Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 25.05.2016

Статья просмотрена: 1379 раз

Библиографическое описание:

Ткачук, Ю. Г. Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста / Ю. Г. Ткачук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1558-1560. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30508/ (дата обращения: 23.04.2024).



 

Правомерно выделить как особое, такое явление, как навык письма, т. е. психомоторный, а не языковой феномен.

Письмо как навык. Все аспекты письма как языковой системы и языковой способности реализуются в акте письма, представляющем собой навык и вид графомоторной деятельности. Навык письма, хотя и связан с устной речью и ее закономерностями, имеет собственную психологическую, сенсомоторную базу, обеспечивающую практическую реализацию всех вышеперечисленных форм письма. Как вид деятельности, в понимании А. Н. Леонтьева, письмо включает три основные операции:

а)                  символическое обозначение звуков речи, т. е. фонем;

б)                 моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов [1];

в)                  графо-моторные операции. Каждая из них является как бы самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение [3].

а)                  Навык символизации,т. е. буквенного обозначения фонем, формируется на основе развивающихся у ребенка способностей к символизации более широкого плана: символической игры, изобразительной деятельности и др. Кроме того, необходимой его предпосылкой является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания [2].

Первым проявлением способности к символической деятельности в онтогенезе является появление символической игры с характерными для нее действиями игрового замещения предметов и предметного изображения в рисунках. С того момента, как ребенок переходит от каракулей к изображению форм, которым дает названия, начинается развитие графического символизма [4]. В отличие от письма это символизм первого порядка (т. е. означаются конкретные предметы, а не слова, которые сами являются знаками). Овладение рисованием — это освоение знаковой деятельности. На ранних этапах развития ребенок сначала изображает что-то, а потом придумывает этому название. Лишь позже, когда созревает способность к рисованию по замыслу, можно говорить о появлении элементарных знаковых операций. Прогресс в детализации рисунков есть проявление динамики усвоения языка графических символов. Незрелость подобных способностей даже при достаточном умственном развитии затрудняет овладение графемами.

Развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий:

а)                  дофонетическая стадия — полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи, понимания речи и активных речевых возможностей;

б)                 начальный этап овладения восприятием фонем: различаются акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики);

в)                  дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребенку доступно различение между правильным и неправильным произношением. Однако неправильно произнесенное слово еще узнается;

г)                  правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, но ребенок продолжает узнавать и неправильно произнесенное слово. На этом этапе сенсорные эталоны фонематического восприятия еще нестабильны;

д)                 завершение развития фонематического восприятия. Ребенок слышит и говорит правильно, перестает узнавать отнесенность неправильно произнесенного слова. До этого момента фонематическое развитие ребенка в норме происходит спонтанно при наличии оптимальных условий речевого окружения. С началом обучения в школе (или еще в детском саду) он благодаря направленному обучению делает еще один шаг в развитии своего языкового сознания;

е)                  осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит. Иногда этот процесс запаздывает в связи с недоразвитием устной речи, при задержке психического развития или при психическом недоразвитии. Достижение данного этапа развития фонематического восприятия является необходимой предпосылкой овладения фонематическим анализом.

б)                 Моделирование звуковой структуры слова с помощью букв. Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два этапа:

–                    сначала выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова, т. е. установление временной последовательности фонем, из которых оно состоит;

–                    затем производится трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.

Процесс трансформации временной последовательности фонем в пространственный ряд графем протекает у ребенка практически параллельно с фонематическим анализом и графо-моторными операциями записи букв. Это требует довольно сложной координации перечисленных сенсомоторных процессов и, что особенно важно, оптимальной концентрации и распределения внимания во время их протекания.

Есть еще один «подводный камень», который может играть не последнюю роль в трудностях осуществления этой операции. Если способность к удержанию в кратковременной памяти временной последовательности звуков или символов у ребенка нарушена, это неизбежно сказывается на овладении письмом.

в)                  Графо-моторные навыкиявляются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все предшествующие операции. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Период от 1 года до 4–5 лет уходит на овладение произвольной регуляцией движений руки. Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки» [5]. Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6–8 лет [BirchH., LeffordA., 1964]. При этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так называемой «школьной зрелости» [JiracekJ., 1968; SvancaraJ., 1978].

Особенность письма как комплексного навыка заключается в том, что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций. Чем меньше «фонетичность» письма, тем сложнее осуществляется моделирование звуковой структуры слов и тем это психологически труднее для освоения навыка письма. В русском языке фонетический принцип является если и не определяющим, то ведущим в правописании [6]. Поэтому для овладения русским письмом важно знать, как правильно произносится слово, и уметь анализировать его звуковую сторону.

Таким образом, сенсомоторная база, или комплекс функциональных предпосылок письма, представляет собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимально необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо-моторной программы.

 

Литература:

 

  1.                Журова Л. Е., Эльконин Д. Б., К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. — М., 1963.
  2.                Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  3.                Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Наука, 1969; переизд. — 2005, 2010.
  4.                Мухина В. С., Психология детства и отрочества: учебник для студентов психолого-педагогических факультетов. — Изд-ль Ин-т практической психологии, 1998.
  5.                Сакулина Н. П., Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1965.
  6.                Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность / Ответс. редак. М. И. Матусевич, Л. Р. Зиндер. — М., 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): фонематическое восприятие, временная последовательность фонем, произнесенное слово, ребенок, звуковая сторона слова, зрительно-моторная координация, символическая игра, устная речь, фонематический анализ, языковое сознание.


Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Формирование фонематического восприятия как залог...

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Формирование произносительной стороны речи посредством...

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра, развитие, слоговая структура слов, фонематический слух, интерактивное средство обучения, слоговая структура слова, звук.

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений...

II уровень — это способность к символизации; фонематические процессы; фонологическое структурирование слов; трансформация временной последовательности звуков; пространственная последовательность букв; зрительно-моторная координация.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематический слух, компетентность, артикуляция, речевая деятельность.

Один из учеников говорит слово «Hello». Ученик у доски должен определить, кто произнес слово.

Система работы по дифференциации звуков при...

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

11. Различение слов, отличающихся ударением. (С опорой на зрительное восприятие).

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Формирование фонематического восприятия как залог...

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Формирование произносительной стороны речи посредством...

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра, развитие, слоговая структура слов, фонематический слух, интерактивное средство обучения, слоговая структура слова, звук.

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений...

II уровень — это способность к символизации; фонематические процессы; фонологическое структурирование слов; трансформация временной последовательности звуков; пространственная последовательность букв; зрительно-моторная координация.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематический слух, компетентность, артикуляция, речевая деятельность.

Один из учеников говорит слово «Hello». Ученик у доски должен определить, кто произнес слово.

Система работы по дифференциации звуков при...

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

11. Различение слов, отличающихся ударением. (С опорой на зрительное восприятие).

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Формирование фонематического восприятия как залог...

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Формирование произносительной стороны речи посредством...

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра, развитие, слоговая структура слов, фонематический слух, интерактивное средство обучения, слоговая структура слова, звук.

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений...

II уровень — это способность к символизации; фонематические процессы; фонологическое структурирование слов; трансформация временной последовательности звуков; пространственная последовательность букв; зрительно-моторная координация.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематический слух, компетентность, артикуляция, речевая деятельность.

Один из учеников говорит слово «Hello». Ученик у доски должен определить, кто произнес слово.

Система работы по дифференциации звуков при...

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

11. Различение слов, отличающихся ударением. (С опорой на зрительное восприятие).

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Формирование фонематического восприятия как залог...

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Формирование произносительной стороны речи посредством...

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра, развитие, слоговая структура слов, фонематический слух, интерактивное средство обучения, слоговая структура слова, звук.

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений...

II уровень — это способность к символизации; фонематические процессы; фонологическое структурирование слов; трансформация временной последовательности звуков; пространственная последовательность букв; зрительно-моторная координация.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематический слух, компетентность, артикуляция, речевая деятельность.

Один из учеников говорит слово «Hello». Ученик у доски должен определить, кто произнес слово.

Система работы по дифференциации звуков при...

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

11. Различение слов, отличающихся ударением. (С опорой на зрительное восприятие).

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Задать вопрос