Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе. Дифференциация звуков т — ть, д — дь в слогах, словах, предложениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.09.2015

Статья просмотрена: 827 раз

Библиографическое описание:

Петрова И. Ю. Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе. Дифференциация звуков т — ть, д — дь в слогах, словах, предложениях // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 490-491. — URL https://moluch.ru/archive/98/22113/ (дата обращения: 26.09.2018).

Цель:

1.         Закреплять знания о согласных звуках «Т-Ть, «Д-Дь», умение давать характеристику этим звукам, используя символы.

2.         Развивать фонематический слух, определять заданный звук среди слогов и слов.

3.         Закреплять умение составлять и умение анализировать звуковую схему к словам.

4.         Развивать звукобуквенный синтез слов.

5.         Развивать психические процессы

Материал:

Демонстрационный материал:

-          символы звуков (кружки зелёного и синего цвета);

-          предметные картинки: Бабочка, Утка, Рыба, Автобус, Танк, Игла, Носки, Очки;

-          мяч

Раздаточный материал:

-          предметные картинки;

-          пеналы с цветными фишками;

-          кассы с буквами

Ход занятия:

1. В гости к Тане и Данилу пришли друзья Дима и Тина. Они решили поиграть с картинками, надо разделить их между собой. Надо помочь детям поделить картинки, определить кому какая достанется (Тане со звуком «Т», Данилу со звуком «Д», Диме со звуком «Дь», Тине со звуком «Ть»).

Логопед закрепляет характеристику этих звуков: «Т» — согласный, твёрдый, глухой, обозначается кружком синего цвета; «Д» — согласный, твёрдый, звонкий, обозначается кружком синего цвета; «Ть» — согласный, мягкий, глухой, обозначается кружком зелёного цвета; «Дь» — согласный, мягкий, звонкий, обозначается кружком зелёного цвета.

Дети выбирают картинку и определяют заданный звук.

Логопед использует символы звуков (кружки синего и зелёного цвета).

2. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши», если в словах услышишь звук «Т — Д» и «Топни ногой», если звук «Ть — ДЬ».

Логопед называет слова, а дети выполняют указания: молоток, тело, дятел, дочка, буратино, дом, тигр, телефон, туча, точка, девочка, диван, лопата, дудочка и т. д.

3. Игра «Скажи наоборот» слоги. Игра проводиться с мячом в форме физминутке:

Логопед называет слог со звуком «Т» и «Ть», а дети ловят и называют слог наоборот со звуком «Д» и «Дь».

4. Найди лишнее слово в ряду по наличию звуков «Т и Д» и «Ть и Дь»:

5. Составь звуковую схему к словам и проанализируй их:

Сколько всего звуков в слове?

Назови гласные звуки?

Назови согласные твёрдые и мягкие звуки?

Сколько в слове слогов?

Используются пеналы с цветными фишками для составления звуковой схемы.

6. Выучить скороговорки и проговори в разном темпе (медленно, с ускорением, быстро).

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.

Мои тетеревята — здоровые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет!

Физминутка: Речь с движением.

«Дождик»

Капля раз,

Капля два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы свои зонты открыли,

От дождя себя укрыли

7. Закончи предложения нужным по смыслу словом:

Гвозди забивают …(молоток).

Дрова рубят…(топор).

На лугу растёт сочная…(трава).

Рыбу ловят…(удочка).

Дети рисуют…(карандаши).

На опушке леса растут…(деревья).

К нам домой пришли…(гости).

8. Исправь ошибку. Повтори, как правильно должно быть. Замени на нужный звук.

Дедушка уточкой ловит рыбу (удочкой)

Дрова рубят мотором (топором)

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку (точку)

Рыбу ловят дудочкой (удочкой)

9. Деление слов на слоги. Какую картинку задумала, если я хлопнула

1 раз, 2 раза, 3 раза, 4 раза?

Логопед предлагает предметные картинки: ка-ран-да-ши, ло-па-та, дро-ва, дым.

Дети самостоятельно определяют количество слогов в словах, прохлопав в ладоши.

10. «Назови зашифрованное слово». Предложить предметные картинки.

(выделять первый звук в словах и прочитать новое слово слева-направо).

Картинки:

Логопед предлагает кассы с буквами.

Итог занятия.

Основные термины (генерируются автоматически): синий цвет, слово, звуковая схема, зеленый цвет, картинка, звук, символ звуков, Тана, фонематический слух, кружок, согласный, слог, ребенок, логопед, заданный звук.


Похожие статьи

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч»

Развивать фонематический слух.

— Какого цвета кружочком или квадратиком мы обозначаем звук «Ч» (кружочком зеленого цвета). На доску вывешивается картинкасимвол мягкого согласного звука.

Бланки как средство формирования фонематического слуха...

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков. У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи.

Карточка № 1 Подбор картинок на заданный звук.

Развитие фонематического восприятия младших школьников

звук, слово, ребенок, звуковой анализ, ударный слог, слог, звучащее слово, согласный, звуковой разбор, русский язык. Похожие статьи. Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

Система работы по дифференциации звуков при...

‒ «Собери слова». Ход игры: Логопед предлагает детям добавить слог

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ...

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема слова, слоговая структура слова, слоговая структура, звуковой состав, вид работы.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука...»

1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте. 2. Развивать фонематическое восприятие звука [Ж]. 3. Закреплять умение изменять силу голоса. 4.Закреплять навыки выделения заданного звука из слов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч»

Развивать фонематический слух.

— Какого цвета кружочком или квадратиком мы обозначаем звук «Ч» (кружочком зеленого цвета). На доску вывешивается картинкасимвол мягкого согласного звука.

Бланки как средство формирования фонематического слуха...

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков. У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи.

Карточка № 1 Подбор картинок на заданный звук.

Развитие фонематического восприятия младших школьников

звук, слово, ребенок, звуковой анализ, ударный слог, слог, звучащее слово, согласный, звуковой разбор, русский язык. Похожие статьи. Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

Система работы по дифференциации звуков при...

‒ «Собери слова». Ход игры: Логопед предлагает детям добавить слог

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ...

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема слова, слоговая структура слова, слоговая структура, звуковой состав, вид работы.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука...»

1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте. 2. Развивать фонематическое восприятие звука [Ж]. 3. Закреплять умение изменять силу голоса. 4.Закреплять навыки выделения заданного звука из слов.

Задать вопрос