Автор: Ачилова Севара Джасуркуловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Ачилова С. Д. Использование новых педагогических технологий в работе логопеда // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 592-593.



The article states that as a speech therapist with educational technology works with children speech disorders. Usingeducationaltechnologybeingremedialwork.

Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Сегодня серьёзной проблемой специальных детских садах стал неуклонный рост количества детей с различными нарушениями речи, а также утяжеление речевых нарушений и уровня речевого недоразвития. В последние годы у большинства детей данной категории в той или иной степени выражены нарушения слоговой структуры слова. Данные нарушения мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Среди учащихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному влияют на общее развитие ребенка. Согласно «Положению о логопедических пунктах при общеобразовательных школах» основным контингентом являются учащиеся с фонетико-фонематическими нарушениями и с нерезкою выраженным общим недоразвитием речи. Целью коррекционно-воспитательной работы логопеда является воспитание пробелов в развитии звуковой стороны речи, лексических средств и грамматического строя речи. Самый важный этап логопедической работы направлен на совершенствование звуковой стороны речи (коррекция звуков, развитие фонематических процессов) и формирование полноценных навыков анализа и синтеза звукового состава слова, это составляет ту основу, которая позволяет формировать правильные навыки чтения и письма, т. е. грамоты.

В процессе выполнения упражнений внимание учащихся постоянно привлекается к артикуляции и звучанию изучаемого звука к месту его расположения. Работая с оппозиционными звуками, логопед учит различать их на слух. Детям предлагается подбирать, анализировать, сравнивать слова разного звуко-слогового состава.

Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики, крупотерапия, пескотерапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Артикуляционная гимнастика. Цель — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи: При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил, организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

– развитие объёма словаря;

– формирование структуры значения слова;

– развитие лексической системности и семантичности полей;

– формирование парадигматических и синтагматических связей слов;

– развитие словообразования;

– уточнение грамматического значения слова.

В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

– развитие навыка узнавания неречевых звуков;

– различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте, силе, тембру;

– различение слов близких по звуковому составу;

– дифференциация фонем;

– дифференциация слогов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:

– определение порядка звуков в слове;

– выделение отдельных звуков;

– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой — звонкий, твёрдый — мягкий);

– построение моделей (схем).

В коррекционной работе активно использую игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: игры, направленные на развитие слухового внимания; игры, направленные на развитие речевого слуха; игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов; игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

Литература:

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С-П.2000
  2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.-М,1994 г.
  3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М,1988.
  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): строя речи, нарушениями речи, грамматического строя речи, стороны речи, лексико-грамматического строя речи, звуковой стороны речи, строя речи основной, различными нарушениями речи, тяжелыми нарушениями речи, речи обучение детей, развитии речи, развитию устной речи, навыков правильной речи, нарушения слоговой структуры, Нарушения речи многообразны, общим недоразвитием речи, лексико-грамматической стороны речи, плавности речи, лексико-грамматических компонентов речи, коррекции лексико-грамматического строя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос