Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у детей с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 04.02.2016

Статья просмотрена: 490 раз

Библиографическое описание:

Долгова, А. В. Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у детей с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте / А. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/704/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же, одновременно, является и важнейшим этапом, на котором закладывается возможность дальнейшего успешного обучения.

К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошибок при письме.

Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью.

В письменных работах этих детей часто встречаются следующие ошибки:

                   пропуски букв и слогов;

                   перестановка букв и (или) слогов;

                   недописывание слов;

                   написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);

                   повторение букв и (или) слогов;

                   контаминации — в одном слове слоги разных слов;

                   слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).

Эти специфические ошибки свидетельствуют о наличии дисграфии, на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Учителям — логопедам, работающим в дошкольном образовании, на занятиях по подготовке к обучению грамоте, необходимо планировать целенаправленную и эффективную работу, направленную на профилактику и предупреждение дисграфии, обусловленной нарушение языкового анализа и синтеза.

Система работы на занятиях по подготовке к обучению грамоте включает: коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Ф. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение на данном возрастном этапе определенным кругом знаний об окружающем и соответствующим объемом словаря.

В коррекционном обучении, по формированию языкового анализа и синтеза, выделяют три раздела:

I раздел работы — артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [к], [к’], [х], [х’], [ф], [ф’], [в], [в’], [j], [б], [б’], [д], [г], [г’] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к] — [х], [в] — [б] и т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процессов фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках правильно произносимых всеми детыми группы. Затем логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия, оставленные к этому времени исправленные звуки.

II раздел работы — дифференцировочный, в котором выделяется 2 этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно и акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.

После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, — это второй этап дифференциации.

III раздел работы — формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:

  1.              Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.
  2.              Формирование представлений о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
  3.              На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [а], [у], [и] отрабатывается наиболее легкая форма анализа — выделение первого гласного звука из начала слова.
  4.              Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной четой обозначается слово, короткой слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
  5.              Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
  6.              Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего звука в слове типа суп.
  7.              Выделение начальных согласных в словах типа сок.
  8.              Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.
  9.              Анализ и синтез прямого слога типа [са].
  10.         Полный звуковой анализ и синтез односложных слов из трех звуков типа сом и двусложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
  11.         Полный звуковой анализ и синтез слов со стечением согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двусложных с закрытым слогом типа кошка, трехсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
  12.         Преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок — сук.
  13.         Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
  14.         Полный ЗСА слов.

Среди методов, повышающих эффективность обучения, применяемых логопедом на занятиях по подготовке к обучению грамоте с положительной стороны зарекомендовали себя дидактические игры.

  1.              «Поймай звук».

Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т. д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.

  1.              «Веселый поезд».

Цель. Учить определять место расположения звука в слове.

Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.

Описание игры. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом — те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором — в середине слова, в третьем — в конце.

  1.              «Рассели звуки».

Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове.

Оборудование: картинки, фишки, карточки с клеточками по количеству звуков в слове.

Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме.

  1.              «Угадай-ка».

Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (сок, осы, носок — сон; ключ, обруч, топор — кот)

  1.              «Разноцветные мячи».

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Описание игры. Красный — гласный. Синий — нет.

Что за звук? Мне дай ответ!

Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.

  1.              «Покажи кружок нужного цвета».

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков.

Оборудование: красные и синие круги по количеству детей.

Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу. Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный. Аналогичным образом можно проводить игры по дифференциации согласных по мягкости — твердости, звонкости — громкости.

  1.              «Назови братца».

Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных.

Оборудование: мяч.

Описание игры.

Первый вариант.

Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару — «маленького братца» и перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то логопед сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.

Второй вариант.

Логопед называет мягкий согласный звук, а дети — его твердую пару. Логопед подключает к проверке ответов самих детей. Для этого в условиях игры оговаривают, что если дети заметят ошибку, они должны хлопать. Это заставляет всех детей быть активными и внимательными на протяжении всей игры, а не только тогда, когда логопед бросает им мяч.

Третий вариант.

Логопед сначала называет твердый согласный звук, а дети его мягкую пару. Затем, когда в игре примет участие половина детей, воспитатель называет мягкий согласный, а дети — его твердую пару.

 

Литература:

 

  1.              Агранович З. Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников».- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  2.              Гомзяк О. С., «Говорим правильно в 6 -7 лет. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периоды обучения в подготовительной к школе логогруппе». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  3.              Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием I, II, III периоды».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  4.              Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): звук, ребенок, описание игры, слово, логопед, мяч, синтез, слог, фонематическое восприятие, языковой анализ.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Система работы по дифференциации звуков при...

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

Система работы по профилактике фонематической дислексии...

звук, ребенок, описание игры, слово, логопед, синтез, мяч, языковой анализ, фонематическое восприятие, слог.

Сколько слогов в слове сок? Сколько в нем звуков? Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Формирование фонематического восприятия как залог...

фонематическое восприятие, фонематический слух, ребенок, звук, игра, слово, Коррекционная работа, коррекционное обучение, слуховая память, звуковой анализ.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Использование дидактических игр в работе по развитию...

У детей среднего уровня наблюдается недостаточное умение дифференцировать слоги и фонемы, чаще всего у них не сформированы навыки элементарного звукового анализа и синтеза. Рис. 2. Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия КГ по...

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система работы по дифференциации звуков при...

Формирование фонематического восприятия у детей с общим...

По ходу игры логопед меняет слоги, а если это серия слогов, то их последовательность. «Передай другому».Дети по очереди повторяют за логопедом слоговые рядыи

Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Система работы по дифференциации звуков при...

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

Система работы по профилактике фонематической дислексии...

звук, ребенок, описание игры, слово, логопед, синтез, мяч, языковой анализ, фонематическое восприятие, слог.

Сколько слогов в слове сок? Сколько в нем звуков? Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Формирование фонематического восприятия как залог...

фонематическое восприятие, фонематический слух, ребенок, звук, игра, слово, Коррекционная работа, коррекционное обучение, слуховая память, звуковой анализ.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Использование дидактических игр в работе по развитию...

У детей среднего уровня наблюдается недостаточное умение дифференцировать слоги и фонемы, чаще всего у них не сформированы навыки элементарного звукового анализа и синтеза. Рис. 2. Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия КГ по...

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система работы по дифференциации звуков при...

Формирование фонематического восприятия у детей с общим...

По ходу игры логопед меняет слоги, а если это серия слогов, то их последовательность. «Передай другому».Дети по очереди повторяют за логопедом слоговые рядыи

Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь.

Задать вопрос