Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 25.04.2017

Статья просмотрена: 1706 раз

Библиографическое описание:

Бочанова, Н. А. Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы) / Н. А. Бочанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2430/ (дата обращения: 27.10.2024).



Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо не только много знать, но и уметь доказывать свои мысли, размышлять, делать умозаключения. Уже в дошкольном возрасте нужно создавать необходимые условия для развития интеллектуально — познавательной деятельности. Несомненно, что в этом возрасте лучше всего использовать игровую деятельность.

Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективным средством являются дидактические игры. Именно они опираются на поисковую активность и сообразительность детей, заставляют их думать. В своей группе я организовала игру «Состязания Умников», которую провожу один раз в неделю во второй половине дня. С помощью этой игры я закрепляю пройденный материал, где дети решают логические, познавательные задачи, размышляют над проблемными ситуациями. Дети делятся на подгруппы, получают от сказочного героя Незнайки конверт с заданиями и самостоятельно, вмести находят пути решения. Детям предлагаются задания разной степени сложности. Главное, чтобы решение проблемы увлекло их. Например, я предлагаю следующие задания: «Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?», «Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене?»

Встречаются задачи, которые можно решить, проведя опыты и эксперименты, такие, как: «Почему паук не липнет к паутине?». С помощью таких задач у детей формируется познавательная активность, дети учатся размышлять, доказывать, делать выводы. Если дети затрудняются в решение заданий, то на помощь приходит вся группа, и решения принимают вместе. В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия.

На занятиях по развитию логического мышления использую различные игры. Такие игры, как «Хитрые задачи?», «Съедобное — несъедобное», «Головоломки», «Ребусы» — они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: «Чудесный мешочек», «Найди различия». В таких играх у детей развивается память, внимания, логическое мышления. Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: «Что нарисовано?», «Найди ошибку», «Лишний предмет», «Назови одним словом».

Игры «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру», развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

К концу года дети играют в более сложные игры: «Цепочка примеров», «Сложи узор», «Повтори рисунок», «Логические концовки?». Цель этих игр — формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В уголке для родителей периодически вывешивался материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, консультации. В конце учебного года проводится развлечение: «В гостях у математики».

Ведущий:

Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. Нас пригласила в гости сама королева. А как ее зовут, мы узнаем, если пройдем все испытания. За каждый правильный ответ команда будет получать букву. Для начала мы разделимся на две команды и отправимся путешествовать.

  1. Детям предлагается пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его.
  1. Васильки, бархатцы, розы, горох, ромашки.
  2. Ручка, карандаш, линейка, машинка, тетрадь.
  3. Коля, Ваня, Таня, Сережа, Галя.
  4. Тополь, береза, шиповник, липа, осина.
  5. Зима, весна, лето, июнь, осень.
  6. Треугольник, квадрат, указка, четырехугольник, круг.
  1. Детям предлагается пара слов, которые они должны назвать одним словом.
  1. Понедельник, суббота – …
  2. Снег, дождь – …
  3. Морковка, капуста — …
  4. Голова, туловище – …
  5. Стол, стул — …
  6. Август, июнь — …
  1. Командам предлагается серия картинок из 4–5 рисунков, в котором рассказывается о каком- либо событии. Детям предлагается разложить картинки так. Чтобы получился связный рассказ. И рассказать его.

Музыкальная пауза. (командам предлагаются спеть песни, которые были подготовлены заранее).

  1. Игры со счетными палочками.
  1. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
  2. Составить 3 равных квадрата из10 палочек
  3. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
  4. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
  1. Командам даются лабиринты, изображённые на бумаге.
  1. Покажи пчёлке путь к букету из 6 цветков.
  2. Какие верёвочки приведут к цифре 5.
  1. Логические концовки.
  1. Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
  2. Если 2 больше одного, то один… (меньше двух).
  3. Если Саша вышел из дома раньше Серёжи, то Серёжа… (вышел позже Саши).
  4. Если река глубже ручейка, то речек… (меньше реки).
  5. Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
  6. Если правая рука справа, то левая… (слева).
  1. Командам предлагается плакат, на котором изображены фигуры и линии. Команда внимательно рассматривает его и запоминает. Затем его убирают. Один из членов команды должен нарисовать все фигуры на чистом листе.

Подвижная игра: «Роботы и звездочки».

  1. Задачи шутки.
  1. Решила старушка ватрушки испечь.
  2. Поставила тесто, да печь затопила.
  3. Решила старушка ватрушки испечь,
  4. А сколько их надо — совсем позабыла.
  5. Две штучки — для внучки,
  6. Две штучки — для деда,
  7. Две штучки — для Тани,
  8. Дочурки соседа...
  9. Считала, считала, да сбилась,
  10. А печь-то совсем протопилась!
  11. Помоги старушке сосчитать ватрушки.
  12. В рыбьем царстве к осетру
  13. Приплывают по утру
  14. Три молоденькие щучки,
  15. Чтоб ему почистить щечки,
  16. А четыре чебака
  17. Моют брюхо и бока.
  18. Посчитай-ка, детвора,
  19. Сколько слуг у осетра?
  1. «Что изменилось?» На столе стоят игрушки. 1 минута на Запоминание, Затем все закрывают глаза и предметы меняются местами. Даётся время на обсуждение.
  2. Королева большая модница и просит вас сделать для нее волшебные бусы. (Методическое пособие дары Фрёбеля). Каждой команде дается картинка с образцом сбора бус из геометрических фигур.

Вот и все задания выполнены. Какое слово получилось? Давайте прочитаем. Математика. Вот как зовут нашу Королеву. А вот и она. Математика. Королева Математика загадывает загадки:

Он и мячик, и клубок,

И Луна, и колобок.

(шар)

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь?

(треугольник)

Два квадрата-близнеца –

Половинки их отца.

Сторонами приложи,

Имя их отца скажи.

(прямоугольник).

Королева Математика вручает призы (конфеты) победившей команде, а они делятся со своими товарищами. На прощание проводится подвижная игра: «Запрещенное движения». Играют все дети, ведущая королева Математика.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они — нас. Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые воспитанники осознавали бы необходимость воспитания их у себя. И главное, учение должно быть радостным.

Литература:

  1. Бабаева Т. И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» — С.-П.: Детство-Пресс, 2014.
  2. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду»: Просвещение, 1982.
  3. http://www.olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-geometricheskie_figury.html
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, ребенок, игра, команда, королев Математика, палочка, подвижная игра, развитие, Сереж, старушка ватрушки.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Задать вопрос