Использование новых педагогических технологий в работе логопеда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 544 раза

Библиографическое описание:

Ачилова, С. Д. Использование новых педагогических технологий в работе логопеда / С. Д. Ачилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 592-593. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27931/ (дата обращения: 25.04.2024).



The article states that as a speech therapist with educational technology works with children speech disorders. Usingeducationaltechnologybeingremedialwork.

Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Сегодня серьёзной проблемой специальных детских садах стал неуклонный рост количества детей с различными нарушениями речи, а также утяжеление речевых нарушений и уровня речевого недоразвития. В последние годы у большинства детей данной категории в той или иной степени выражены нарушения слоговой структуры слова. Данные нарушения мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Среди учащихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному влияют на общее развитие ребенка. Согласно «Положению о логопедических пунктах при общеобразовательных школах» основным контингентом являются учащиеся с фонетико-фонематическими нарушениями и с нерезкою выраженным общим недоразвитием речи. Целью коррекционно-воспитательной работы логопеда является воспитание пробелов в развитии звуковой стороны речи, лексических средств и грамматического строя речи. Самый важный этап логопедической работы направлен на совершенствование звуковой стороны речи (коррекция звуков, развитие фонематических процессов) и формирование полноценных навыков анализа и синтеза звукового состава слова, это составляет ту основу, которая позволяет формировать правильные навыки чтения и письма, т. е. грамоты.

В процессе выполнения упражнений внимание учащихся постоянно привлекается к артикуляции и звучанию изучаемого звука к месту его расположения. Работая с оппозиционными звуками, логопед учит различать их на слух. Детям предлагается подбирать, анализировать, сравнивать слова разного звуко-слогового состава.

Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики, крупотерапия, пескотерапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Артикуляционная гимнастика. Цель — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи: При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил, организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

– развитие объёма словаря;

– формирование структуры значения слова;

– развитие лексической системности и семантичности полей;

– формирование парадигматических и синтагматических связей слов;

– развитие словообразования;

– уточнение грамматического значения слова.

В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

– развитие навыка узнавания неречевых звуков;

– различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте, силе, тембру;

– различение слов близких по звуковому составу;

– дифференциация фонем;

– дифференциация слогов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:

– определение порядка звуков в слове;

– выделение отдельных звуков;

– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой — звонкий, твёрдый — мягкий);

– построение моделей (схем).

В коррекционной работе активно использую игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: игры, направленные на развитие слухового внимания; игры, направленные на развитие речевого слуха; игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов; игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

Литература:

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С-П.2000
  2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.-М,1994 г.
  3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М,1988.
  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): логопедическая работа, артикуляционная гимнастика, грамматический строй речи, звуковая сторона речи, звуковой анализ, лексико-грамматический строй речи, нарушение речи, развитие, ребенок, тяжелое нарушение речи.


Похожие статьи

Преодоление грамматического недоразвития речи...

Это нарушение определяют, как общее недоразвитие речи.

Работа по формированию и коррекции нарушений лексико-грамматического строя у дошкольников проводится по следующим направлениям

Формирование произносительной стороны речи посредством...

Часто нарушения звукопроизношения и невнятность речи обусловлены недостаточно сформированным фонематическим слухом.

— 56 с. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями...

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших...

В данной статье охарактеризованы особенности становления лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития, представлены и проанализированы результаты обследования активного словарного запаса и грамматического...

Методические подходы к развитию лексического строя речи...

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Ключевые слова: произносительная сторона речи, дети...

Произносительная сторона речи подразумевает под собой фонетическое оформление речи, а также совокупность

развитие артикуляционной моторики

дети дошкольного возраста, логопедический пункт, произносительная сторона речи, коррекция нарушений.

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

– состояние лексики, грамматического строя и связной речи.

Ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер

Оценка понимания импрессивной речи является важнейшим этапом логопедического обследования.

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие...

Хотя коррекция звуковой, фонематической и лексико-грамматической сторон речи является общей задачей в работе как с русскоязычными, так и двуязычными дошкольниками, но следует помнить, что русский язык для этих детей не является родным.

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Хотя коррекция звуковой, фонематической и лексико-грамматической сторон речи является общей задачей, особенностью логопедической работы с дошкольниками-билингвами является то...

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного...

- звуковая культура речи — основа благоприятных социальных контактов и общения; - полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексикограмматического компонента речи

Похожие статьи

Преодоление грамматического недоразвития речи...

Это нарушение определяют, как общее недоразвитие речи.

Работа по формированию и коррекции нарушений лексико-грамматического строя у дошкольников проводится по следующим направлениям

Формирование произносительной стороны речи посредством...

Часто нарушения звукопроизношения и невнятность речи обусловлены недостаточно сформированным фонематическим слухом.

— 56 с. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями...

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших...

В данной статье охарактеризованы особенности становления лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития, представлены и проанализированы результаты обследования активного словарного запаса и грамматического...

Методические подходы к развитию лексического строя речи...

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Ключевые слова: произносительная сторона речи, дети...

Произносительная сторона речи подразумевает под собой фонетическое оформление речи, а также совокупность

развитие артикуляционной моторики

дети дошкольного возраста, логопедический пункт, произносительная сторона речи, коррекция нарушений.

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

– состояние лексики, грамматического строя и связной речи.

Ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер

Оценка понимания импрессивной речи является важнейшим этапом логопедического обследования.

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие...

Хотя коррекция звуковой, фонематической и лексико-грамматической сторон речи является общей задачей в работе как с русскоязычными, так и двуязычными дошкольниками, но следует помнить, что русский язык для этих детей не является родным.

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Хотя коррекция звуковой, фонематической и лексико-грамматической сторон речи является общей задачей, особенностью логопедической работы с дошкольниками-билингвами является то...

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного...

- звуковая культура речи — основа благоприятных социальных контактов и общения; - полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексикограмматического компонента речи

Задать вопрос