Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.12.2015

Статья просмотрена: 1917 раз

Библиографическое описание:

Гусельникова, А. М. Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе / А. М. Гусельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 932-934. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24283/ (дата обращения: 18.04.2024).

 

По материалам обследования последних лет, 15–20 % детей выпускается из детского сада с несовершенным произношением, причиной которого является несформированный фонематический слух.

Фонематический слух — одна из главных составляющих речи.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучению письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно, с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну — две буквы в конце слова. Несовершенное фонематическое восприятие с одной стороны отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой тормозит формирование анализа и синтеза.

Дети с недостаточным развитием фонематического слуха, приступая к обучению грамоте, испытывают затруднения в звуко-буквенном анализе, они не могут усвоить правила грамматики и правописания. Важноопределении путей повышения эффективности формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, способствующего более успешному обучению в школе, социализации в обществе сверстников.

Большое значение этой проблеме придавал Каше Г. А. В своей книге «Подготовка к школе» он обращал внимание на то, что несформированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность у таких детей к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих сверстников. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. в «Основах логопедии» разработали поэтапную систему работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы.

Огромное количество игр по развитию фонетико-фонематической стороны речи для дошкольников разработали Нищева Н. В. в «Играй-различайке».

Селиверстова В. И. в книге «Игры в логопедической работе с детьми».

Весь практический материал разделен на части:

          Подготовительные игры и упражнения;

          Игры для формирования правильного звукопроизношения;

          Потешки, чистоговорки, считалки;

          Загадки.

Рекомендованные игры могут быть использованы для формирования правильной речи у детей, так и для коррекции различных несовершенств.

Способствовать развитию у дошкольников фонематического восприятия для дальнейшего обучения в школе является целью успешного обучения в школе.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

          Уточнение и закрепление у детей произношения сохраненных звуков.

          Формирование правильных артикуляционных укладов звуков, произношение которых нарушено. Их автоматизация.

          Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. На основе этого осуществляется дифференциация поставленных звуков.

          Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, осуществляется подготовка детей к обучению в школе.

Работа по развитию фонематического слуха фонематического восприятия строилась следующим образом:

          Узнавание неречевых звуков;

          Различение по высоте, силе, тембру голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

          Различение слов, близких по своему звуковому составу;

          Дифференцирование слогов;

          Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза;

В работе используются основные дидактические принципы:

          От простого к сложному;

          Системность и последовательность в подаче материала;

          Доступность материала с учетом возрастных особенностей и нарушений речи у детей;

          Активность;

          Использование в работе различных анализаторов;

          Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

          Занимательность занятий с применением наглядного игрового материала;

Исходя из того что существует три уровня речевого развития, подход к каждому ребенку строится исходя из диагноза.

Работа проводится на занятиях: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных, а также во время режимных моментов с использованием наглядного материала, игровых приемов, различных видов игр, так как результаты могут быть только тогда, когда они проводятся в игровой форме и интересны детям. На занятиях педагог создает атмосферу доброжелательности, непринужденности, чтобы добиться устойчивости внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия.

Работу по формированию фонематического слуха педагог начинает с развития понимания речи, а также слухового внимания и слуховой памяти.

На занятии на тему «Развитие общего внимания и понимания речи» дети выполняют действия с различными игрушками, предметами, выполняют действия по инструкции. Например, положи игрушку на определенное место, поставь машинку в гараж, принеси определенную игрушку и т. п. Дети вслушиваются в речь учителя, выполняют разные задания. Такие упражнения не только способствуют обогащению словарного запаса, но и активируют интерес к речи, положительно влияют на формирование мотивации общения.

Вызвав у детей интерес к речевому общению, учитель продолжает учить различать неречевые звуки по характеру звучания.

На этом этапе учитель обучает дошколят слушать, слышать и различать неречевые звуки. На занятии «Ознакомление с понятием «звук», «Звучащее слово» проводится игра «Молчанка». Ребята слушают «тишину» и вдруг начинают среди шумов таких привычных и незаметных в повседневной суете различать гул машин, шум ветра, лай собак, пение птиц. Учитель производит действия с предметами, куда насыпаны различные материалы: песок, рис, манка, пуговицы и т. д., шуршит бумагой, рвет ткань… Дети внимательно слушают и стараются угадать.

С интересом на занятиях или в течение дня дети играют в игры: «Узнай что звучит?», «Узнай где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы?», «Найди по звучанию такую же баночку?», «Узнай по звуку что делает?»

В повседневной жизни педагог предлагает поиграть детям на различных музыкальных инструментах: дудочке, погремушке, позвенеть колокольчиками, побить в барабан. Затем педагог учит различать музыкальные звуки. Дети запоминают звучание инструментов, а на занятии, уже за ширмой, отгадывают, что звучит. Развивая акустические свойства (громкость, высота, длительность), тембр голоса, учитель проводит игры: «Эхо», «Поезд», «Близко-далеко», «Высоко-низко». Здесь же дети тренируются в определении направления звука. Также прослушивают и различные музыкальные отрывки; важно научить их различать звучание одного инструмента или многих.

Развитию слухового восприятия способствует различение музыкальных ритмов (редкий, частый) и темпов (умеренный, быстрый, медленный).

На индивидуальных и групповых занятиях дети отстукивают, отхлопывают различные по сложности музыкальный ритм, пытаются воспроизвести его с помощью звучащих игрушек.

В дальнейшем на логопедических занятиях педагог с детьми выясняет, что все, что мы слышим вокруг — это звуки. Они окружают нас. Люди общаются между собой с помощью речи. Речь состоит из слов. Слова состоят из звуков.

Учитель произносит любой звук, короткое слово и с помощью таблицы, на которой изображены рука, нос, глаза, рот, уши, выясняет, что звуки нельзя потрогать, понюхать, увидеть. Их можно услышать и произнести или сказать. Вместе с ребятами делают вывод, что звук мы слышим и произносим.

На логопедических занятиях в работе над звуком формируется, развивается, совершенствуется восприятие звуков в единстве с навыками фонематического анализа и синтеза. Детям нравятся сказки: «В одной маленькой, волшебной стране, которая находится за высокими горами, за зелеными лугами, жили-были гласные звуки. Одни все время пели, тянули разные мелодии и были очень веселыми и голосистыми. (Дети называют эти звуки). Но там жили и другие звуки. Они шипели, пыхтели, жужжали, звенели…

Дошкольники узнают, что согласный звук нельзя петь и тянуть, произносить его надо кратко. Он бывает глухой и звонкий. Детям предлагается положить руку на горлышко и произнести любой звук. Если в горлышке «звенит» голосок — звук звонкий, если нет — звук глухой.

Оказывается, согласные звуки еще могут быть твердыми и мягкими. Чтобы дети лучше запомнили и поняли, педагог дает им потрогать покрашенную в зеленый цвет губку и «синий» камень.

В начале работы, чтобы дети услышали мягкость и твердость звуков, звучание подчеркивается голосом. Следующим этапом работы является выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов.

Нравится дошкольникам игра «Услышишь — хлопни», «Эхо», которая позволяет развить слуховое восприятие звуковых и слоговых рядов.

Проводятся игры: «Кто больше», «Внимательный слушатель», «Нужное слово», «Зоркий глаз», «Доскажи словечко», чтение логопедических сказок. Продолжается работа по обучению анализу звукового ряда, теперь уже с присоединением согласных звуков. Предлагаются для анализа и синтеза только те слова, которые по написанию не расходятся с произношением.

Логопед называет слово, определяют с помощью детей. Например, 1,2,3 звуки на каждый звук выходит ребенок. Это игра «Живые звуки». Каждый называет свой звук, эти звуки дошколята соединяют в слово и считают их количество. И только после этого составляют схему слова, обозначая каждый звук определенным квадратом, что позволяет детям не только понять структуру слова, но и проконтролировать себя, увидев слово с помощью цветных квадратиков и полосок. Слово — полоской желтого цвета, гласный звук — квадратом красного цвета, согласный твердый звук — квадратом синего цвета, согласный мягкий — квадратом зеленого цвета.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта, создает условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей, организовывает и поддерживает речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждает внимательно слушать других детей, вслушиваться в содержание высказываний, формирует навыки самоконтроля, организует игры по развитию звуковой культуры речи. Учитель и воспитатель работают в тесном содружестве и если есть вопросы к логопеду, то тот всегда консультирует их, помогает советами.

В течение всего обучения проводится работа с родителями. При поступлении педагог проводит индивидуальную беседу с ними, доводит мельчайшие изменения в речи детей, проводит родительские собрания с показом открытого занятия, приглашает учителей начальных классов.

Только постоянная работа в единой связи: логопед, воспитатель, родитель позволяет добиться хороших результатов. Учителя школы отмечают у выпускников высокий уровень подготовки. Детей к школе нужно готовить.

 

Литература:

 

  1.      Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.,1987г;
  2.      Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1999 г;
  3.      Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. — Гуманитарный издательский центр ВЛАДООС, 1999 г;
  4.      Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г;
  5.      Дурова Н. В. Фонематика. — М., Мозаика-Синтез, 2002 г;
  6.      Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., «Просвещение», 1988 г;
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, звук, фонематический слух, занятие, игра, фонематическое восприятие, работа, развитие, слово, звуко-буквенный анализ.


Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Развитие фонематического восприятия младших школьников

звук, слово, ребенок, звуковой анализ, ударный слог, слог, звучащее слово, согласный, звуковой разбор, русский язык. Похожие статьи. Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с...

Использование дидактических игр в работе по развитию...

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

ребенок, краткое описание, фонематический слух, слуховое восприятие, звук, развитие, родной язык, оборудование, игра, неречевой слух.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

О видах работы по развитию фонематического слуха говорится в статье. В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеет слух. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Развитие фонематического слуха у детей старшего...

Ключевые слова: логопедическая ритмика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематический слух. Для логопедов, занимающихся с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, развитие фонематического слуха...

Использование современных практических технологий по...

фонематическое восприятие, фонематический слух, ребенок, звук, игра, слово, Коррекционная работа, коррекционное обучение, слуховая память, звуковой анализ.

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Развитие фонематического восприятия младших школьников

звук, слово, ребенок, звуковой анализ, ударный слог, слог, звучащее слово, согласный, звуковой разбор, русский язык. Похожие статьи. Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с...

Использование дидактических игр в работе по развитию...

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

ребенок, краткое описание, фонематический слух, слуховое восприятие, звук, развитие, родной язык, оборудование, игра, неречевой слух.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

О видах работы по развитию фонематического слуха говорится в статье. В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеет слух. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Развитие фонематического слуха у детей старшего...

Ключевые слова: логопедическая ритмика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематический слух. Для логопедов, занимающихся с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, развитие фонематического слуха...

Использование современных практических технологий по...

фонематическое восприятие, фонематический слух, ребенок, звук, игра, слово, Коррекционная работа, коррекционное обучение, слуховая память, звуковой анализ.

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Задать вопрос