Библиографическое описание:

Тюнеева А. А., Богатырева А. В. Скоро в школу? // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 88-91.



Поступление в школу — важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы прежде всего интересуют родителей: сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школьной программой? Как адаптируется в новых условиях?

Практический опыт логопедической работы показывает, что не все дети, всесторонне подготовлены к учебной деятельности и у них, вполне вероятно, возникнут трудности овладения школьной программой. Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т. е. сформирована мотивация к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника: умение контролировать своё поведение, умение общаться со сверстниками, навык работы в коллективе, выполнение требований учителя. Родителям необходимо как можно раньше учить детей пониманию слов «нельзя» и «надо», но не гасить при этом познавательных эмоций чрезмерно высокими требованиями и строгостью.

Основное место в подготовке к школе детей следует уделять развитию речи, мышления, памяти, внимания, восприятия и работоспособности. Необходимо научить ребёнка слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Одним из важных условий становления речи у ребёнка является овладение правильным звукопроизношением. Если до поступления в школу у ребёнка нарушено произношение звуков, их дифференциация (т. е. различение), ребёнку необходима помощь логопеда. К сожалению, многие родители не замечают дефектных звуков у своих детей, либо относятся к этому спокойно, объясняя, что сами в детстве говорили так же. Но такие дефекты произношения звуков приводят к возникновению ошибок в письменной речи, поскольку влияют на формирование фонематического слуха, нарушение которого приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи (р — л, ш — с, ч — щ, ц — с, б — п, т — ть и др.). Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Словарный запас ребёнка начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Обогащение словарного запаса происходит в течение всей жизни. И чем больше ребёнок сумеет «запасти» слов, тем богаче и выразительнее будет его собственная речь, тем легче он будет понимать окружающих. Прежде всего, ребёнок усваивает те слова, которые связаны с его повседневной жизнью. Словарный запас ребёнка дошкольного возраста составляет не менее 2000 слов. В нём должны присутствовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы. Лексический состав языка представляет собой сложную систему, в которой слова объединены в тематические группы. поэтому очень важно, чтобы у детей были сформированы так называемые «обобщающие» слова (фрукты, овощи, мебель, обувь и т. д.). Чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Умение подбирать и использовать в речи синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по смыслу) свидетельствуют о высоком уровне речевого развития ребёнка.

Качественный рост словаря происходит за счёт усвоения новых значений уже знакомых слов. И здесь неиссякаемый источник обогащения словаря — это пословицы, поговорки, фразеологические обороты (т. е. овладение переносным смыслом слов и выражений). Проверьте, понимает ли Ваш ребёнок переносное значение таких выражений, как: золотые руки, железное сердце, тёплая встреча и т. д.

Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя речи. Важен не сам по себе богатый словарь, а умение активно пользоваться имеющимся словарём, и правильно оформлять свои мысли, строя предложения разных грамматических конструкций.

В дошкольном возрасте в процессе практического овладения речью, ребёнок усваивает основные закономерности языка. И хотя ребёнок не знает никаких грамматических правил, он вполне верно строит предложения, согласуя и изменяя в них слова, т. е. у ребёнка формируется чувство языка, он осваивает логику грамматического строя речи.Для успешного овладения грамматическими законами родного языка необходимо не только богатое речевое общение, правильные образцы для подражания, но и специальные речевые упражнения. Это нужно для того, чтобы запомнить многочисленные исключения из правил русского языка и научиться грамотно их использовать.

Родителям следует обратить внимание на следующие моменты:

 Умеет ли ребёнок правильно употреблять падежные окончания.

 Может ли он правильно образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных. Здесь важно отметить многообразие окончаний имён существительных: -и, -ы (стол — столы, плащ — плащи), -а, -я (дом — дома, глаз — глаза, дерево — деревья, стул — стулья), с изменением слова (лоб — лбы, рот — рты, пень — пни, ухо — уши), не изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).

 Согласование прилагательных с существительными начинается с прилагательных мужского и женского рода с ударными окончаниями (большой — большая, голубой — голубая). Затем подбираются прилагательные с безударными окончаниями. Окончания прилагательных среднего рода и множественного числа требуют особого внимания, т. к. являются наиболее трудными для ребёнка.

 Согласование числительных один, одна, одно; два, две с существительными формируется при усвоении категории рода имён существительных. Игры «Весёлый счёт», «Лото», «У кого сколько?», счётный материал помогают детям овладеть многообразием окончаний имён существительных при согласовании с числительными 5 и другими (5 домов, зайцев, гусей, тарелок и т. д.).

 Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т. к. только при этом условии малыш сможет правильно использовать «маленькие слова» в собственной речи. Проверьте, понимает ли Ваш малыш значение предлогов пространственного расположения и движения: на, под, в, за, из, с (со), из-под, из-за, к, от, по и т. д.

Помимо навыков словоизменения, ребёнку старшего дошкольного возраста необходимо научиться образовывать новые слова:

 Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос — носик — носище, комар — комарик — комарище, дерево — деревце, перо — пёрышко, глаз — глазище).

 Существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр — тигрёнок, заяц — зайчонок, медведь — медвежонок, лев — львёнок, овца — ягнёнок)

 Существительные, обозначающие названия профессий (стекольщик, крановщик, танкист, пианист, актёр, комбайнёр и др.)

 Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка)

 Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т. д.)

 Прилагательные, образованные от существительных (дерево — деревянный, пух — пуховый, глина — глиняный, дуб — дубовый).

 Прилагательные, обозначающие принадлежность какому-либо лицу или животному (мамин, Петин, лисий, кошачий, рыбий).

Главный фактор развития связной речи — наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должен стать родитель. Вовремя вставить какую-либо реплику, подбодрить, подсказать слово, да так, чтобы ребёнок не заметил, что его поправляет взрослый, — вот далеко не полный перечень средств, которыми располагает родитель в процессе становления у ребёнка связной речи.

Умение формулировать вопросы, развёрнуто и полно отвечать, запоминать и пересказывать небольшие литературные произведения, описывать события из собственной жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного, составлять небольшой рассказ по картинке или по серии сюжетных картин — вот, что необходимо уметь ребёнку, поступающему в школу.

Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение ребёнка читать, пренебрегая при этом развитием всех вышеперечисленных сторон устной речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению устной речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, ребёнок легко и как бы сам собой зачитает, причём избежит тех трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребёнка. Некачественная помощь при обучении чтению может так сильно навредить, что в школе будет необходимо переучивать ребёнка. А это чревато нервными срывами и стойкими ошибками в письменной речи в будущем. Поэтому родителям не следует форсировать процесс становления письма, а следует обратить самое серьёзное внимание на развитие навыков звукового анализа исинтеза, лежащих в основе обучения грамоте. Последовательность формирования этого навыка такова:

 Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.

 Определение первого звука в слове.

 Определение последнего звука в слове.

 Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

 Определение количества звуков в слове, их последовательность, т. е. полный звуковой анализ слова.

 Определение количества слогов в слове.

Регулярная работа с ребёнком предупредит появление у него многих школьных проблем или поможет их преодолеть, если они не были предупреждены в дошкольном возрасте.

Литература:

  1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999
  2. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985 г.
  3. Козырева Л. М. Учимся правильно говорить. Развитие речи. Дети 5–7 лет. Ярославль: Академия развития, 2002 г.
  4. Косинова Е. И. Учимся говорить правильно. Москва «Росмэн» 2008 г.
  5. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Для детей 2–4 лет. СПб.: КОРОНА принт, 2004 г.
  6. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Для детей 4–6 лет. СПб.: КОРОНА принт, 2004 г.
  7. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 6–8 лет. СПб.: КОРОНА принт, 2005г.
  8. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Союз, 2001 г.
Основные термины (генерируются автоматически): имён существительных, Словарный запас ребёнка, окончаний имён существительных, Похожая статья, КОРОНА принт, письменной речи, связной речи, Логопедическая грамматика, устной речи, грамматического строя речи, ребёнка связной речи, условий становления речи, артикуляции звуки речи, словарного запаса, школьной программой, запас ребёнка дошкольного, устной речи дошкольников, сторон устной речи, развития связной речи, школе умение ребёнка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос