Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)
Авторы: Настенко Галина Яковлевна, Квитко Татьяна Михайловна, Денисова Белла Геннадьевна
Рубрика: Подготовка к школе
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 31.05.2021
Статья просмотрена: 40 раз
Библиографическое описание:
Настенко, Г. Я. Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы) / Г. Я. Настенко, Т. М. Квитко, Б. Г. Денисова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6440/ (дата обращения: 16.12.2024).
Особое значение для подготовки детей с нарушениями речи к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения. Готовность ребенка к освоению грамоты аналитико-синтетическим методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу — к умению услышать в слове определенные звуки, слова в предложении и понять, что они расположены в определенной последовательности.
Ребенок с нарушениями речи, обусловленной несформированностью фонематических процессов, этой готовностью не обладает. Дети данной категории допускают ошибки при выделении первого гласного, согласного звука в слове, особенно трудно выделяют гласный в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми с речевыми нарушениями не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного. Дети с нарушениями речи при обучении чтению с трудом овладевают слиянием букв, медленно читают, допускают большое количество ошибок, плохо понимают прочитанное. Письмо этих детей так же пестрит ошибками: это замены и пропуски букв, слогов.
Для того, чтобы дети лучше освоили звуковой анализ слова в детском саду, мы изготовили игры, с помощью которых дети в игровой форме лучше усваивают материал.
Игра «Звуковая линейка с прищепками»
Для изготовления этой игры мы использовали линейки (линейки можно заменить и плотным картоном) и прищепки трех цветов: красный, зеленый и синий, а также подобрали различные картинки. Когда дети научились читать картинки заменили со слогами, словами.
Игра «Звуковая линейка с крышечками»
Для изготовления этой игры нам понадобились крышки от пластиковых бутылок трех цветов: красный, зеленый и синий, горлышки от пластиковых бутылок, клей и деревянный брус. Звуковые линейки создали разного размера для того, чтобы показать детям, что в разных словах разное количество звуков. Эта игра также способствует развитию мелкой моторики рук, так как дети не только подбирают нужный цвет крышки, но и накручивают ее на горлышко бутылки.
Игра «Подбери к схемам подходящую картинку»
Для изготовления этой игры нам понадобились различные картинки, плотный картон и самоклеящаяся бумага трех цветов. Мы предлагаем детям подобрать к каждой картинке свою звуковую схему. Начинать игру надо с картинок, названия которых состоят из 3-х звуков по мере того, как дети осваивают звуковой анализ слова, усложняем игру, используя картинки с 4, 5, затем с 6 звуками. На последнем этапе играем в игру с различным количеством звуков в словах.
Игра «Звуковые бусы»
Для этой игры мы используем игровой набор «Дары Фребеля» (Модуль № 11 «Цветные тела»). Дети на шнурок нанизывают геометрические фигуры соответствующего цвета.
Игра «Звуковая гусеница»
Для этой игры мы используем конструктор и различные картинки.
В результате применения игровых приемов последовательного, поэтапного ознакомления со звуковой стороной слова ребенок учится слышать и выделять в любом слове все звуки, хорошо ориентироваться в звуковом строении слова. Данные игры способствуют речевому развитию и развитию мышления дошкольников, обеспечивают положительные эмоции детей на протяжении всего процесса подготовки к обучению грамоте.