Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)
Автор: Мельникова Анна Михайловна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (15) июль 2019 г.
Дата публикации: 25.06.2019
Статья просмотрена: 896 раз
Библиографическое описание:
Мельникова, А. М. Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы) / А. М. Мельникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 2 (15). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/129/4315/ (дата обращения: 24.11.2024).
Стремительные перемены, происходящие во всех сферах жизни современного общества, влияют на поведение человека, меняют его жизненные ориентиры и ценности. В связи с этим возникла необходимость смены педагогических ориентиров, технологий педагогического процесса. В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но все более востребованными становятся личностные и метапредметные — универсальные учебные действия. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Сегодня перед школой встала проблема успешного усвоения обучающимися новых знаний самостоятельно и без формирования универсальных способов деятельности не обойтись. В рамках отдельных дисциплин должно идти не только освоение обучающими конкретных предметных знаний, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, в том числе и на уроках гуманитарного цикла [6, с. 466].
Какие УУД можно формировать на уроках истории и обществознания? Считаем, необходимо формирование следующих познавательных универсальных учебных действий: общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Теперь главная задача — как формировать эти учебные действия? Одним из таких средств является технология развития критического мышления, внедрение элементов которой позволит урокам приобрести развивающий характер и сделает их интереснее для учеников [1, с. 68].
Технология критического мышления отвечает цели современного образования по ФГОС — общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования –«научить учиться» и обеспечивает практическую реализацию личностно–ориентированного подхода.
Данная технология позволяет активизировать и оптимизировать деятельность учеников на уроке, организовать поисковый характер усвоения знаний. При этом роль учителя заключается в умении направить размышления обучающихся в правильное русло, подтолкнуть их к принятию осознанного самостоятельного решения, к формулировке выводов и умозаключений [2, с. 946–948].
Кроме того, главная цель данной образовательной технологии — развитие интеллектуальных умений обучающихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.) [5, с. 11]. А в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования данная технология позволяет обучающимся перейти от репродуктивного уровня усвоения знаний на продуктивный, когда знание не дается в готовом виде, а добывается в ходе урока [7].
Итак, можно отметить, что рассматриваемая технология работает на развитие интеллектуальных умений более высокого уровня. Акцент направлен на развитие метакогнитивных способностей и умений обучающихся, таких, как способность к самооценке, самоконтролю, умению планировать собственную деятельность, что в конечном итоге должно привести к самообразованию учащихся [5, с. 11].
Модель технологии развития критического мышления можно представить в виде трёх стадий: вызов осмысление рефлексия. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; потом подумать для чего понадобятся полученные знания и, наконец, как их можно применить [4, с. 91].
На стадии вызова актуализируются имеющиеся знания в связи с изучаемым материалом. Здесь же пробуждается познавательный интерес к изучаемому материалу, с помощью учителя определяется направление в изучении темы.
Цель второй стадии заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия.
Наконец, на завершающей стадии возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, — именно поэтому данный этап называют сотворчество. Основное его содержание: осмысление результатов работы, их оценка и диагностика, соучастие учеников в определении домашнего задания [3, с. 6–7].
Рассмотрим модель разработки урока истории по теме «Становление Древнерусского государства» с применение данной технологии. Урок проводится в 6 классе, по рабочей программе это 8 урок, на изучение темы отводится 2 часа. Первый час будет посвящен изучению одного из «трудных вопросов истории» — «Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе».
Данный урок будет способствовать формированию следующих познавательных универсальных учебных действий:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– формирование навыков смыслового чтения;
– умение извлекать необходимую информацию из текста;
– структурировать тексты, включая умение выделять основную и второстепенную информацию;
– действие со знаково-символическими средствами;
– развитие способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы.
На стадии вызова предлагаем обучающимся такой приём, как таблица «Верных — неверных утверждений». Дети, работая индивидуально, выбирают «верные» утверждения, полагаясь на уже полученные знания, эрудицию, собственный опыт или просто угадывая. Пример такого приема может выглядеть следующим образом:
Утверждение |
Верно/неверно |
1. Основоположником норманнской теории был Ломоносов |
|
2. Впервые историки обратились к вопросу о происхождении Древнерусского государства в XVIII в. |
|
3. Норманнисты считали, что Древнерусское государство было создано варягами … |
Таким образом, на данном этапе идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты, акцентируется внимание на проблемных вопросах. На стадии рефлексии мы возвращаемся к данному приему, чтобы выяснить какие из утверждений были верными. Можно расширить задание, попросив обучающихся дополнить список утверждений, которые могли бы стать основой таблицы.
На стадии осмысления организуется работа с учебным текстом в группах, применяя технику «Фишбоун» — «рыбий скелет». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте — «Образование государства у восточных славян». На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают основные причины возникновения Древнерусского государства. Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Хвост — обобщение материала, подведение итогов. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть вопроса.
Первая группа рассматриваем проблему с позиции приверженцев норманнской теории, вторая — изучает взгляды антинорманнистов, а третья — выявляет мнение современных историков по изучаемому вопросу.
На стадии рефлексии используем приём «Синквейн», который обучающиеся составляют в паре. Он требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это своеобразная форма свободного творчества, но по определенным правилам. Тема синквейна связана с учёными, занимавшимися вопросами происхождения Древнерусского государства, например:
- Миллер
- Немецкий, норманнский
- Разработал, доказал, утверждал
- Неспособность славян к самостоятельному историческому творчеству
- Норманнист
Использование приведенных выше техник предполагает сотрудничество педагога и обучающихся, деятельностное участие самого ученика в процессе обучения, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение.
Отметим, что развитие критического мышления особенно актуально в связи с постоянно увеличивающимся информационным потоком в разных областях знаний. Эта технология помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. Технология развития критического мышления даёт понять обучающимся, что знания безграничны, и определять «свою» границу познания они могут самостоятельно, целесообразно поставленным задачам [1, с. 70].
Таким образом, технология развития критического мышления способствует формированию познавательных универсальных учебных действий, а также позволяет отойти от традиционных представлений об обучении и сделать учебный процесс более интересным и динамичным.
Литература:
- Губанихина Е. В. Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения // Педагогика: традиции и инновации. — Казань, 2017.
- Домченко Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — № 23.
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей. М., 2011.
- Зотова О. В., Калинина С. А., Кичаева О. С., Никифорова Р. Р. Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка // Педагогика сегодня: проблемы и решения. — Чита, 2017.
- Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. — СПб., 2014.
- Обутова О. Д. Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12.
- Уманская М. В. Технология развития критического мышления на уроках курса «Основы религиозной культуры и светской этики: научная статья // Траектория науки. 2016. № 1 (6) [Электронный ресурс]. URL: http://pathofscience.org/index.php/ps/article/view/38.