В данной статье показан пример развития критического мышления школьников на уроке истории с помощью личности великого князя киевского Владимира Святославича. Обозначена структура развития критического мышления на основе выбранной личности.
Ключевые слова: технология развития критического мышления, рефлексия, урок, школьник, Владимир Святославич.
This article shows an example of the development of critical thinking of pupils in history class with the help of the person of the Grand Duke of Kiev Vladimir Svyatoslavich. Marked structure development of critical thinking based on the selected personality.
Keywords:Technology development of critical thinking, reflection, lesson, student, Vladimir Svyatoslavich.
В установке целей ФГОС среднего (полного) общего образования по истории одно из самых важных мест занимают цели исторического образования обучающихся старших классов. У старшеклассников должны сформироваться способности понимать историческую обстановку современного мира, выявлять собственную позицию по отношению к окружающему миру, а также овладевать необходимыми для этого УУД, перечень которых находится в другом разделе ФГОС: «Требования к уровню подготовки выпускников». Формированию таких универсальных учебных действий способствуют современные педагогические технологии. В частности в настоящее время всё большую роль в становлении современной личности играет технология развития критического мышления (ТРКМ). Это технология личностно-ориентированного подхода к обучению школьников. ТРКМ предоставляет возможность обучающемуся действовать самому, проявляя коммуникативные, организационные, творческие умения, а также УУД самостоятельного добывания информации, критического её осмысливания и применения на практике, так как это главные современные требования к выпускнику, обозначенные в тексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего (полного) образования. Технология повышает у ученика эффективность воспринимаемой информации, позволяет критически мыслить, повышает интерес к предмету, позволяет обучающемуся работать в группе. Следовательно, актуальность данной темы заключается в том, что школьник включается в активную и во многом эффективную учебно-познавательную деятельность.
РКМ имеет следующую структуру: вызов учителя ученикам, осмысление, рефлексия.
Исходя из данных этапов, на уроке истории с большим успехом можно использовать метод проблемных вопросов по неоднозначным событиям и неординарным личностям, формируя у школьников нужные универсальные учебные действия. В данном случае развитие критического мышления будет рассмотрено на примере неоднозначной личности Владимира Святославича. На первом этапе учителем задаётся проблемный вопрос: «Князь Владимир был неоднозначной личностью в истории. Им был убит будущий тесть Рогволод и его два сына, отдан приказ убить Ярополка. У него было 5 жён и невероятное количество наложниц, по летописи около 800. А христианская церковь его канонизировала и до сих пор он возвеличивается и носит гордое имя Владимир Красное Солнышко. С 1917 по 1919 его имя носил Киевский университет. Памятник князю Владимиру планируется установить на Воробьевых Горах, возле главного здания МГУ. Почему?»
Проблемная ситуация должна использоваться только там, где обучающиеся обладают минимумом знаний для решения поставленного вопроса. Поэтому предполагается, что учитель даёт всю нужную информацию перед постановкой учеников в ситуации познавательного дискомфорта. На втором этапе учитель продолжает контролировать ситуацию в классе, организуя дискуссии, чтение источников и текста учебника, поддерживая учебную мотивацию и обучая детей работать в группе. Ученики же включаются в чтение, обсуждение данного вопроса и дискуссии, слушают и задают вопросы, выделяют главные моменты, взаимодействуют в группе. Предполагается, что путём хорошей организации урока учителем школьники должны предложить следующие аргументы по данному вопросу:
1. В годы правления Владимира завершился процесс формирования Киевской Руси
2. Были построены многие километры оборонительных рубежей вокруг города Киева, названных впоследствии «Змиевыми валами»
3. Крещение всей Руси проходило очень тяжело. Люди не хотели отказываться от веры в богов, которым долгое время поклонялись их предки.
4. Князь Владимир ввёл десятину, то есть взимание десятой части доходов на строительство церкви.
На третьем этапе рефлексии деятельность учителя сводится к подведению итогов обсуждения, постановки вопросов и задач на будущее для обучающихся, а также оценки деятельности учеников. Ученик же в группе систематизирует весь изученный материал, делает оценку придуманным в группе версиям, задаёт себе вопросы на будущее.
Используя ТРКМ на примере личности князя Владимира у обучающихся формируются следующие УУД: решать творческие задачи, формулировать и обосновывать выводы, представлять результат своей деятельности публике, составлять характеристику исторического деятеля.
Используя технологию развития критического мышления обучающегося на примере князя Владимира Красное Солнышко можно выделить некоторые закономерности:
- Появляется устойчивый интерес к предмету
- Формируется критическое отношение к историческим фактам
- Развиваются коммуникативные навыки и навыки рефлексии
- Обнаруживается стремление к творческой деятельности в дальнейшем
- Формируется активная гражданская позиция
- Создаётся информационная культура и медиаграмотность обучающихся
ТРКМ относится к технологиям современного мира, которые предусматривают умение у школьников адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям современного информационного общества. Используя критическое мышление и освоенные методы работы, можно с лёгкостью формировать у выпускников школы различные универсальные учебные действия.
Литература:
1. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М. Академия, 2003.
2. Щербатых И. В. ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на уроках истории / И. В. Щербатых // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 653–657.
3. Титова Л. Д. Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и обществознания // Сборник научно-методических материалов Образовательного форума «Education, forward!».2013. С. 854–863.