Автор: Каримова Наталья Викторовна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.

Дата публикации: 30.03.2016

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Каримова Н. В. Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 29-32.



Мама мне сказала: «В среду мы поедем к логопеду.

Будем звуки изучать, язычок учить «рычать» ".

Я подумал: " Ой-ой-ой! Что же будет там со мной?

Может, мне дадут таблетку?

Нарисуют йодом сетку?

Как «рычать " я научусь?

Логопеда я боюсь».

Но в ответ сказала мама,

Чтоб сомнения прогнал я.

Логопед ребятам друг,

Он для них спасенья круг.

Он таблетками не лечит,

Учит он красивой речи! "

И тогда ответил я:

«С логопедом мы друзья!

Безусловно, в эту среду

К логопеду я ПОЕДУ! "

Автор стихотворения Каримова Н. В.

Ваш малыш растет и каждый день радует новыми успехами. Вот уже и «трудный» звук научился выговаривать. Но поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. С точки зрения физиологии этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения стереотипы неправильного произношения слов, предложений очень стойкие. Автоматизация звука проходит в строгой последовательности, осуществляется от простого к сложному, от легкого к трудному. Одним из этапов является отработка звука в стихотворениях и чистоговорках.

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают, стараются запомнить и рассказать их. При подборе стихотворного материала логопед должен учитывать возраст ребенка, его интеллектуальные и речевые возможности. Чем ниже уровень развития речи, тем проще и доступнее должны быть художественные образы. При заучивании стихотворных текстов важно соблюдать общие методические установки, но следует вносить поправки, с учетом речевых возможностей детей. Часто логопеды и воспитатели используют стихи для закрепления определенных звуков. В этом случае логопед может предложить специальные задания по тексту:

 выбрать слова с определенным звуком, например, со звуком РЬ.

Подарю Андрюшке я

Три карманных фонаря.

А Андрюшка мне подарит

Вкусный маковый сухарик.

(автор Каримова Н. В.)

 угадать, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении.

Чудак Чук чернику ел,

Черным стать он захотел.

(автор Каримова Н. В.)

 предложить ребенку закончить строку словом с нужным звуком.

Тузик отморозил лапки,

Зоя сшила ему…..(тапки)

(автор Каримова Н. В.)

На этапе дифференциации звуков логопед и воспитатель также могут использовать стихотворения. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить «озорные звуки», а затем повторить стихи правильно. Например:

Мышонок тащит в норку

Сухую хлебную горку (корку).

(автор Каримова Н. В.)

Лежит Антон на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Заучивание стихотворений помогает развивать у детей не только память, но и чувство ритма, формировать темповую организацию высказывания, работать над развитием интонационной выразительности речи. Поэтому логопед может предложить ребенку наряду с проговариванием отхлопывать или отстукивать ритм стихотворения, проговаривать фразы под медленную музыку, под маршировку, изменять интонацию в зависимости от содержания текста. В качестве зрительной опоры при заучивании стихотворений можно подбирать к ним соответствующие содержанию картинки.

Мы с подружками играем

И картинки называем:

Рак, ракета, раскладушка,

Роза, радуга, ракушка,

Рыба, робот, пирожок.

Повтори и ты, дружок.

Рис.1. Опорные картинки к стихотворению Каримовой Н. В. «Игра»

На более поздних этапах работы можно предложить ребенку на выбор любые картинки, по которым малыш вспоминает и рассказывает полюбившиеся стихотворения. Творческий подход в работе логопеда помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Для практикующих логопедов, а также воспитателей и родителей я предлагаю свои авторские стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Р-Л

Что, трусишка, загрустил? —

Я у заиньки спросил.

— Я от волка убегал

И морковку потерял.

Л— Р

Плыл на лодочке Платон,

В речку он крошил батон.

Рыбы съели полбатона,

Славный завтрак от Платона!

-Ш-

У Петруши каша есть,

Он не смог ее доесть.

Поделился с кошкой Машей,

Рада Маша вкусной каше.

-Р-

Мудрый ворон из Парижа

Не хотел, как все, картавить.

Пригласил он логопеда

«эр» французский ему править.

- Х -

Хома похудеть хотел,

Хлеб, халву хомяк не ел.

-Я-

Я иду с сестрой гуляю,

Громко ямы я считаю:

«Яма, яма, яма….Ой!»

Я пойду теперь домой.

-Л-

Еле-еле ела Лена,

Елка вырасти успела.

Р— Л

Мы копали огород,

Помогал нам в этом крот.

Он проделал это ловко,

Вырастет у нас морковка.

-К-

У Кати кот был необычный,

Кот лакал компот клубничный.

-Ш-

Гоша вышел из сторожки,

Чтоб набрать себе морошки.

Долго по лесу бродил,

Ягод он не находил.

А когда нашел морошку,

Крикнул: «Я забыл лукошко».

-Ч-

Рисовали девочки

Кофточки и ленточки,

Вазочки, цветочки,

Заколочки, платочки.

J- ЛЬ

Ежевику ела Лена,

Ей малина надоела.

-З-

Тузик отморозил лапки,

Зоя сшила ему тапки.

-Ч-

Черепаха чует носом-

Чай разносят на подносах.

-Л-

Я клубнику посадила,

Я клубнику подрастила.

Сорвала, помыла,

Ладу угостила.

- Ш-

У Паши жила кошка,

Играла на гармошке.

А пес его Тимошка

Хлопал ей в ладошки.

-Ж -

Жаба жадною была,

Жаба жадиной слыла.

Комаров и мошек жаба

Никому не отдавала.

-С-

Катит Соня самокат.

Самокат купил ей брат.

Самокат хорош у Сони,

Теперь Соня всех обгонит.

-Ш-

Наша Маша сшила мишке

Шубу, шорты и штанишки.

Л-Р

Перед зеркалом вертелась

Оленька трехлетняя.

Она платье примеряла

Кларочкино летнее.

Ш— С-Ж-З

Заказал жук у ежа

Для жены галошки.

Ежик сшил им, не спеша,

Новые сапожки.

-ЛЬ-

Лежит в коляске лялечка,

Назвали ее Алечка.

Все Алечку жалели

И песенки ей пели.

З-Ж

Я сижу, весь день тужу.

Со звуком «Ж» я не дружу.

Медом я язык намажу,

Может, зажужжу я сразу.

-Р-

Рано утром встал Егор

Мастерить себе забор.

-Ц-

Для певца и для певицы,

Для царя и для царицы,

Для цыгана и девицы

Свяжет Циля рукавицы.

Р-Л

Шла по улице матрешка

И заслушалась немножко,

Как на ветке соловей

Зазывал к себе гостей.

-Ш-

Кошка позвала подружку,

Петушка загнать в клетушку.

Ч-ТЬ

Шарик наш — любитель чавкать

И на Тему громко тявкать.

-Р-

Нес сырок на урок

Сообразительный сурок.

Но не съест сырок сурок,

Пока не кончится урок.

-РЬ-

Подарю Андрюшке я

Три карманных фонаря.

А Андрюшка мне подарит

Вкусный маковый сухарик.

Р-Л

Тарики-барики,

Испекла лиса сухарики.

Зайку пригласила,

Прощенья попросила.

Л-ЛЬ

Любила Полинка лесную малинку,

А рыжий Тимошка любил есть морошку.

-Ч-

Я «Растишку» уплетаю,

Вырасти большим мечтаю.

Космонавтом стать хочу-

На Луну я полечу.

Занимательный речевой материал по закреплению в речи правильного произношения звуков поможет сделать процесс автоматизации увлекательным и эффективным, развить речевые и творческие способности ребенка, его коммуникативные навыки.

Литература:

  1. Жукова Н. С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., «Просвещение», 1973. 222с.
  2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб., Издательство «Союз», 2000.
  3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, — 239 с.: ил
Основные термины (генерируются автоматически): Каримова Н, автор Каримова Н, стихотворения Каримова Н, дифференциации звуков логопед, стихотворного материала логопед, стихотворению Каримовой Н, этапе автоматизации звуков, закрепления определенных звуков, Использование авторских стихотворений, случае логопед, различном речевом материале, Чудак Чук чернику, интонационной выразительности речи, Вопросы дошкольной педагогики, этап автоматизации звука, дефектами звукопроизношения стереотипы, Жукова Н, закрепление условно-рефлекторных речедвигательных, фонетической стороны речи, уровень развития речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос