Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе — ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 2334 раза

Библиографическое описание:

Костюк, Г. А. Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе — ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий / Г. А. Костюк. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2937/ (дата обращения: 20.04.2024).



Младший школьный возраст — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в этом возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании всех его психических качеств и свойств.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Он становится «Общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых, получает общественную оценку. Однако, в большинстве случаев обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не обладают достаточным социально-коммуникативным опытом, что затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими людьми. Использование личностно — ориентированного подхода в педагогической работе с детьми с ОВЗ позволяет сгладить сложную структуру их дефекта, способствуя максимально комфортной адаптации детей к социальной среде.

Личностно-ориентированный подходэто методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализацииличности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Основной целью личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающему миру.

Значимость такого подхода, сегодня очевидна, так как он нацелен на создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность обучающегося, что является основой гибких прогрессивных технологий, где выбор методов, приемов, наиболее действенен и отвечает индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям каждого ребенка, при которых педагогический процесс становится наиболее эффективным.

Так, при использовании личностно-ориентированного подхода воспитатель на каждом занятии создает условия для формирования познавательной деятельности, превращая обучающегося в субъекта, заинтересованного в получении знаний, собственной деятельности. Дети работают все время. Происходит постоянный диалог: воспитатель-ребенок.

В отличие от традиционных занятий, где воспитатель показывает, объясняет, раскрывает, требует, упражняет, проверяет, оценивает, являясь при этом центральной фигурой, использование личностно — ориентированного подхода предполагает, что педагог становится организатором познавательной деятельности, в которой обучающийся опирается на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Воспитатель объясняет, показывает, напоминает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральной фигурой при этом становится воспитанник. Педагог специально создает ситуацию успеха, сопереживания, поощрения, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, побуждает, воодушевляет, формирует мотивы, закрепляет авторитет ребенка.

Деятельность воспитанника также претерпевает изменения. Если на традиционном занятии ребенок — это объект обучения, на которого направлено воздействие педагога, то при использовании личностно — ориентированного подхода обучающийся становится субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого обучающегося. Используется метод проблемно-поискового и проектного обучения.

Отношения «педагог-ребенок» преобразуются при этом в субъект-субъектные. Работа проводится со всеми воспитанниками. Воспитатель фактически организует работу каждого ребенка, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование их рефлексного мышления и собственного мнения, что принципиально важно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогу при подготовке и проведении личностно — ориентированных занятий, игр, бесед, при разработке проектной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а также психологические особенности данного возраста. Это поможет воспитателю правильно выбрать приемы, средства, методы и формы педагогической работы.

Приведем примерный алгоритм построения воспитательного часа с использованием личностно-ориентированного подхода.

  1. Интересное начало — точка удивления
  2. Игры на систематизацию знаний (Чем похожи? Чем отличаются? «Системный оператор», «Что сначала, что потом?»)
  3. Сообщения детей
  4. Метод эмпатии (физ. минутка)
  5. Опытно-экспериментальная деятельность
  6. Умозаключения детей на основе опытов и ранее полученных знаний
  7. Решение проблемных задач, ситуаций
  8. Продуктивная деятельность.

Применение этого алгоритма и, в целом, использование личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе позволит педагогу с помощью систематизированных активных методов включить в деятельность каждого обучающегося с ОВЗ, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечить становление личного опыта, выработку знаний и собственного мнения, что будет способствовать максимально комфортной адаптации обучающихся к социальной среде.

Литература:

  1. Аременкова И. В. Роль индивидуального подхода в развитии личности// Начальная школа плюс до и после. — 2004. — № 4.
  2. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. 3. Личностно — ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Степанова Е. Н. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): личностно-ориентированный подход, ограниченная возможность здоровья, ориентированный подход, ребенок, воспитательный процесс, педагогическая работа, познавательная деятельность, собственное мнение, социальная среда, центральная фигура.

Похожие статьи

Основные идеи технологии личностно ориентированного...

обучающийся, ориентированное воспитание, ребенок, работа, воспитание, проектная деятельность, личностный подход, внеурочная деятельность, воспитательная работа, известный психолог.

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников. Автор: Умархаджиева Седа Руслановна.

До тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие...

Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора...

личностно-ориентированное обучение, личностный подход, студент, личностно-ориентированный подход, учебная деятельность, процесс обучения, ориентированное образование, обучение, учебный процесс... Парная и групповая работа как...

Личностно-ориентированный подход как основа реализации...

В целом, личностно-ориентированный подход относительно организации работы с детьми дошкольного возраста имеет следующие характерные особенности: Направленность образовательного процесса не на обучение детей...

Личностно-ориентированный подход в воспитании

Сегодня воспитание ребенка не просто должно опираться на стандартную схему, оно обязано ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество.

Применение личностно ориентированного подхода...

В воспитательном процессе применяю личностно-ориентированный подход с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств и индивидуальных особенностей детей.

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

Проблематика личностно-ориентированного подхода... личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное образование, образовательный процесс, неповторимая индивидуальность, образовательная среда, личностное развитие учащихся...

Личностно ориентированный подход к организации...

«Личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса — фундамент и основа педагогической системы, которая осознанно и целенаправленно создает условия для созидания творческой, самореализующейся личности, готовой к...

Основные подходы личностно-ориентированного образования

Центральным понятием личностно-ориентированного подхода как педагогического процесса является личностно-ориентированная учебная ситуация. Она создается целенаправленно и ставит ученика в новые условия...

Похожие статьи

Основные идеи технологии личностно ориентированного...

обучающийся, ориентированное воспитание, ребенок, работа, воспитание, проектная деятельность, личностный подход, внеурочная деятельность, воспитательная работа, известный психолог.

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников. Автор: Умархаджиева Седа Руслановна.

До тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие...

Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора...

личностно-ориентированное обучение, личностный подход, студент, личностно-ориентированный подход, учебная деятельность, процесс обучения, ориентированное образование, обучение, учебный процесс... Парная и групповая работа как...

Личностно-ориентированный подход как основа реализации...

В целом, личностно-ориентированный подход относительно организации работы с детьми дошкольного возраста имеет следующие характерные особенности: Направленность образовательного процесса не на обучение детей...

Личностно-ориентированный подход в воспитании

Сегодня воспитание ребенка не просто должно опираться на стандартную схему, оно обязано ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество.

Применение личностно ориентированного подхода...

В воспитательном процессе применяю личностно-ориентированный подход с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств и индивидуальных особенностей детей.

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

Проблематика личностно-ориентированного подхода... личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное образование, образовательный процесс, неповторимая индивидуальность, образовательная среда, личностное развитие учащихся...

Личностно ориентированный подход к организации...

«Личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса — фундамент и основа педагогической системы, которая осознанно и целенаправленно создает условия для созидания творческой, самореализующейся личности, готовой к...

Основные подходы личностно-ориентированного образования

Центральным понятием личностно-ориентированного подхода как педагогического процесса является личностно-ориентированная учебная ситуация. Она создается целенаправленно и ставит ученика в новые условия...

Задать вопрос