Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 5151 раз

Библиографическое описание:

Умархаджиева, С. Р. Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников / С. Р. Умархаджиева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/483/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

«Современный процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста» [3, с. 1].

Как правило, педагогический процесс определяется постоянным взаимодействием субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых.

В педагогике выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное. «Как известно, обучаемый в образовательном процессе синхронно занимает позицию, как объекта, так и позицию субъекта» [4, с. 225].

В субъектно-объектном отношении в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — ребенок. Педагог выступает активным субъектом педагогической деятельности, а ребенок занимает пассивную сторону, он выступает как исполнитель требований и задач, назначенных педагогом. До тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Далее субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность для ребенка приобретает личностную значимость, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, подобное взаимодействие получило название личностно-ориентированное [3, с. 20].

Отметим, что в России личностно-ориентированное образование в дошкольной педагогике получило свое обоснование в трудах Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина и др.

Так, И. С. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образованию. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании» [5, с. 96].

Также, имеется отражение личностно-ориентированного подхода в нормативной базе РФ. В законе РФ «Об образовании», статья 2, первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…» [2].

Концепция личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте предполагает становление личности творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. При этом здесь обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Можно отметить, что личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя

В реализации личностного подхода педагог в обучении дошкольников решает следующие вопросы: Какая деятельность будет способствовать развитию личности данного ребенка: игровая или учебная? Как воспринимает игру современный дошкольник? Что представляет собой обучение в дошкольном возрасте? Каковы модели дошкольного обучения? Как построить процесс обучения в ДОУ, чтобы он доставлял удовольствие и ребенку и педагогу, и способствовал гармоничному развитию ребенка? [1,с.196].

Следовательно, личностно-ориентированное обучение — это организация педагогического процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к полноправному участнику педагогического процесса.

Итак, можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе дошкольного образования. Современное дошкольное образование должно быть направлено на развитие личности ребенка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. А ведь именно в дошкольном возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетенций, которые им будут необходимы в будущем. Во многом от того, как они проживут детство, будет зависеть их успешность и мобильность в будущем. В первую очередь дошкольное учреждение несет ответственность за посильное развитие каждого дошкольника, достигнет ли, максимально возможного уровня, найдет ли свое место в жизни, станет ли свободной личностью.

 

Литература:

 

  1.                Горлова Н. А. Личностный подход в дошкольном образовании. Стратегия и путь реализации. — М,:МГИУ,2000–196 с.
  2.                Закон РФ «Об образовании». Статья 2.
  3.                Лобанова Е. А. Дошкольная педагогик а: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова — Балашов:Николаев,2005.–1–20с.
  4.                Умархаджиева С. Р. Формирование способности к самообразованию у студентов вуза [Текст] / С. Р. Умархаджиева // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 225–227.
  5.                Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2002. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное обучение, личность ребенка, ориентированное обучение, становление личности, субъектный опыт.
Задать вопрос