Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2608/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в работе с детьми с нарушениями речи.

Ключевые слова: компьютерные технологии, игровые технологии, интерактивные технологии, компьютерные игры, дети с нарушениями речи

Перспективными компьютерными технологиями, используемыми в работе с детьми с нарушениями речи, являются игровые компьютерные технологии. Выделяют несколько ключевых направлений работы с прогрессивными логопедическими технологиями: 1- коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса (отработка диафрагмального дыхания, отработка носового вдоха и ротового выдоха, отработка плавного длительного ротового выдоха, коррекция назального, а также фарингиальных, щелкающих, «квакающих», хрипящих и др. призвуков, формирование умения изменять силу голоса, работа над словесным и логическим ударением, исправление дефектного произнесения звуков); 2- формирование фонематического восприятия (организация работы по дифференциации согласных по месту и способу произнесения, по твердости-мягкости); 3- обучение грамоте (развитие навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; упражнения для формирования оптического контура буквы и создания устойчивого образа буквы и слога; коррекция нарушений чтения, особенно в тех случаях, когда у ребенка с трудом формируется процесс чтения слоговых стереотипов); 4- формирование лексико-грамматической стороны речи (формирование обобщенного лексического, грамматического и морфологического значения слова, классификация слов по лексическим и грамматическим группам, формированию грамматического строя речи, накопление лексического запаса); 5- формирование связного высказывания (формирование навыка адекватного восприятия текста, формирование навыка построения связного высказывания и т. д.); 6- формирование и коррекция навыка чтения (формирование словесной догадки, формирование звуко-буквенных грамматических обобщений) [2; 3; 4].

Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии. Программа позволяет эффективно работать и с детьми с другими первичными нарушениями речи в рамках дислалии, алалии, ринолалии, заикания, а также с детьми с вторичными нарушениями речи. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной для детей с речевыми нарушениями (Рис.1). Применение программы «Игры для Тигры» делает процесс коррекционно-развивающей работы речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме [2].

Рис. 1. Специализированная логопедическая программа «Игры для Тигры»

Логопедический тренажер «Дэльфа» («Дэльфа-142.1») — новая программа для работы по развитию речевого дыхания, коррекции силы голоса, коррекции и автоматизации произношения гласных и согласных звуков, коррекции произношения, устранению назального оттенка голоса. Включает в себя улучшенные варианты упражнений Сурдологопедического тренажера «Дэльфа-130» и новые модули, расширяющие функциональность продукта (Рис.2). Это программа по коррекции устной и письменной речи, которая позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до предложения и решать разнообразные задачи по развитию речи. В основе методики — индивидуальный подход, игровые приемы, возможность повторения, использование различного стимульного материала (картинки, звучащая и письменная речь). Данный тренажер обеспечивает комплексность программы работы над устной и письменной речью, включая работу со связным текстом. Тексты для пересказа организованы по уровням сложности, подобраны вопросы и опорные слова [3].

Рис. 2 Логопедический тренажер «Дэльфа»

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь» — программа визуального контроля речи для логопедической практики. Данная программа разработана не только для лиц с нарушениями речи, но также позволяет эффективно тренироваться во владении собственным голосом, в выразительном чтении, произнесении речей, пении; помогает избавиться от диалекта, приобрести умение говорить в особой манере. Ключевое значение программного комплекса заключается в работе над следующими аспектами речи: наличие или отсутствие голоса; интенсивность звучания, слоговое ударение; высота голоса и голосовые модуляции; правильность произнесения гласных звуков; длительность и слитность произнесения звука, слога, слова, короткой фразы; темп произнесения речевого материала. Программа «Видимая речь» включает 13 модулей, позволяющих контролировать не только произношение всех звуков изолировано, но и тренировать в произнесении их комбинаций, благодаря тому, что поддерживается работа над слогами, слогосочетаниями и короткими словами. Все типы упражнений дополнены игровыми сюжетами и оригинальной графикой, таким образом, каждое упражнение на экране предстает в виде коротенького мультфильма (Рис.3). Основное отличие данного программного обеспечения от других является возможность качественно проанализировать собственное «звучание». Финал успешного завершения упражнения выглядит по-разному: забавные действующие лица довольно хохочут, прячутся в домики, падают в машину яблоки, слышатся радостные гудки, паровозные свистки, звучат музыкальные фразы и т. п. [3]

Рис. 3. Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь»

Программно-дидактический комплекс «Логомер» представляет 90 интерактивных игр для детей с речевыми нарушениями. Интерактивные игры рассчитанные на детей 2–10 лет посредством сказочных сюжетов и ярких персонажей мотивируют детей заниматься (Рис. 4). Комплекс «Логомер» содержит игры и упражнения по основным направлениям логопедических и коррекционных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические категории и общее развитие. Данный программно-дидактический комплекс включает программу для создания пособий «Конструктор картинок» [7].

Рис. 4. Программно-дидактический комплекс «Логомер»

Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп» разработан для постановки и автоматизации звуков, работы над дыханием, голосообразованием. Данный комплекс можно использовать в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи дошкольного и младшего школьного возрастов (Рис.5). В «Речевом калейдоскопе» имеются широкие возможности применения комплекса в работе над произношением: над дыханием, голосом, интонацией, темпом, словесным и логическим ударением и такими звуками речи, как гласные, дифтонги и согласные звуки, кроме взрывных и аффрикат. В программе компьютерного комплекса выделяют 4 группы модулей: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа — для работы над звуками речи; III группа — для работы над произношением в целом; IV группа — для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью. Данный комплекс может быть использован на разных этапах формирования произносительной стороны речи. Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп» выпускается в мобильном варианте, комплектуется внешним HDD-корпусом, с установленным программным обеспечением и есть разъемы для подключения периферийных устройств (монитор, клавиатура, микрофон, аудиоколонки). В качестве монитора можно использовать, как обычный монитор, так и телевизор с VGA-входом [5].

Рис. 5. Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп»

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи (Рис.6). В программе представлено четыре раздела: 1-неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.); 2-звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов); 3- речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка); 4- развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста). Программа направлена на развитие и коррекцию речи, формирование навыков грамотного произношения, развитие всех сторон речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи. В данном программном обеспечении представлено несколько уровней сложности в каждом задании [2].

Рис. 6. Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Цикл логопедических занятий «Логопедические уроки» по развитию речи у неговорящих детей и у детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 4 лет от психологического центра «Адалин» (Рис.7). В данном цикле занятий подобраны и систематизированы наиболее эффективные логопедические методики на развитие речи, учитывающие специфику работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с дислалией, алалией, задержкой речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР). В этот цикл включены базовые типы логопедических игр (артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, игры на развитие физического и фонетического слуха, упражнения на звукоподражание, рифмованные загадки, стихи с движениями и чистоговорки) [2; 3].

Рис. 7. Цикл логопедических занятий «Логопедические уроки»

Таким образом, перечисленные преимущества и развивающие возможности компьютерных технологий наглядно демонстрируют ресурсный потенциал, направленный на выравнивание речевого и психофизического развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушениями речи. Игровые компьютерные технологии — дополнительный ресурс логокоррекционной работы, решающий задачи речевого и познавательного развития.

Литература:

  1. Атанов Г. А. Компьютерные «игры» в обучение / Г. А. Атанов // Образовательные технологии и общество. — 2004. — № 2. — С.185–189.
  2. Бурачевская Н. И. Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивных игр // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017г.). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — С. 8–10.
  3. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97. — ISSN 2411–8184.
  4. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113–117.
  5. Компьютерный логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп» // Институт медицинской реабилитации. URL: http://imr.sp.ru/rech.htm (дата обращения: 18.02.2017).
  6. Логопедический тренажер // Использование компьютерных помощников компании «Дэльфа М» в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. URL: http://delfam.biz/maker.php?page=main (дата обращения: 21.02.2017).
  7. Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex (дата обращения: 12.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение речи, работа, развитие речи, ребенок, младший школьный возраст, программа, игра, логопедический комплекс, письменная речь, программно-дидактический комплекс.

Похожие статьи

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушений у...

Развивающие игры как средство коррекции речи у детей...

- развитие речи с опорой на онтогенез; - развитие лексико-грамматических средств языка

3. Козырева Л. М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с

6. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие.

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного...

Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе...

нарушение речи, развитие речи, работа, ребенок, программа, младший школьный возраст, логопедический.

Использование дидактических игр для коррекции дислексии...

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями... коррекционно-развивающая работа, развитие, формирование навыков чтения, функция, письмо, нарушение речи, коррекционная работа, психическое развитие, ребенок, слово.

Коррекция нарушений письма у младших школьников...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий. Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование произносительной стороны речи посредством...

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра, развитие, слоговая структура слов, фонематический слух, интерактивное средство обучения, слоговая структура слова, звук.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

Сформированная связная речь − важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи формирование связной речи − конечная цель всего коррекционного процесса...

Похожие статьи

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушений у...

Развивающие игры как средство коррекции речи у детей...

- развитие речи с опорой на онтогенез; - развитие лексико-грамматических средств языка

3. Козырева Л. М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с

6. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие.

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного...

Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе...

нарушение речи, развитие речи, работа, ребенок, программа, младший школьный возраст, логопедический.

Использование дидактических игр для коррекции дислексии...

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями... коррекционно-развивающая работа, развитие, формирование навыков чтения, функция, письмо, нарушение речи, коррекционная работа, психическое развитие, ребенок, слово.

Коррекция нарушений письма у младших школьников...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий. Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование произносительной стороны речи посредством...

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра, развитие, слоговая структура слов, фонематический слух, интерактивное средство обучения, слоговая структура слова, звук.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

Сформированная связная речь − важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи формирование связной речи − конечная цель всего коррекционного процесса...

Задать вопрос