В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения в настоящее время. Одной из таких проблем следует назвать проблему управления малокомплектным дошкольным образовательным учреждением в сельской местности. Сельский детский сад имеет свою специфику по сравнению с ДОУ больших мегаполисов. Чаще всего — это единственное дошкольное учреждение, которое обязано оказывать населению качественные услуги по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
Руководитель малокомплектного дошкольного образовательного учреждения должен оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию. Роль руководителя в малокомплектном дошкольном образовательном учреждении — суметь поставить перед собой задачу развития и совершенствования той системы, управленцем которой он является.
Современное дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом политики, экономики, социальной сферы и нравственного сознания. В этих условиях борьбы за собственное существование, детские сады не только осуществляют уход, присмотр за детьми, но и дают образование, создают условия для личностно-нравственного развития детей, раскрытия их творческого потенциала, качественной подготовки к обучению в школе.
Постоянно меняющиеся социальные, экономические условия, меняющийся социальный состав родителей предъявляют новые требования к качеству дошкольного образования. Традиционные детские сады ищут собственные пути развития.
Концепция воспитательной системы сельского ДОУ представляет собой сложную, постоянно координируемую деятельность педагогов воспитанников и социума, составляющую оригинальную основу функционирования педагогической системы, направленную на обеспечение эффективности порождаемого ею воспитательно-образовательного процесса.
Детское дошкольное учреждение является учреждением общественного воспитания детей и нуждается в управлении, т. е. целенаправленном воздействии на коллектив педагогов, обслуживающий персонал, родителей с целью достижения максимальных результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе. Иными словами, оно предполагает определение места каждого сотрудника, заинтересованного в воспитательно-образовательном процессе, его прав и обязанностей, его социальной роли.
Управление дошкольным учреждением предусматривает: комплексный анализ достижений и недостатков воспитательно-образовательной работы педагогического коллектива за предшествующий период; четкое определение целенаправленных действий каждого сотрудника на основе директивно-методических документов; выявление и распространение передового педагогического опыта и использование достижений педагогической науки в подготовке кадров для работы с детьми; осуществление органического единства обучения и воспитания детей на занятиях и в повседневной жизни; пропаганду педагогических знаний среди родителей; получение информации о ходе и результатах деятельности сотрудников дошкольного учреждения.
Управление внутри дошкольного учреждения возглавляет заведующий. Он определяет место и роль каждого сотрудника в реализации программы воспитания и обучения в детском саду, осуществляет контроль за ее выполнением. Кроме того, он сплачивает педагогический коллектив, утверждает в нем дисциплину труда, благоприятный морально-нравственный и социально-личностный климат.
Руководство ДОУ предполагает 3 направления: морально-нравственное, управление педагогическим процессом и административно-хозяйственное. Все эти направления осуществляются в неразрывном единстве.
Большое место в работе заведующего занимает реализация нравственного воспитания в педагогическом коллективе. Руководитель должен быть не только организатором, но и образцом нравственности. Любое принимаемое им управленческое решение должно быть грамотным. Суть морально-нравственной деятельности заведующего заключается в моральной-нравственной направленности всех принимаемых и реализуемых решений, в формировании у работников педагогического мировоззрения, идейности, высокого чувства определённой ответственности, общественной активности, самостоятельности в решении служебных вопросов, в использовании всех возможностей ДОУ; в развитии у каждого работника постоянной профессиональной потребности к поиску новых резервов повышения эффективности педагогического труда. Заведующий отвечает и за идейный рост, социальную сознательность членов коллектива, за полноту проявления их способностей. Это требует от него высокого профессионализма, социальной предприимчивости, нравственной зрелости и принципиальности, умения видеть перспективу, проводить в жизнь линию социально-личностного совершенствования, быть педагогом и организатором в коллективе, обладать безупречными нравственными качествами.
В дошкольных учреждениях руководитель создаёт необходимые условия для проведения с сотрудниками различных форм социально-нравственной деятельности. С этой целью, в частности, организуются теоретические семинары, которые может проводить и сам заведующий, что позволяет эффективнее связывать задачи образования и воспитания с деятельностью и целями коллектива. Кроме того, проводятся дни нравственности, в работе которых участвуют не только сотрудники дошкольного учреждения, но и дети и их родители.
Большое место в социально-нравственной деятельности заведующего занимает пропаганда достижений развития дошкольного воспитания в нашей стране и, в частности, в том населённом пункте, где он работает.
Зрелость педагога, как представителя профессии всегда зависит от его убежденности, идейности. Быть идейным — это значит осознавать свой труд, как частицу общественного дела. Воспитатель должен быть гражданином в полном и лучшем смысле этого слова. Педагогическая убежденность, нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам, любовь к Родине, стремление к повышению своих знаний — вот признаки гражданственности воспитателя.
Быть воспитателем — это значит быть для детей образом для подражания. Ребенок постигает не только то, чему его учат. Огромное воздействие на него оказывает личность воспитателя, его манера держать себя, способы обращения с детьми, родителями, окружающими людьми, словом, моральный облик воспитателя. Дети очень внимательны и чутки к людям, они чувствуют хороший человек воспитатель или плохой. А отношение к нему и степень воздействия воспитателя на детей очень зависит от этого. Самые глубокие знания и передовая методика может пропасть, если воспитатель не являет собой образец культурного человека, если он не покоряет воспитанников своими человеческими качествами.
Следует подчеркнуть значение не только сознательного, преднамеренного влияния на воспитанников, но и непреднамеренного, исходящего из самой личности воспитателя. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Если воспитательная работа строится по принципу: то, что требует воспитатель, обязательно для детей и необязательно для него самого, то желаемых результатов она не приносит. Ведь в каждом жесте, поступке педагога, в его отношении к людям сказывается его моральный облик. И этим своим моральным обликов он формирует моральный облик воспитанников больше, чем словами. Одно лишь присутствие воспитателя чему-то учит воспитанников. Дети — это зеркало взрослых, особенно воспитателей, с которыми они проводят весь день. И воспитатель должен постоянно помнить, что от него самого, его профессиональной культуры зависит, будет ли пребывание ребенка в детском саду воспитывающим. Девиз требовательного к себе воспитателя должен быть таким: воспитывай собственной воспитанностью. Воспитатель должен являться носителем нравственности, то есть совокупности принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека в общественной, служебной и личной жизни. У него должны быть развиты любовь к детям, душевная щедрость, целеустремленность, профессиональная самоотверженность, идейность и высокие моральные убеждения.
Наиболее эффективно и целостно процесс формирования нравственных ценностных ориентаций протекает при реализации на предшкольной ступени образования, в которой четко определены цели, задачи, педагогические условия, установлена совокупность нравственных ценностей, необходимых и достаточных для становления ценностных ориентаций и доступных как для педагогов, так и для воспитанников и их родителей, охарактеризованы методы, средства и формы работы с ними, а также разработано программно-методическое обеспечение образовательного процесса и осуществлен постоянный контроль со стороны заведующего ДОУ за его протеканием.
Литература:
- Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский. М.: Мысль, 1998. — 64 с.
- Библина С. С. Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольника / С. С. Библина, О. П. Демиденко // Образование в России: медико-психологический аспект. — Калуга: Изд-во КГУ, 2005.
- Морова Н. С. Дошкольное образование детей в условиях сельского социума / Н. С. Морова. М., 2008. — 64 с.
- Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. М., 1984.
- Системно-ролевая теория формирования личности педагога / В. Г. Максимов и др.; под общ. ред. В. Г. Максимова. М.: Academia, 2007. — 533 с.
- Сироткин JI. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л. Ю. Сироткин: — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1992. 176 с.
- Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты. Под ред. проф. А. Н. Тихонова. — М.,1998. 165 с.