Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников
Автор: Акбарова Феруза
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.
Дата публикации: 09.07.2015
Статья просмотрена: 2341 раз
Библиографическое описание:
Акбарова, Феруза. Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников / Феруза Акбарова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/215/ (дата обращения: 15.11.2024).
В условиях открытого демократического общества социальная ситуация отличается обилием информации, зачастую противоречивой, и личность постоянно стоит перед выбором альтернатив, перед необходимостью самостоятельной оценки значимости тех или иных сведений. Чтобы выработать такую позицию, молодежь должна уметь отбирать информацию, взвешивать суждения, обладать навыками критического мышления как свойством ума и свойством личности, способностью осуществить сознательный выбор.
Мышление как высшая форма интеллектуальной деятельности определяет решение практических и теоретических задач.
Ещё древних мыслителей интересовала проблема развития мышления как необходимое условие воспитания детей (Сократ, Аристотель, Евпирид, Эпикур). Исследуя проблему мышления, Л. С. Выготский выдвигает положение о двухуровневой диагностике, т. е. определения уровня “зоны актуального развития” и уровня “зоны ближайшего развития”. По мнению автора в развитии самостоятельности мышления важную роль играют упражнения по укреплению и развитию мышления. Им было омечено, что для развития мышления надо постепенно усложнять задания, потому что ребенок, часто сначала с трудом решающий задачу, постепенно преодолевает эту трудность и начинает решать её самостоятельно. Д. Б. Эльконин подчеркивает влияние обучения на развитие мышления, по его мнению, правильно употребляя задания в работе с учащимися, можно добиться улучшения мышления.
Значение игровой деятельности и игровых ситуаций в умственном развитии детей, в частности развитии мышления у детей младшего школьного возраста очень велико, т. к. у ребенка формирование учебных навыков строиться через призму игровых элементов. По мнению психологов (К.Ушинский, Л.Выготский, А.Леотьев, А.Запорожец, Д.Эльконин) ребенок в игре и свободен, и подчинен правилам.Он знакомиться с жизнью в доступной и увлекательной для него форме. Психологами отмечается, что игровая деятельность имеет тесную связь с эмоциями, а также психическими процессами, в том числе и с критичностью мышления, при этом индивид не только познает окружающую действительность, но и развивается как личность. В игре, даже при решении сложных задач, ребенок легче находит пути и способы решения (С.Рубинштейн, Р.Немов).
О.Дьяченко, Е.Агаева предлагая дидактические игры для детей дошкольного возраста, подчеркнули, что ребенка можно учить логически мыслить и оценивать свои ответы. При этом важно обучение детей классификации как познавательному действию, которое предполагает последовательное формирование у них умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения. Для того чтобы отнести единичное к общему (лошадь- к животным, тарелку — к посуде, помидор — к овощам...) ребенок должен проделать сложную мыслительную операцию. Вначале, ребенок анализирует единичный предмет и выделяет в нем свойсва, по которым он может быть отнесен в группу однородных с ним предметов. При этом ребенку необходимо знать обобщающее, родовое название, только при этом условии возможно дальнейшее осуществление и совершенствование процесса классификации.Для этого необходимо показать ребенку сам факт объединения однородных предметов в группы, сам процесс их группировик, связанный с употреблением обобщенного названия, дать детям образец действия по созданию группы. Большие возможности в этом отношении содержат в себе занятия и различные дидактические игры. Так, организуя игру в “Чудесный мешочек”, педагог подбирает различное содержание мешочка, во время игры, так и в заключение педагог употребляет родовое название. Таким образом, педагог присоединяя один предмет к другому, образует иные группы однородных предметов, используя различные обобщающие слова. Во всех этих случаях дети воспринимают процесс создания совокупности однородных предметов и знакомятся с обобщенным названием группы. Усвоение общего понятия, включающее как обобщение и абстракцию, так и конкретизацию, расрытие его содержания требуют осознания детьми самого процесса образования группы. А для этого важно, чтобы младший школьник не только воспринимал и произносил обобщающие слова, не только наблюдал процесс создания группы, но и сам принимал непосредственное практическое участие в образовании совокупности однородных предметов или же действий. Например в игре “Что вы задумали?” дети могут загадывать предметы из разных групп. Отгадывающему, сообщается что задумано, и затем дается описание. В играх “Назови правильно” или “Не ошибись” ученики сидят или стоят в кругу ведущий бросает мяч и называет соответсвующее слово. Ребенок поймавший мяч, называет соответствующий единичный предмет, например: животное-собака, игрушка-кукла и т. д. Подвижная игра “Бегите ко мне” в различных её вариантах заключается в том, что ведещий делит детей на зверей и птиц, Затем дает команду “птицы — ко мне”, более сложным является такой вариант, когда детей делят на несколько групп (насекомые, рыбы, звери, овощи, фрукты, деревья и. т.д). В развитии мышления у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать операции обобщения и обозначения. Дидактические игры “Найди, что подходит”, “Дай, что подходит”, “Четвертый лишний”, “Назови одним словом” полезны в упражнении развития мышления, используя при этом картинки, предметы педагог помогает развивать навыки, а также расширяет словарный запас ученика. Известно, что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать слова обувь, насекомые, мебель и др., но не употреблять их в своей речи. Практика показывает, что наиболее трудными оказываются для детей такие обобщающие слова, как насекомые, обувь, мебель, инструменты, транспорт, фрукты, деревья.
С целью обучения детей классификации как речевому и умственному действиям можно организовывать различные дидактические игры, используя народные пословицы и поговорки, логические задачи, наводящие вопросы. Пословицы, загадки считаются формами фольклора, которыми интерсовались многие ученые разных наук. В них можно увидеть не только внешнее содержание, но и внутреннее,т. к. они чаще даются в метафоре (Аристотель, Ш.Усупбеков, В.Даль, В.Аникин). С. Л. Рубинштейн показал, что метафора не только украшает речь, но и является стимулятором мыслительных процессов. Следующим проявлением мыслительных процессов является понимание. Понимание помогает не просто представить содержание пословиц и загадок, а осознать их переносный смысл, раскрыть смысловое содержание.
На развитие мышления учащихся младшего школьного возраста серьезное влияние оказывают содержание и характер материала познания, его необычность, проблемность, когда выдвигается задача сопоставить воспринимаемое с опытом, решить тот или иной вопрос, высказать мнение, мысль, дать оценку. Одним из таких материалов являются пословицы и загадки, которые требуют решения проблемных ситуаций, нахождения переносного смысла слов в зависимости от содержания. Они являются средством, активизирующим мыслительные процессы. Для выявления влияния пословиц и загадок на развитие мыслительных процессов, нами был проведен эксперимент с учащимися начальных классов. Специфика экпримента состояла в том, что пословицы и загадки в игровых ситуациях предлагались на уроках родного языка и занимали 5–10 минут урока, не уходя от темы учебной программы.
Пословицы были разделены на три группы по уровню их сложности: 1.Описательные пословицы; 2. Пословицы описательные с элементами переносных значений; 3.Пословицы с метафорическим содержанием. Обучение начинали с описательных пословиц, затем на эту же тему давались иносказательные и метафорические пословицы.
В первые моменты учащиеся, особенно первоклассники второклассники, просто пересказывали содержание пословиц. В понимании смысла пословиц и загадок, с учетом меры помощи, мы пользовались наводящими вопросами в соответствии проявлениям критичности мышления младших школьников по трем уровням, а также в зависимости от уровней знаний, умений и навыков. При помощи подбора пословиц нарастающей сложности, их учили сопоставлять смысловые части пословиц и загадок со своим опытом, проводить аналогии, высказывать гипотезы, отмечать ошибки товарищей, пользоваться анализам, синтезом, сравнением, обобщением, оценкой.
Прежде, чем дать пословицу или загадку метафорического характера, детям предлагали аналогичную, но описательного или частично переносного значения. Тем самым подготавливался опыт на ближайших стадиях обобщения, и дети более успешно справлялись с заданиями. Примером могут служить такие пословицы, как:
1. Описательные пословицы: а) Больше дела, меньше слов. б) Конь в езде узнается, друг в беде познается. в) Даже если говоришь ты в шутку, все равно подумай хоть минутку.
2. Пословицы описательные с элементами переносного значения: а)Кто жать не умеет, тот долго серп выбирает. б) Собака лает-караван идет. в) Дорогу одолеет тот, кто хоть не торопливо, но идет.
3. Половицы с метафорическим содержанием: а) Глаз-трус, рука-храбрец. б) На своей голове верблюда не видит, на чужой голове былинки видит. в) Пока есть зубы-камни жуй.
При анализе половиц на основе изученных текстов, мы опирались на учебную программу младших школьников. В зависимости от содержания учебного текста подбирали пословицу. Например, к тексту «Медведь» была предложена пословица «Труд кормит, а лень портит», где обсуждается содержание текста и пословицы. Наводящие вопросы помогают направлять ход рассуждений учащихся, сопоставляя информации с накопленным опытом, логически связывать факты. Для глубокого понимания смысла пословиц и загадок мы пользовались методом Г. Г. Граник, где чтение и анализ по частям стимулирует критическую оценку информации, сопоставляя и связывая части текста.
В методических приемах особо важны были игровые ситуации, которые не только сопровождались положительными эмоциями, но помогали учащимся чувствовать себя свободно и в то же время подчиняться правилам в активной деятельности. При игровых ситуациях в виде групповых дискуссий, с элементом состязательности, с карточками учащиеся свободно высказывали свои мысли и гипотезы, с помощью которых могли подойти к правильному пониманию содержания пословиц и загадок, особенно метафорических. При игровых ситуациях создаются поощрительные ситуации, что необходимы пассивным учащимся. Игры-дискуссии дают возможность высказаться и скорректировать свои суждения. В играх с элементом состязательности при свободном толковании дети учатся логическому рассуждению, в поиске скрытого смысла половиц и загадок.
Игры с карточками, типа: «Найди пары половиц, соответствующих по содержанию», «Подбери пословицы противоположного смысла», «Подбери пословицу, соответствующую данному тексту», и особенно с карточками по аналогиям, являются методическими приемами, где учитываются индивидуальные особенности учащегося и создаются условия для самостоятельной работы над пословицами и загадками. В играх с карточками по аналогиям предлагались одинаковые по смыслу, разные по сложности пословицы. Работа над загадками проводились так же, как и с пословицами. В начале эксперимента учащиеся по загадкам наугад предлагали ответы. Под влиянием заданий они научились учитывать значение каждого слова.
Стимулируя развитие мышления игровыми ситуациями, анализом пословиц и загадок, мы усилили проявления критичности мышления как качества ума. Учащиеся стали пользоваться критическими суждениями не только во время урока с пословицами и загадками, но и вне урока, т. е. в общении с товарищами, в поведении, во взаимодействии с окружающими.