Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.12.2015

Статья просмотрена: 2221 раз

Библиографическое описание:

Гусельникова, А. М. Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе / А. М. Гусельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 932-934. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24283/ (дата обращения: 10.12.2024).

 

По материалам обследования последних лет, 15–20 % детей выпускается из детского сада с несовершенным произношением, причиной которого является несформированный фонематический слух.

Фонематический слух — одна из главных составляющих речи.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучению письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно, с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну — две буквы в конце слова. Несовершенное фонематическое восприятие с одной стороны отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой тормозит формирование анализа и синтеза.

Дети с недостаточным развитием фонематического слуха, приступая к обучению грамоте, испытывают затруднения в звуко-буквенном анализе, они не могут усвоить правила грамматики и правописания. Важноопределении путей повышения эффективности формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, способствующего более успешному обучению в школе, социализации в обществе сверстников.

Большое значение этой проблеме придавал Каше Г. А. В своей книге «Подготовка к школе» он обращал внимание на то, что несформированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность у таких детей к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих сверстников. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. в «Основах логопедии» разработали поэтапную систему работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы.

Огромное количество игр по развитию фонетико-фонематической стороны речи для дошкольников разработали Нищева Н. В. в «Играй-различайке».

Селиверстова В. И. в книге «Игры в логопедической работе с детьми».

Весь практический материал разделен на части:

          Подготовительные игры и упражнения;

          Игры для формирования правильного звукопроизношения;

          Потешки, чистоговорки, считалки;

          Загадки.

Рекомендованные игры могут быть использованы для формирования правильной речи у детей, так и для коррекции различных несовершенств.

Способствовать развитию у дошкольников фонематического восприятия для дальнейшего обучения в школе является целью успешного обучения в школе.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

          Уточнение и закрепление у детей произношения сохраненных звуков.

          Формирование правильных артикуляционных укладов звуков, произношение которых нарушено. Их автоматизация.

          Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. На основе этого осуществляется дифференциация поставленных звуков.

          Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, осуществляется подготовка детей к обучению в школе.

Работа по развитию фонематического слуха фонематического восприятия строилась следующим образом:

          Узнавание неречевых звуков;

          Различение по высоте, силе, тембру голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

          Различение слов, близких по своему звуковому составу;

          Дифференцирование слогов;

          Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза;

В работе используются основные дидактические принципы:

          От простого к сложному;

          Системность и последовательность в подаче материала;

          Доступность материала с учетом возрастных особенностей и нарушений речи у детей;

          Активность;

          Использование в работе различных анализаторов;

          Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

          Занимательность занятий с применением наглядного игрового материала;

Исходя из того что существует три уровня речевого развития, подход к каждому ребенку строится исходя из диагноза.

Работа проводится на занятиях: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных, а также во время режимных моментов с использованием наглядного материала, игровых приемов, различных видов игр, так как результаты могут быть только тогда, когда они проводятся в игровой форме и интересны детям. На занятиях педагог создает атмосферу доброжелательности, непринужденности, чтобы добиться устойчивости внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия.

Работу по формированию фонематического слуха педагог начинает с развития понимания речи, а также слухового внимания и слуховой памяти.

На занятии на тему «Развитие общего внимания и понимания речи» дети выполняют действия с различными игрушками, предметами, выполняют действия по инструкции. Например, положи игрушку на определенное место, поставь машинку в гараж, принеси определенную игрушку и т. п. Дети вслушиваются в речь учителя, выполняют разные задания. Такие упражнения не только способствуют обогащению словарного запаса, но и активируют интерес к речи, положительно влияют на формирование мотивации общения.

Вызвав у детей интерес к речевому общению, учитель продолжает учить различать неречевые звуки по характеру звучания.

На этом этапе учитель обучает дошколят слушать, слышать и различать неречевые звуки. На занятии «Ознакомление с понятием «звук», «Звучащее слово» проводится игра «Молчанка». Ребята слушают «тишину» и вдруг начинают среди шумов таких привычных и незаметных в повседневной суете различать гул машин, шум ветра, лай собак, пение птиц. Учитель производит действия с предметами, куда насыпаны различные материалы: песок, рис, манка, пуговицы и т. д., шуршит бумагой, рвет ткань… Дети внимательно слушают и стараются угадать.

С интересом на занятиях или в течение дня дети играют в игры: «Узнай что звучит?», «Узнай где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы?», «Найди по звучанию такую же баночку?», «Узнай по звуку что делает?»

В повседневной жизни педагог предлагает поиграть детям на различных музыкальных инструментах: дудочке, погремушке, позвенеть колокольчиками, побить в барабан. Затем педагог учит различать музыкальные звуки. Дети запоминают звучание инструментов, а на занятии, уже за ширмой, отгадывают, что звучит. Развивая акустические свойства (громкость, высота, длительность), тембр голоса, учитель проводит игры: «Эхо», «Поезд», «Близко-далеко», «Высоко-низко». Здесь же дети тренируются в определении направления звука. Также прослушивают и различные музыкальные отрывки; важно научить их различать звучание одного инструмента или многих.

Развитию слухового восприятия способствует различение музыкальных ритмов (редкий, частый) и темпов (умеренный, быстрый, медленный).

На индивидуальных и групповых занятиях дети отстукивают, отхлопывают различные по сложности музыкальный ритм, пытаются воспроизвести его с помощью звучащих игрушек.

В дальнейшем на логопедических занятиях педагог с детьми выясняет, что все, что мы слышим вокруг — это звуки. Они окружают нас. Люди общаются между собой с помощью речи. Речь состоит из слов. Слова состоят из звуков.

Учитель произносит любой звук, короткое слово и с помощью таблицы, на которой изображены рука, нос, глаза, рот, уши, выясняет, что звуки нельзя потрогать, понюхать, увидеть. Их можно услышать и произнести или сказать. Вместе с ребятами делают вывод, что звук мы слышим и произносим.

На логопедических занятиях в работе над звуком формируется, развивается, совершенствуется восприятие звуков в единстве с навыками фонематического анализа и синтеза. Детям нравятся сказки: «В одной маленькой, волшебной стране, которая находится за высокими горами, за зелеными лугами, жили-были гласные звуки. Одни все время пели, тянули разные мелодии и были очень веселыми и голосистыми. (Дети называют эти звуки). Но там жили и другие звуки. Они шипели, пыхтели, жужжали, звенели…

Дошкольники узнают, что согласный звук нельзя петь и тянуть, произносить его надо кратко. Он бывает глухой и звонкий. Детям предлагается положить руку на горлышко и произнести любой звук. Если в горлышке «звенит» голосок — звук звонкий, если нет — звук глухой.

Оказывается, согласные звуки еще могут быть твердыми и мягкими. Чтобы дети лучше запомнили и поняли, педагог дает им потрогать покрашенную в зеленый цвет губку и «синий» камень.

В начале работы, чтобы дети услышали мягкость и твердость звуков, звучание подчеркивается голосом. Следующим этапом работы является выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов.

Нравится дошкольникам игра «Услышишь — хлопни», «Эхо», которая позволяет развить слуховое восприятие звуковых и слоговых рядов.

Проводятся игры: «Кто больше», «Внимательный слушатель», «Нужное слово», «Зоркий глаз», «Доскажи словечко», чтение логопедических сказок. Продолжается работа по обучению анализу звукового ряда, теперь уже с присоединением согласных звуков. Предлагаются для анализа и синтеза только те слова, которые по написанию не расходятся с произношением.

Логопед называет слово, определяют с помощью детей. Например, 1,2,3 звуки на каждый звук выходит ребенок. Это игра «Живые звуки». Каждый называет свой звук, эти звуки дошколята соединяют в слово и считают их количество. И только после этого составляют схему слова, обозначая каждый звук определенным квадратом, что позволяет детям не только понять структуру слова, но и проконтролировать себя, увидев слово с помощью цветных квадратиков и полосок. Слово — полоской желтого цвета, гласный звук — квадратом красного цвета, согласный твердый звук — квадратом синего цвета, согласный мягкий — квадратом зеленого цвета.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта, создает условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей, организовывает и поддерживает речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждает внимательно слушать других детей, вслушиваться в содержание высказываний, формирует навыки самоконтроля, организует игры по развитию звуковой культуры речи. Учитель и воспитатель работают в тесном содружестве и если есть вопросы к логопеду, то тот всегда консультирует их, помогает советами.

В течение всего обучения проводится работа с родителями. При поступлении педагог проводит индивидуальную беседу с ними, доводит мельчайшие изменения в речи детей, проводит родительские собрания с показом открытого занятия, приглашает учителей начальных классов.

Только постоянная работа в единой связи: логопед, воспитатель, родитель позволяет добиться хороших результатов. Учителя школы отмечают у выпускников высокий уровень подготовки. Детей к школе нужно готовить.

 

Литература:

 

  1.      Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.,1987г;
  2.      Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1999 г;
  3.      Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. — Гуманитарный издательский центр ВЛАДООС, 1999 г;
  4.      Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г;
  5.      Дурова Н. В. Фонематика. — М., Мозаика-Синтез, 2002 г;
  6.      Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., «Просвещение», 1988 г;
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, звук, фонематический слух, занятие, игра, фонематическое восприятие, работа, развитие, слово, звуко-буквенный анализ.


Задать вопрос