The authors point to the importance of pre-school child in the future formation of each person, concentrating on governance issues pre-school educational institution. Presents characteristics the most valuable qualities of a modern leader pre-school educational institution, describes some aspects of the implementation of their duties.
Keywords: preschool educational organization, the image of a modern leader, management.
Трудно переоценить значение дошкольного возраста и теоретически и методически грамотной организации воспитательного процесса в этот период для дальнейшего становления полноценной гармонично развитой личности и гражданина своего Отечества.
Именно поэтому так велика ответственность тех, кто руководит дошкольной образовательной организацией и осуществляет координацию воспитательных воздействий на детей.
В России, на наш взгляд, существует уникальная система дошкольного воспитания — не только по масштабам и количественному охвату, но и по уровню образовательно-воспитательной работы. Для того чтобы эта система была действительной, необходимо глубоко, со знанием дела осуществлять руководство и контроль ДОО. В основном эта функция реализуется заведующим детским садом.
Каким должен быть современный руководитель образовательной организации, какие качества характеризуют его? В психолого-педагогической литературе встречаются различные точки зрения. Рассмотрим некоторые из них (на наш взгляд наиболее целесообразные) подробнее. А. М. Омаров определяет наиболее значимые характеристики:
широта образования и общая культура, глубокое знание предмета руководства, постоянное самообразование и самовоспитание;
высокие волевые качества, умение приложить максимум усилий для достижения поставленной цели, мобилизировать все возможности и ресурсы, которыми располагает организация, опереться на разнообразные «приводные рычаги»;
деловитость, означающая строгое планирование личного труда, выбор основного звена, действенность и результативность работы;
самоконтроль, предполагающий постоянный учёт и проверку достигнутого в процессе труда, на промежуточных его этапах, по окончании работы;
критика и самокритика как важнейшие методы работы каждого руководителя.
Разделяя точку зрения А. М. Омарова, считаем, что современный руководитель обязан быть самокритичным, принципиальным, требовательным к своим действиям и поступкам, открыто обнажать как недостатки и промахи в работе подчинённых, так и собственные упущения и ошибки.
Грамотный руководитель всегда поддержит «слабого» и неуверенного в своих силах, накажет «явно нерадивого», поощрит «передового», используя весь арсенал средств, методов морального и материального стимулирования.
Всё это в полной мере может быть отнесено и к руководителям дошкольных образовательных организаций. В тоже время, считаем необходимым уточнить охарактеризованный выше перечень, включив в него ещё одно ценное и в свете рассматриваемого вопроса — значимое качество, без которого невозможно работать в образовательных организациях.
В. А. Сухомлинский писал, что первое, самое главное и самое важное качество, без которого педагог не может быть директором, — а можно было бы добавить и заведующим детским садом, — это «глубокая любовь к детям, органическая потребность в детском коллективе, глубокая человечность и способность проникать в духовный мир ребёнка, понять, почувствовать в каждом из воспитанников личное, индивидуальное» [5;381]. Он был глубоко убеждён, что без веры в ребёнка, без доверия к нему «вся педагогическая премудрость, все методы и приёмы воспитания рушатся как карточный домик» [5;383].
Руководителю дошкольной организации необходимо неустанно совершенствовать стиль своей работы, постоянно работать над собой, обеспечить действительный контроль и высокую требовательность к работникам, знать сильные и слабые стороны каждого из них, их возможности, всячески способствовать полному использованию этих возможностей, повышению педагогической квалификации и мастерства каждого работника.
Необходимо постоянно заботиться о создании здоровой атмосферы в коллективе, сочетая высокую требовательность и повышение ответственности с доброжелательным, чутким и заботливым отношением к каждому работнику. Конечно, требовательность не должна иметь ничего общего с грубостью, раздражительностью, бездушным отношением к подчинённым и унижением их человеческого достоинства. Требовательность должна соединяться с тактичным, внимательным и уважительным отношением к каждому работнику, соединяться с умением создать самые благоприятные условия для роста работника, для выявления и развития его способностей и творческих возможностей. Требовательный руководитель воспитывает руководимых им работников тем, что сам везде и во всех случаях показывает пример глубокого знания дела, высокой ответственности, дисциплины и трудолюбия, четкости в работе и исполнительности.
Кроме того, одна из главных задач руководителя дошкольной организации заключается и в том, чтобы всемерно содействовать творческому росту педагогов, их инициативы, дисциплины и трудолюбия, чёткости в работе и исполнительности.
Достижению этих целей должны быть подчинены все формы работы с педагогическим персоналом: повседневный контроль путём посещения занятий с детьми и наблюдение за работой педагогов; педагогические советы и методические объединения; вся работа по повышению квалификации педагогов; индивидуальные беседы с педагогами (как используется передовой опыт, как накапливается и оформляется собственный опыт и т. д.)
Опыт передовых детских садов показывает, что наиболее эффективным является наблюдение работы педагогов в течение нескольких дней, а не отдельных занятий в течение одного дня. При этом важно наблюдать и анализировать работу и с группой в целом, и с каждым ребёнком в отдельности, концентрируя внимание не на второстепенных деталях, не имеющих существенного значения, а на главных решающих сторонах деятельности педагогов и детей.
Какой примерный круг вопросов следовало бы при посещении занятий обязательно держать в поле зрения?
Опытные руководители дошкольных организаций обычно концентрируют своё внимание на следующих вопросах:
как выполняются программные требования и осуществляется всестороннее гармоническое воспитание и развитие;
как осуществляется комплексный подход, т. е. тесное единство и взаимосвязь всех сторон воспитания — идейно-нравственного, умственного, трудового, эстетического и др.;
как организована работа с группой в целом и с каждым ребёнком, насколько методически правильно выбраны и применены приёмы работы, как осуществляется руководство играми, умственной и трудовой деятельностью детей;
каков тон и стиль отношений к детям, как осуществляется сочетание доброжелательного, внимательного, и уважительного отношения к детям с педагогической требовательностью к ним;
какова степень активности, интереса и самостоятельности детей, как они ведут себя в коллективе и приобретают коллективные навыки, какие новые знания, умения, навыки приобретают в процессе занятий и как закрепляют их и т. д.;
конечно, в поле зрения всегда должна быть работа по охране и укреплению здоровья и хорошего самочувствия детей, выполнение режима, организации утренних встреч детей и работы с родителями во время утреннего приёма и т. д.
Разбор посещаемых занятий целесообразно начинать предоставлением педагогам самим проанализировать занятия — что из намеченного удалось, что не удалось, или не вполне удалось и почему, какие сделаны выводы для улучшения работы в дальнейшем и т. д.
Заведующему детским садом было бы неправильно сразу начинать с недостатков и фиксировать всё внимание только на них — важно сначала отметить положительное, удачные методы и приёмы, улучшения (пусть и небольшие) по сравнению с теми занятиями, которые наблюдались раньше, а потом уже перейти к подробному анализу недостатков, недоработок и их причин. Нельзя ограничиваться только констатацией недостатков, необходимо дать советы и рекомендации, как их исправить, что для этого сделать, то и где прочитать и т. д. следует обязательно отметить, в какой степени учтены и выполнены педагогами указания и советы, данные при предыдущих посещениях.
Опытные заведующие детскими садами уделяют большое внимание просмотру и анализу записей о том, как дети усваивают знания, умения и навыки, как проявляют себя в играх, в труде, взаимоотношениях друг с другом и с взрослыми, как формируются их интересы, как идёт развитие речи, усваиваются элементарные моральные понятия и навыки и т. д.
Осуществляя повседневное руководство работой педагогов, наблюдая их работу и помогая им, заведующим всё время приходится иметь в виду, что важнейшей задачей детского сада является подготовка детей к школе, постепенное формирование у них черт характера, привычек, знаний и навыков, необходимых для успешного обучения в ней.
Предметом особой важности руководителя дошкольной организацией, как уже было отмечено, должна быть забота о непрерывном повышении идейно-политического уровня и педагогической квалификации работников, росте и мастерстве.
Оправдали себя на практике такие формы повышения квалификации работников, как методические объединения (районные, областные), обсуждения передового опыта, обзоры новинок педагогической литературы, обсуждения статей журнала и новых работ по педагогике и психологии.
Очень важная задача руководителя дошкольной организации — широко пропагандировать необходимость системной плановой работы по самообразованию для каждого работника, создавая необходимые условия для эффективной организации этой работы.
При этом нужно подчеркнуть, что педагог не может ограничиваться изучением литературы и лучшего опыта работы только по дошкольному воспитанию. Необходимо иметь широкий педагогический кругозор, в частности, обязательно изучать и использовать опыт работы передовых российских и зарубежных педагогов.
В каждой дошкольной организации имеются большие неиспользованные возможности для совершенствования руководства и повышения качества эффективности воспитательной работы. Задача руководителя дошкольной организации заключается в том, чтобы эти возможности полностью использовать.
В данной статье мы очертили лишь некоторые аспекты менеджмента дошкольной образовательной организации, но, на наш взгляд, они имеют первостепенное значение и будут способствовать более эффективной организации воспитания детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Вачугов Д. Д. Венегин. В. Р. Менеджер и стиль руководства. — Социал.-полит. журн.- 2013, № 7. — с.99.
2. Липсиц И. В. Не повторить ошибок. Практические советы руководителю М., 2008. — с.253.
3. Омаров А. М. Руководитель; размышления о стиле управления. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат. 2012. — с.366.
4. Попов С., Подволкий Г. Стиль и методы руководства: Сборник, — М.: Московский рабочий, 2010. — с.320.
5. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по истории советской школы и педагогике/ под ред. А. Н. Алексеева, Н. П. Щербакова. — М.: Просвещение, 1972. — с.407.