Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (164) июль 2017 г.

Дата публикации: 30.07.2017

Статья просмотрена: 1296 раз

Библиографическое описание:

Александрова, И. В. Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков / И. В. Александрова, Н. Н. Кубарькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 30 (164). — С. 67-75. — URL: https://moluch.ru/archive/164/45270/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков

У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи. Это связано с незаконченностью процесса формирования фонематического восприятия. Что в будущем может помешать овладению процессами чтения и письма.

Для организации коррекционного процесса по развитию фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков, для его эффективности, сокращении времени на подготовку к образовательной деятельности мы предлагаем использовать бланки.

Мы предлагаем 17 бланков для диагностических и коррекционных целей. Бланки для обследования фонематического слуха составлены на основе методики Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного развития» (Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2009г.).

Бланки для коррекционных целей помогут решать несколько задач: автоматизация шипящих звуков и закрепление умения делить слова на слоги.

Применение бланков, существенно экономит время образовательного процесса и позволяет разнообразить ее, а также эффективно проводить диагностическую и коррекционную работу, с сохранением результатов обследования.

Внедрение бланковых методик в коррекционно-образовательный процесс развивает внимание и мышление дошкольника, а также в рамках преемственности с начальным общим образованием, ребенок умеющий работать с бланками, будет лучше ориентироваться в тестовых заданиях, мониторингах, олимпиадах, и конкурсах.

Использование бланков в диагностических целях

Карточка № 1 Подбор картинок на заданный звук

Фамилия, имя ребенка ________________________________________Дата____________

Задание: Найди картинки со звуком [ш] и обведи.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б6.jpg

Карточка № 2 Подбор картинок на заданный звук

Фамилия, имя ребенка _________________________________________Дата____________

Задание: Найди картинки со звуком [ж] и обведи.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б7.jpg

Карточка №3 Подбор картинок на заданный звук

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: Найди картинки со звуком [ч] и обведи.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б8.jpg

Карточка №4 Подбор картинок на заданный звук

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: Найди картинки со звуком [щ] и обведи.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б9.jpg

Карточка № 5 Определение звуков в словах (I вариант)

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: Раскрась столько окошек у ракеты, сколько слов со звуком [ш], я произнесу.

Примечание: Предлагаются ребенку звуки: [ш], [ж], [щ], [ч].

Словарь:шапка, дом, ваза, карандаш.

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б14.jpg

Карточка № 6 Определение звуков в словах (II вариант)

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: Раскрась столько игрушек на елке, сколько слов со звуком [ш], я произнесу.

Примечание: Предлагаются ребенку звуки: [ш], [ж], [щ], [ч].

Словарь:Ум, мак, шуба

C:\Users\Ира\Desktop\бланки\б15.jpg

Использование бланков для развития фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Карточка № 1. Автоматизация звука [Ш] в открытых слогах.

Фамилия, имя ребенка _________________________________________ Дата____________

Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.

Карточка № 2. Автоматизация звука [Ш] в закрытых слогах.

Фамилия, имя ребенка _____________________________________ Дата____________

Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.

Карточка № 3. Автоматизация звука [Ш] в словах со стечением согласных.

Фамилия, имя ребенка _______________________________________Дата____________

Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.

Карточка № 4. Автоматизация звука [Ш] в словах со стечением согласных.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: В каких вагонах поедут эти предметы? Количество вагонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с вагонами, в которых они поедут.

Карточка № 5. Автоматизация звука [Ж] в открытых слогах.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: На какой полке будут стоять эти предметы? Цифра на полке соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с номером полки, в которых они будут стоять.

Карточка № 6. Автоматизация звука [Ж] в словах со стечением согласных.

Фамилия, имя ребенка ____________________________________ Дата____________

Задание: На какой полке будут стоять эти предметы? Цифра на полке соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с номером полки, в которых они будут стоять.

Карточка № 7. Автоматизация звука [Ч] в открытых слогах.

Фамилия, имя ребенка ___________________________________Дата____________

Задание: В каких домиках живут эти предметы? Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с домиками, в которых они живут.

Карточка № 8. Автоматизация звука [Ч] в закрытых слогах.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата____________

Задание: В каких домиках живут эти предметы? Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с домиками, в которых они живут.

Карточка № 9. Автоматизация звука [Ч] в словах со стечением согласных.

Фамилия, имя ребенка ___________________________________Дата____________

Задание: В каких домиках живут эти предметы? Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с домиками, в которых они живут.

Карточка № 10. Автоматизация звука [Щ] в слогах.

Фамилия, имя ребенка ______________________________________ Дата____________

Задание: В каких машинах поедут эти предметы? Количество фургонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с машинами, в которых они поедут.

Карточка № 11. Автоматизация звука [Щ] в слогах.

Фамилия, имя ребенка ___________________________________Дата____________

Задание: В каких машинах поедут эти предметы? Количество фургонов соответствует количеству слогов в слове. Соедини предметы с машинами, в которых они поедут.

Литература:

  1. Кузьмина Е. В. Бланковые методики в работе логопеда. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
  2. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб., доп. — М.: Просвещение, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): имя ребенка, автоматизация звука, предмет, слово, Дата, задание, карточка, слог, фамилия, фонематический слух.


Ключевые слова

фонематический слух, бланки, автоматизация шипящих звуков

Похожие статьи

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Определение количества звуков в слове и слогов в слове, определение места звука в слове и слога в данном слове: с опорой на схему слова, без опоры, наращивание слогов к

Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Предлагаются слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи.

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ...

Использование дидактических игр для развития фонематического...

фонематический слух, слово, ход игры, ребенок, игра, звук, заданный звук, дидактическая игра, развитие, слог.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического...

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная игра, игра, слово, фонематический слух, ребенок, грамота, урок обучения, фонематический анализ

Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения

Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов).

Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

Их автоматизация.  Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

Педагог бубном издает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звука.

Система работы по дифференциации звуков при...

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в...

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной...

фонематический слух, сказка, Вахрушево, ребенок, звук, слово, фонематическое восприятие, нарушение речи, слог, родной язык.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Определение количества звуков в слове и слогов в слове, определение места звука в слове и слога в данном слове: с опорой на схему слова, без опоры, наращивание слогов к

Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Предлагаются слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи.

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ...

Использование дидактических игр для развития фонематического...

фонематический слух, слово, ход игры, ребенок, игра, звук, заданный звук, дидактическая игра, развитие, слог.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического...

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная игра, игра, слово, фонематический слух, ребенок, грамота, урок обучения, фонематический анализ

Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения

Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов).

Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

Их автоматизация.  Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

Педагог бубном издает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звука.

Система работы по дифференциации звуков при...

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в...

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной...

фонематический слух, сказка, Вахрушево, ребенок, звук, слово, фонематическое восприятие, нарушение речи, слог, родной язык.

Похожие статьи

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Определение количества звуков в слове и слогов в слове, определение места звука в слове и слога в данном слове: с опорой на схему слова, без опоры, наращивание слогов к

Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Предлагаются слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи.

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ...

Использование дидактических игр для развития фонематического...

фонематический слух, слово, ход игры, ребенок, игра, звук, заданный звук, дидактическая игра, развитие, слог.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического...

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная игра, игра, слово, фонематический слух, ребенок, грамота, урок обучения, фонематический анализ

Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения

Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов).

Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

Их автоматизация.  Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

Педагог бубном издает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звука.

Система работы по дифференциации звуков при...

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в...

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной...

фонематический слух, сказка, Вахрушево, ребенок, звук, слово, фонематическое восприятие, нарушение речи, слог, родной язык.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Определение количества звуков в слове и слогов в слове, определение места звука в слове и слога в данном слове: с опорой на схему слова, без опоры, наращивание слогов к

Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Предлагаются слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи.

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ...

Использование дидактических игр для развития фонематического...

фонематический слух, слово, ход игры, ребенок, игра, звук, заданный звук, дидактическая игра, развитие, слог.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического...

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная игра, игра, слово, фонематический слух, ребенок, грамота, урок обучения, фонематический анализ

Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения

Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов).

Бланки как средство формирования фонематического слуха и автоматизации шипящих звуков.

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

Их автоматизация.  Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

Педагог бубном издает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звука.

Система работы по дифференциации звуков при...

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в...

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной...

фонематический слух, сказка, Вахрушево, ребенок, звук, слово, фонематическое восприятие, нарушение речи, слог, родной язык.

Задать вопрос