Программа логопедических занятий по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 3 класса общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 14.04.2016

Статья просмотрена: 1682 раза

Библиографическое описание:

Ашева, О. Г. Программа логопедических занятий по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 3 класса общеобразовательной школы / О. Г. Ашева, С. П. Дмитрачкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 899-904. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28109/ (дата обращения: 19.04.2024).



Сущность организации логопедического процесса определяется инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения». Оно определяет порядок работы логопедического пункта как структурного подразделения государственного муниципального общеобразовательного учреждения.

Программа разработана для работы с детьми 2 класса, имеющими нарушение письменной и устной речи, и рассчитана на 1 год.

Проблемами нарушения письма и чтения с каждым годом охватывается все больший процент младших школьников общеобразовательных школ. В свою очередь эти проблемы препятствуют успешному овладению всеми школьными предметами, снижают успеваемость учащихся.

Профилактическая коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений, которые влекут за собой нарушения письма и чтения, должна начинаться еще в дошкольном возрасте. Но, если речь идет о стойких нарушениях, то коррекционный процесс требует продолжения и в школе. Это необходимое условие для успешного обучения ребенка. Ранняя диагностика речевых нарушений и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.

Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников, развитие речевой деятельности, формирование культуры устной и письменной речи учащихся, нацеливание обучающихся на усвоение программного материала, обогащения словаря через использование национально-регионального компонента.

Задачи программы:

  1. Систематизация и развитие у учащихся звуковых и морфемных обобщений.
  2. Формирование в языковом сознании обучающихся семантических полей, позволяющих рационально сгруппировать и систематизировать лексические единицы.
  3. Расширение словарного запаса путем использования национально-регионального компонента.
  4. На основе формирования лексики:

 совершенствование фонетической и фонематической стороны речи: формирование звукопроизношения и звуковой и слоговой структуры слова; развитие слогового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

 формирование грамматического строя речи;

 формирование синтаксической структуры предложения.

  1. Развитие языковой интуиции.
  2. Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
  3. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
  4. Формирование просодической стороны речи.
  5. Формирование психологической базы речи (внимания, памяти, мышления).
  6. Формирование и развитие навыков учебной деятельности, мотивации к овладению письменной речью.

Принципы программы:

 последовательности;

 систематичности;

 доступности речевого материала;

 индивидуального подхода;

 онтогенетического развития речи;

 единства диагностики и коррекции;

 единства коррекционных, развивающих и профилактических задач;

 комплексности методов педагогического воздействия.

Концептуальность программы.

Основополагающими для программы являются следующие теоретические положения и принципы.

Положение отесном взаимодействии развития речи имышления.

Для успешного овладения процессами письма и чтения у школьников должно быть сформировано умение анализировать речь, сравнивать и дифференцировать по определённым признакам языковые единицы, выделять общее и специфическое в языковых явлениях. В связи с этим логопедическая работа направлена на развитие лингвистического мышления — гибкого, динамичного и продуктивного, что позволит ученикам не только осознать язык как объект наблюдения, анализа и обобщения, но и создавать новые образы и идеи.

Представление осемантике, как ведущем уровне речевой деятельности.

Для систематизации всей лексико-грамматической работы программой предусматриваются семантические технологии развития речи.

Принцип учета возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Принцип основан на максимальном использовании образного типа переработки информации.

Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Следовательно, участие правого полушария в обучении, развитие межполушарного взаимодействия позволит достичь больших успехов в коррекции речи и мышления.

Принцип формирования метаязыковой деятельности на основе практического уровня овладения языком.

Важнейшим условием изучения «русского языка» как предмета становится развитие у ребёнка природной языковой интуиции, чувства языка, для чего необходимо опираться на уже накопленный языковой и речевой опыт.

Организация процесса обучения: групповые занятия, 3 часа в неделю, 90 часов в год.

1 четверть -21 час

2 четверть -21 час

3 четверть -30 часов

4 четверть -18 часов.

При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:

 игровой (подвижные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, игры с использованием краеведческого материала и т. д.);

 экскурсии;

 наблюдения;

 исследования;

 инсценировки;

 соревновательные задания;

 творческие задания

А также различные приемы:

различные упражнения по развитию мышления и воображения;

 упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;

 восстановление пропущенных букв;

 самостоятельный поиск орфографических ошибок;

 запись под диктовку;

 списывание с рукописного и печатного текстов;

 осложненные задания логического и грамматического характера;

 слуховой диктант со зрительным самоконтролем;

 графический диктант.

Структура занятий:

1) Вступительная часть.

Организационный момент. Рефлексия.

2) Основная часть.

Введение в тему. Выполнение заданий коррекционно- образовательного характера. Занимательные задания.

3) Заключительная часть.

Подведение итогов. Поощрение детей.

Работа сродителями иучителями

После окончания диагностического этапа в рамах данной программы учителем-логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей. Данная работа реализуется и в течение года через групповые и индивидуальные консультации для родителей.

Темы групповых консультаций для родителей:

Результаты обследования учащихся.

Причины нарушения речи.

Охрана органов речи.

Результаты проведенной работы.

Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:

Результаты обследования учащихся.

Дисграфия. Виды. Коррекционная работа.

Дислексия. Виды.Коррекционная работа.

Развитие фонематического восприятия у младших школьников.

Результаты коррекционной работы за первое полугодие.

Взаимодействие в работе учителя начальных классов и учителя-логопеда.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутьё языка и происходит овладение речевыми средствами, необходимыми для процесса эффективного общения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с учителем как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта. Так правильная грамотная культурная речь педагога является эталоном для учащихся. «Лучший учитель — это пример»

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.

В результате занятий дети научатся:

 дифференцировать термины, используемые для обозначения основных понятий: речь, звук, буква, артикуляция, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;

 все буквы и звуки родного языка;

 отличительные признаки гласных и согласных звуков;

 гласные и согласные звуки;

 твёрдые и мягкие согласные звуки, буквы для обозначения мягкости согласных;

 пары гласных звуков; пары согласных звуков по твёрдости-мягкости;

 узнавать и различать гласные и согласные звуки; обозначать гласные, твёрдые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

 использовать буквы И, Я, Е, Ё, Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

 различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

 производить фонетический разбор слова;

 производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

 записывать слова с буквами И, Я, Е, Е, Ь, Ъ;

 подбирать слова на заданный звук;

 сравнивать слова со сходными звуками;

 строить звуковые схемы слогов и слов;

 определять ударные и безударные гласные звуки и слоги;

 составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

 восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

 названия частей речи: существительное, прилагательное, глагол;

 названия частей слова: приставка, корень, суффикс, окончание;

 значение каждой части слова, их графическое обозначение;

 значение предлогов и приставок;

 выделять из предложения существительное;

 дифференцировать существительное единственного и множественного числа;

 выделять из предложения глаголы по значению и вопросам;

 выделять из предложения прилагательные по значению и вопросам;

 узнавать и употреблять предлоги в устной речи, дифференцировать их;

 активно пользоваться средствами грамматического оформления речи:

 образовывать формы косвенных падежей единственного и множественного числа существительных без предлогов и с предлогами;

 практически употреблять существительные разного рода;

 практически употреблять существительные в косвенных падежах;

 согласовывать имена существительные с глаголами в числе;

 согласовывать имена существительные с глаголами в роде;

 изменять глаголы по времени;

 согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

 согласовывать числительные с существительными в роде и падеже;

 использовать суффиксальный способ образования слов;

 находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок;

 дифференцировать предлоги и приставки;

 образовывать сложные слова, включать их в предложение и словосочетание;

 дифференцировать родственные и однокоренные слова, подбирать родственные слова;

 определять лексическое значение однозначных и многозначных слов, слов-омонимов;

 подбирать антонимы к словам различных частей речи;

 синонимы к словам различных частей речи;

 определять прямое и переносное значение слов;

 правильно употреблять образные слова и выражения;

 правильно употреблять фразеологизмы, крылатые слова и выражения, поговорки;

 составлять словосочетания, владеть связью слов в предложении (по типу согласования и управления), пользоваться служебными словами;

 дифференцировать слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;

 определять количество слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

 соблюдать заданный порядок слов при записи предложения;

 соотносить предложения с графической схемой;

 писать большую букву в начале предложения, в именах собственных;

 ставить знак препинания в конце предложения;

 составлять предложения из заданного набора слов без пропуска членов предложения и повторов;

 задавать вопросы к отдельным словам в предложении;

 составлять тексты из 2–3 предложений разных типов, связывая их между собой по смыслу и используя для этого лексические повороты, личные местоимения, наречия;

 производить языковой анализ и синтез предложений, устанавливать причинно — следственные связи в сложных предложениях.

Содержание программы

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

 на синтаксическом уровне;

 на фонетическом уровне;

 на лексико-грамматическом уровне.

Работа на синтаксическом уровне:

 уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций;

 развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Работа на фонетическом уровне:

 коррекция дефектов произношения;

 формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Работа на лексико-грамматическом уровне:

 уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;

 дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

Этапы работы:

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно — временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

I этап. Работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

Темы:

Слово.

Словосочетание.

Составление предложений. Распространение предложений.

Анализ-синтез предложений различных по составу.

Текст.

При работе над предложением следует научиться:

 выделять предложения из сплошного текста;

 писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце; отличать главные и второстепенные члены;

 устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

II этап. Работа на фонетическом уровне.

Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Темы:

Гласные и согласные звуки.

Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.

Звукобуквенный анализ и синтез.

Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.

Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой ь.

Разделительный мягкий знак.

III этап. Работа на лексико— грамматическом уровне.

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Темы:

Понятия: существительные, глаголы, прилагательные.

Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, многозначность слов.

Практическое употребление существительных в разных падежах.

Согласование прилагательных и существительных.

Согласование глагола и существительного.

Согласование числительных и существительных.

Предлоги.

Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.

Аналитический этап

Необходим для определения эффективности коррекционной работы. Закончив групповое занятие, логопед проводит итоговую диагностику (анализ устных ответов детей, письменных заданий). Полученные результаты помогают разработать рекомендации для участников образовательного процесса, родителей учеников.

Контроль уровня усвоения знаний

Контроль уровня достижений проводится в форме письменных работ: диктантов, различных грамматических заданий, электронных тренажеров, проектов, тестирований, а так же устных ответов.

Литература:

  1. Елецкая О. Н., Горбачевская Н. Ю. «Организация логопедической работы в школе» Москва
  2. ТЦ Сфера2007. Н.Шаховская «Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи» Москва 1997г.
  3. Гайдина Л. И., Обухова Л.А «Исправление нарушений письменной речи» Москва «Вако» 2007г.
  4. Мазанова Е. В. «Школьный логопункт» Москва 2009г.
  5. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Владос 1997 г.
  6. Журнал «Логопед» № 1–6 2010 г. Москва.
  7. ВолковаЛ.С., ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М.. «Логопедия» Просвещение 1995г.
  8. Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Москва 1995г.
Основные термины (генерируются автоматически): предложение, слово, коррекционная работа, развитие, уровень результатов, звук, работа, различная часть речи, существительное, звуковой анализ.


Похожие статьи

Коррекционная работа по формированию операций...

Библиографическое описание: Белокопытова А. С. Коррекционная работа по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием

Развитие словообразования различных частей речи проводится последовательно-параллельно.

Система работы по дифференциации звуков при...

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза младших...

Принципиально важное значение для развития речи имеет сознательный анализ составляющих её звуков.

Поэтому коррекционная работа на уровне предложения предусматривает следующие цели

Лексическая работа на уроках письма и развития речи...

Библиографическое описание: Ким А. В., Кабакова Н. М. Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Актуальными становятся все задачи словарной работы. Необходимо комплексное введение нового слова в активную речь учащихся.

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Основные задачи коррекционной работы: обогащать и уточнять словарный запас детей

учить произносить слова различной слоговой сложности

обучать правильному согласованию различных частей речи

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

Технология «Развитие звукового анализа и синтеза» помогает развивать личность ребенка, способствуя формированию его грамотности в будущем. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом...

Формирование словоизменения имён существительных у детей...

Основными направлениями работы по развитию семантической стороны речи, по мнению Ю. В. Микляевой, в комплексной коррекционно-логопедической работе являются

Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога...

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Далее представим результаты проведённого обследования состояния устной речи у детей 5–6 лет с ОНР 3 уровня экспериментальной группы.

При обследовании состояния звукового анализа и синтеза слов у детей вызывали трудности задания такого типа, как назови первый и...

Похожие статьи

Коррекционная работа по формированию операций...

Библиографическое описание: Белокопытова А. С. Коррекционная работа по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием

Развитие словообразования различных частей речи проводится последовательно-параллельно.

Система работы по дифференциации звуков при...

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза младших...

Принципиально важное значение для развития речи имеет сознательный анализ составляющих её звуков.

Поэтому коррекционная работа на уровне предложения предусматривает следующие цели

Лексическая работа на уроках письма и развития речи...

Библиографическое описание: Ким А. В., Кабакова Н. М. Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Актуальными становятся все задачи словарной работы. Необходимо комплексное введение нового слова в активную речь учащихся.

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Основные задачи коррекционной работы: обогащать и уточнять словарный запас детей

учить произносить слова различной слоговой сложности

обучать правильному согласованию различных частей речи

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

Технология «Развитие звукового анализа и синтеза» помогает развивать личность ребенка, способствуя формированию его грамотности в будущем. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом...

Формирование словоизменения имён существительных у детей...

Основными направлениями работы по развитию семантической стороны речи, по мнению Ю. В. Микляевой, в комплексной коррекционно-логопедической работе являются

Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога...

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Далее представим результаты проведённого обследования состояния устной речи у детей 5–6 лет с ОНР 3 уровня экспериментальной группы.

При обследовании состояния звукового анализа и синтеза слов у детей вызывали трудности задания такого типа, как назови первый и...

Задать вопрос