Разработка и использование авторских многофункциональных логопедических тренажеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Никонова О. Н. Разработка и использование авторских многофункциональных логопедических тренажеров // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 134-136. — URL https://moluch.ru/archive/149/41655/ (дата обращения: 24.02.2019).



Главная идея моей работы – создать эффективные средства совершенствования коррекционно-развивающего обучения. Одно из таких средств — использование наглядно-игрового материала (логопедические тренажеры), которые способствуют не только преодолению речевых недостатков у ребенка, но и развитию у него познавательной активности, мыслительных операций, творческих способностей.

Ключевые слова: логопедический тренажер, многофункциональный, автоматизация звука, дифференциация звуков, воздушная струя, звуковой состав слова

Логопедический тренажер «Зимняя сказка».

Этот тренажер поможет ребенку развить целенаправленную воздушную струю, лексико-грамматическую сторону речи, автоматизировать звук [с].

Варианты использования тренажера:

  1. Развитие воздушной целенаправленной струи: широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка поднять так, чтобы образовался желобок. Легко подуть на язык.
  2. Автоматизация звука [с] всловах: ребенку предлагается посчитать снежинки, тем самым автоматизируется звук [с].

Утрировано произносим звук [с]. Например: «одна сссснежинка, две сссснежинки и. т.д»

  1. Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи: составить словосочетание «числительное + существительное» числительные 1,2,5 — например, одна снежинка, две снежинки, пять снежинок и. т.д.

Рис. 1. Логопедический тренажер «Зимняя сказка»

Логопедический тренажер «Дорожка из цветов».

Этот тренажер способствует быстрому включению ребенка в учебно-игровую деятельность, поддерживает его интерес к занятию, позволяет учителю-логопеду более эффективно использовать игровые приемы по автоматизации и дифференциации звуков.

Варианты использования тренажера:

  1. Развитие мелкой моторики кистей ипальцев рук: ребенок играет с деталями, меняет их местами, тем самым прикладывает усилия оторвать от липкой ленты и переместить на новое место.
  2. Автоматизация звуков изолированно ив слогах: произнести автоматизируемый звук (изолированно или в определенном звукосочетании) на каждый «шаг» пальчиков (сначала ведущей, затем другой руки);
  3. Дифференциация звуков изолированно или вслогах: произнести дифференцируемые звуки (изолированно или в определенном звукосочетании) на каждый «шаг» пальчиков (сначала ведущей, затем другой руки).
  4. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи (и одновременной автоматизации звуков всловах исловосочетаниях): составить словосочетание «числительное + существительное» числительные 1,2,5 — например, один цветок, два цветка, пять цветов и т. д.

Рис. 2.Логопедический тренажер «Дорожка из цветов»

Логопедический тренажер «Зайка— Знайка».

Этот тренажер поможет ребенку развить и усвоить звуковой состав слова (фонематический анализ). Определить количество слогов в слове. Развить мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Варианты использования тренажера:

  1. Для развития мелкой моторики кистей ипальцев рук: ребенок с помощью фишек выкладывает слово.
  2. Определение линейной последовательности звуков вслове: ребенку показываем картинку, название которой необходимо проанализировать, ряд модельных линеек с ячейками и фишки разных цветов (красный, синий, зеленый). На первом этапе для анализа используем односложные слова. После слоговой ряд усложняется.

Ребенок стрелкой определяет количество звуков в слове или педагог сам направляет стрелку. По мере выделения звуков в слове, ребенок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ребенка являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове.

После того, как провели звуковой анализ слова, можно определить количество слогов в слове.

Рис. 3. Логопедический тренажер «Зайка — Знайка»

Логопедический тренажер «Звуковое панно»

Этот тренажер поможет ребенку сформировать навык фонематического восприятия и анализа: определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу, проводить звуковой анализ односложных слов. Развить мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Варианты использования тренажера:

  1. Определение позиции звука вслове.

Необходимо найти, где спрятался данный звук в словах. Если звук в начале слова, ребёнок прикрепляет цветок на первый квадрат, если в середине на второй квадрат, если в конце — на третий. Цвет цветка меняется в зависимости от заданного звука: гласный — красный цветок, согласный твёрдый — синий, согласный мягкий — зелёный. Данное пособие имеет подвижную пуговицу. По примеру предыдущей игры, пуговка движется в зависимости от положения звука (начало — середина — конец слова).

  1. Определение звукового состава слова: ребенку показываем картинку, название которой необходимо проанализировать и предлагаем фишки (цветочки), с помощью которых выкладываем звуковую схему слова. По мере выделения звуков в слове, ребенок заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова.
  2. Развитие мелкой моторики кистей ипальцев рук: ребенок манипулирует фишками, меняет их местами, тем самым прикладывает усилия оторвать от липкой ленты и приклеить на новое место, также прикладывает усилия передвинуть пуговку на нужное место.

Рис. 4. Логопедический тренажер «Звуковое панно»

Таким образом, в результате реализации данных логопедических тренажеров у детей повысился интерес к занятиям, возросла мотивация, результат не заставляет себя ждать.

Практика логопедической работы показывает, что логопедические тренажеры, являются эффективным коррекционным средством.

Литература:

  1. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. Е. Громова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 С.
  2. Лалаева Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 2004. — с. 112–129.
  3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логопедический тренажер, мелкая моторика кистей, слово, ребенок, вариант использования тренажера, лексико-грамматическая сторона речи, звуковой состав слова, дифференциация звуков, тренажер, липкая лента.


Ключевые слова

логопедический тренажер, многофункциональный, автоматизация звука, дифференциация звуков, воздушная струя, звуковой состав слова

Похожие статьи

Использование новых педагогических технологий в работе...

логопедическая работа, ребенок, развитие, нарушение речи, артикуляционная гимнастика, лексико-грамматический строй речи, звуковой анализ, звуковая сторона речи, грамматический строй речи, тяжелое нарушение речи.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

С названными словами проводятся игры на развитие лексико-грамматической стороны речи «Назови ласково», «Большой-маленький», «Отгадай слово» и т. д. «Рассели жильцов».

Система работы по дифференциации звуков при...

На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза.

2. Дифференциация на уровне слогов. В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Ключевые слова: игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, интерактивные игры, приемы и методы, компьютерные игры, лексико-грамматическая сторона речи, грамматические категории, навыки словообразования и словоизменения...

Возможности использования компьютерных технологий в работе...

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике.

Рис. 2 Логопедический тренажер «Дэльфа».

Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста...

Формирование произносительной стороны речи посредством...

речевой моторики является базой для дальнейшей работы по формированию произносительной стороны речи.

— 56 с. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития...

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой...

Одним из важных аспектов развития дошкольника является его общее моторное развитие, которое включает в себя развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой...

Программа логопедических занятий по коррекции нарушений...

Для систематизации всей лексико-грамматической работы программой предусматриваются семантические технологии развития речи.

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов.

Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание. Аналитический этап.

Нетрадиционные методы в логопедической практике

Звуковой анализ слова ипредложения. ‒ На песке можно чертить (выкладывать) схемы слов и предложений.

‒ позволяют развивать фонематических слух и восприятие; ‒ способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование новых педагогических технологий в работе...

логопедическая работа, ребенок, развитие, нарушение речи, артикуляционная гимнастика, лексико-грамматический строй речи, звуковой анализ, звуковая сторона речи, грамматический строй речи, тяжелое нарушение речи.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

С названными словами проводятся игры на развитие лексико-грамматической стороны речи «Назови ласково», «Большой-маленький», «Отгадай слово» и т. д. «Рассели жильцов».

Система работы по дифференциации звуков при...

На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза.

2. Дифференциация на уровне слогов. В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Ключевые слова: игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, интерактивные игры, приемы и методы, компьютерные игры, лексико-грамматическая сторона речи, грамматические категории, навыки словообразования и словоизменения...

Возможности использования компьютерных технологий в работе...

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике.

Рис. 2 Логопедический тренажер «Дэльфа».

Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста...

Формирование произносительной стороны речи посредством...

речевой моторики является базой для дальнейшей работы по формированию произносительной стороны речи.

— 56 с. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития...

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой...

Одним из важных аспектов развития дошкольника является его общее моторное развитие, которое включает в себя развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой...

Программа логопедических занятий по коррекции нарушений...

Для систематизации всей лексико-грамматической работы программой предусматриваются семантические технологии развития речи.

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов.

Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание. Аналитический этап.

Нетрадиционные методы в логопедической практике

Звуковой анализ слова ипредложения. ‒ На песке можно чертить (выкладывать) схемы слов и предложений.

‒ позволяют развивать фонематических слух и восприятие; ‒ способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений

Задать вопрос