к появлению первых слов и использованию отдельных слов в роли предложений

Личных местоимений, некоторых наречий (больше, меньше), предлогов (в, на).

Варианты проведения организационного момента на занятиях для...

Предполагается, что перед началом занятия логопед словесно приветствует детей, а дошкольники или школьники стоя приветствуют друг друга и педагога, поэтому общая инструкция логопеда в большинстве заданий начинается со слов «Сядет тот...

Использование счётных палочек Кюизенера в работе по...

* Слова – понятия, связанные с геометрическим материалом (квадрат, сторона квадрата, угол и т.д.)

В средней группе:  При закреплении предлога «на» дети строят высокую и низкую

Логопед.2012 №8. С69-73. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике.

Задать вопрос