Библиографическое описание:

Косткина М. А., Богатырева А. В. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58-63.



Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а также в дальнейшем в овладении звуковым анализом и синтезом, что является показателем возможности обучения грамоте.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:

‒ этап формирования навыка правильного произнесения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука;

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;

‒ этап дифференциации звуков.

Ниже мы остановимся на этом важном этапе на примере звуков ч — щ.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч — щ. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает пять этапов:1) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков; 2) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в слогах; 3) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в словах; 4) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в предложения; 5) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в текстах.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука ч необходимо обратить внимание на его произнесение: губы выдвинуты вперед и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой образует смычку с альвеолами (язычок стучит за зубками по «потолочку» — нёбу). С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется тёплая струя воздуха, голосовые складки не дрожат. При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому «потолочку» — нёбу.

На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза. Работа проводится по следующему плану:

  1. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
  2. Формирование умения определять наличие звука в слове.
  3. Выделение слов с данными звуками из предложения.
  4. Работа над текстом.

По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.

Для того чтобы процесс дифференциации звуков Ч, Щ был более увлекательным и эффективным, можно предложить ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных или плоских игрушек, названия которых содержат закрепляемые звуки. Этот приём также помогает активизировать внимание ребёнка (детей) и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку на занятии, освобождая ребёнка от скованности, побуждая его к общению.

Этапы работы:

1. Дифференциация на уровне звуков

В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки. Например: [ч] — червячок, дворник подметает улицу; [щ] — щепка, поезд едет.

‒ «Узнай звук»

Ход игры:

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде звуков, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен показать червячка, услышав [щ] — показать щепку. Педагог произносит звуки: [т], [ш], [ч], [щ], [ч], [ш], [к], [р], [щ], [т], [ч].

2. Дифференциация на уровне слогов

В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики:

‒ «Пианино»

Ход игры:

Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще.

‒ «Запомни и повтори»

Ход игры:

По образцу взрослого ребёнок пальцами «шагает» по столу и произносит цепочки слогов: ча-ча-ща, ча-ща-ча, ща-ча-ча (то же с гласными О, У, И Э).

‒ «Пальчики здороваются»

Ход игры:

Ребёнок по очереди соединяет пальцы правой и левой руки друг с другом начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами обеих рук. Одновременно с этим произнося ряд слогов: чаща (чаща, чачаща)тоже обыгрывается с другими гласными звуками О, У, И, Э.

3. Дифференциация на уровне слов

Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.

‒ «Узнай слово»

Ход игры:

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде слов, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен постучать карандашом по столу один раз, услышав [щ] — два раза. Педагог произносит звуки: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, качели, вещь.

‒ «Собери слова»

Ход игры:

Логопед предлагает детям добавить слог:

ча или — ща: бороди.., пи.., све.., гу.., ку.., да.., ро.., добы..;

чи или — щи: встре.., зада.., мя.., пла.., ре.., ча..;

чик или — щик: бан.., пла.., кладов.., паль.., зай.., пон.., маль.., сигналь…

‒ «Разложи картинки»

Ход игры:

Детям предлагаются картинки, в названии которых есть звуки [ч] — [щ]. Логопед просит детей помочь Незнайке навести порядок и убрать все предметы по своим местам. Картинки со звуком [щ] — в ящик, а со звуком [ч] — в чемодан. Кто из детей будет самым внимательным?

‒ «Один — много»

Ход игры:

Детям раздаются карточки с изображением предметов во множественном числе. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе.

Логопед: У меня мяч (ключ, бабочка, щётка, плащ, черепаха, щенок и т. д.).

Ребёнок: У меня мячи (ключи, бабочки, щётки, плащи, черепахи, щенки и т. д.); много мячей (ключей, бабочек, щёток, плащей, черепах, щенков и т. д.).

‒ «Измени слово так, чтобы в нём появился звук ч(самоварчик) …звук o (самоварище)»

Ход игры:

Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет мальчик-с-пальчик, а другой великан. У мальчика-с-пальчика всё маленькое. А у великана всё огромное. Собрались они вместе стали рассказывать одну историю, каждый по-своему. Я буду рассказывать эту историю, а последнее слово каждый из вас будет говорить по-своему.

— Жили — были мальчик-с-пальчик и великан. И были у них разные предметы.

тарелочка

тарелка

тарелище

самоварчик

самовар

самоварище

чашечка

чашка

чашища

замочек

замок

замочище

ручка

рука

ручища

кулачок

кулак

кулачище

4. Дифференциация на уровне предложений

‒ «Исправь ошибки взрослого»

Ход игры:

Логопед: я могу говорить неправильно, вы слушайте внимательно. Если я ошибаюсь — исправьте меня.

Лещо из овочей. — Лечо из овощей.

Девощка ищет чипчики для ногтей. — Девочка ищет щипчики для ногтей.

Ущительница ущит нас щитать. — Учительница учит нас читать.

Бабушка пещёт пирожки с овочной ничинкой. — Бабушка печёт пирожки с овощной начинкой.

‒ «Кто придумает больше предложений»

Ход игры:

Детям предлагаются карточки со схематическим изображением предложения. Логопед просит детей придумать как можно больше предложений со своей карточкой и не повторяться. У кого больше предложений, то и выиграл.

Мяч лежит у стула. Мяч закатился под стул. И т. д.

Щенок играет у ящика. Щенок спит в ящике. И т. д.

‒ «Повтори предложение с разной интонацией»

Ход игры:

Я произнесу предложение. Вы его повторите. К каждому слову в предложении надо задать вопрос. Кто из вас скажет правильно?

Щенок чистит щёткой щенка. Гонщики мчатся вокруг площади. Кощей в пещере над златом чахнет.

Щенок чистит щёткой щенка.

Щенок чистит щёткой щенка.

Щенок чистит щёткой щенка.

Щенок чистит щёткой щенка.

5. Дифференциация на уровне текстов

‒ «Конкурс говорунов»

Ход игры:

Сегодня у нас конкурс говорунов. Вы будете рассказывать друг другу скороговорки со звуками [ч] — [щ]. Выиграет тот, кто быстрее и без ошибок проговорит свою скороговорку.

В роще щебечут стрижи,

Чечётки, щеглы и чижи.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щётку в уголке.

Волки рыщут, пищу ищут.

Чешуя у щучки — щетинки у чушки.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Дрессировщик в клетке хищников

Щедро поощрял «отличников».

‒ «Расскажи стихотворение своими словами»

Ход игры:

Послушай стихотворение и расскажи его так, как ты его запомнил своими словами.

В тексте стихотворения подчеркни звук [ч] — одной чертой, а звук [щ] — двумя чертами.

На город брошен плащ

И тёмен, и блестящ.

Со звёздами блестящими,

С луною настоящею.

Так вечера родная дочь

На землю опустилась ночь.

Не хочу калача, не хочу борща.

Я уху хочу!

Отварю леща

И ухой своей

Угощу друзей.

Раз крольчиха-бабушка

Испекла оладушков.

Позвала внучат –

Маленьких крольчат,

Приглашала, угощала,

В чай сгущёнку добавляла.

Вкусные оладушки

У любимой бабушки!

Крольчата «спасибо» сказали.

В чащу играть убежали.

Краснощёкие детишки,

Очень добрые малышки,

Построили домишки

Для пушистеньких птенцов,

Для щеглов и для скворцов,

Для дроздов и дл чижей,

И для шустреньких стрижей.

Литература:

  1. Е. В. Даниличева, М. В. Сергеева «В чудесной чаще», занимательная логопедия. Издательство «Белый город».
  2. Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недоразвитием речи». М., издательство Просвещение 1985 г.
  3. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». М., издательство ГНОМ и Д, 2000 г.
  4. И. С. Лопухина Логопедия. Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999.
  5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Тетради для закрепления звуков. (Звуки “Ч, Щ”).
  6. Л. Г. Парамонова Говори и пиши правильно “Дельта” “Аквариум” 1996.
  7. Е.Ф., Рау В. И. Рождественская, “Исправление недостатков произношения у школьников” М. Просвещение” 1969.
Основные термины (генерируются автоматически): смешиваемых звуков, дифференциации звуков, произносительной дифференциации, этап произносительной дифференциации, щёткой щенка, дифференциации звуков большое, последовательность дифференциации звуков, дифференциации звуков Ч, стороны речи, фонематического восприятия, закрепление произносительной дифференциации, конкретных смешиваемых звуков, широкий кончик языка, фонетически близких звуков, развитие слуховой дифференциации, примере звуков, ряде звуков, уровне звуков, артикуляции звука, символы звуков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос