За прошедшее время предприняты значительные усилия реформирования дошкольного образования, установлены его мировоззренческие основные принципы, установлены значимые постановления, расширяющие полномочия управляющих, педагогов и законных представителей воспитанников.
Стало явным, то, что трудности воспитания и обучения ребенка на демократической основе имеют все шансы быть разрешенными благополучно только лишь при наличии отличной системы педагогической деятельности, введении компонентов педагогической работы, новейших основ управления и высочайшего мастерства управляющих дошкольных организаций.
Дошкольная организация содержит собственную наглядно проявленную специфику: миссии, структуру коллектива, типы и сущность информационных и коммуникативных действий.
Задачами дошкольного образования является максимальная удовлетворенность потребностей семьи и общества в присмотре и уходе, воспитании и обучении ребенка, их слаженном формировании.
Под руководством дошкольной организации необходимо осознавать направленную работу, обеспечивающую согласованность всей работы работников в решении вопросов воспитания и обучения ребенка в системе современных условий.
Научное руководство дошкольной организацией основывается на познании и применении законов и закономерностей в концепции современного управления. Данные законы и закономерности разнообразны, они включают сферу идейных и законных взаимоотношений, организации дошкольного института и концепций обучения, работы и управления, физиологии, психологии, педагогики.
Современные образовательные организации становятся всё более сложной системой. Этой системе приходится действовать в динамическом современном мире, который предъявляет к ней всё более возрастающие требования.
Одновременно с этим и внутри её появляются педагогические управленческие новшества, создающие возможности для качественного изменения способов и результатов работы.
Все это приводит к осложнению управления и порождает в новых научных способах их решения.
Управление — это явление объективно обусловлено, вызванное к жизни, закономерности и взаимосвязи функциональной системы.
Цель управления дошкольной организацией — гарантировать наилучшее функционирование всех концепций, значительно эффективной воспитательно-просветительной деятельности с ребенком при минимальных затратах времени и сил.
Это непростая процедура, складывается из верного подбора ответов и вопросов исследования и углубленного рассмотрения завоеванной степени педагогической деятельности, концепции рационального планирования; раскрытия и распространения современного педагогического навыка и применения достижений управленческой деятельности в подготовке педагогов к работе с ребенком; реализации базисного единства воспитания и обучения ребенка на занятиях и в обыденной жизни; результативного контролирования и контроля выполнения.
Важную роль в постановлении данных вопросов занимает «демократизация управления дошкольной организацией, то что подразумевает:
– педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду;
– компетентность всех участников в вопросах управления;
– новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитателя и ребенка, гуманизация отношений);
– педагогическое сотрудничество с родителями и школой;
– создание коллектива единомышленников (воспитателей, родителей, учителей);
– заинтересованность родителей и общественности в совместной деятельности по воспитанию детей и ее результатах;
– обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы)». [1]
Дошкольная организация содержит управляемую и распоряжающиеся концепции. Управляемая концепция заключается с взаимозависимых среди собою обществ: педагогического — медицинского — обслуживающего —детского.
Координационная конструкция управления в дошкольной организации предполагает собою комплекс абсолютно всех его организаций со свойственными им функциями. Она представлена в варианте 2-ух ключевых подструктур — управленческого и социального управления.
В координационной текстуре административного управления дошкольной организацией возможно отметить ряд степеней линейного управления, какие обозначают иерархическую концепцию. Наивысшую степень обеспечивает управляющий. Его главенствующее состояние базируется в убеждении единоначалия. Единовластие подразумевает организационно-административную работу первого лица— управляющего.
Таким способом, управляющий дошкольной организацией реализовывает целую всесторонность административного управления. Он несет полную ответственность за деятельность вверенной ему образовательной организации.
Административная работа заведующего гарантирует вещественные, организационные, законные и общественно-психические требование с целью осуществлении функций управления педагогической деятельностью.
Управляющий, как администратор использует собственные возможности «с целью предоставления функционирования дошкольной организации в согласовании с действующими нормативными актами:
– совместно с сотрудниками разрабатывает и реализует кадровую политику (комплектует штаты, осуществляет подбор, расстановку и перемещение кадров, их аттестацию);
– устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и квалификационными характеристиками круг обязанностей работников дошкольного учреждения;
– обеспечивает выполнение законодательства о труде, правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, инструкций по организации охраны жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности;
– организует пропаганду педагогических и гигиенических знаний среди родителей, направляет работу родительского комитета;
– действует от имени дошкольного учреждения, представляя его во всех государственных, кооперативных предприятиях, учреждениях, организациях; является распорядителем кредитов и имущества дошкольного учреждения, решает вопросы создания и ликвидации подразделений и различных служб при нем;
– в пределах компетенции дошкольного учреждения заведующий издает приказы и дает указания, обязательные к исполнению всеми работниками данного учреждения;
– отчитывается о работе учреждения перед коллективом и отделом народного образования». [3]
Исполняя функции инициатора, руководитель формирует условия, требуемые для общей работы, с целью направленных и скоординированных операций сотрудников. Он не только обеспечивает хорошую организацию воспитательно-образовательной работы с детьми, но и сплачивает педагогический коллектив, утверждает в нем дисциплину труда, благоприятный морально-психологический климат, является выразителем интересов коллектива сотрудников дошкольной организации.
Организаторская работа заведующего обязана являться ориентированной на обеспечение многостороннего воспитания и формирования личности каждого ребёнка. Относительно для неё возможно отметить: разумно-проектировочный, коммуникативный, непосредственно организаторский и гностический элементы.
Конструктивно-проектировочный компонент содержит составление плана организационной и педагогической работы всего коллектива. К ней относится планирование содержания работы детского сада: составление смет и других планово-финансовых документов, тарификационных списков и т. д., распределение работы во времени и между членами коллектива (с учетом уровня квалификации, опыта, психологического климата); создание условий для взаимодействия их в процессе работы. Сюда же можно отнести планирование деятельности и самого заведующего по руководству коллективом (стиль руководства, система организационно-воспитательных воздействий на коллектив, самовоспитание).
Непосредственно организаторская работа управляющего — это способность отыскать разнообразные типы взаимодействия сотрудников детского сада между собой так, чтобы результаты их совместной деятельности соответствовали целям и задачам, стоящим перед дошкольным учреждением. Заведующий совместно с педагогами осуществляет выбор программы работы с детьми, обеспечивает, контролирует работу воспитателя и медицинских работников по ее выполнению, организует педагогический всеобуч родителей, повышение квалификации педагогов и др..
Коммуникативная работа заведующего ориентирована на формирование правильных отношений среди членов коллектива с учетом их личных и возрастных отличительных черт. При этом он должен сопоставлять собственную работу с требованиями, какие предъявляются к руководителю.
Гностический элемент содержит изучение нахождения и методов влияния на других людей с учетом возрастных, личных отличительных черт работников, особенностей воспитательно-просветительного хода и итогов своей деятельности, её плюсов и недочетов. В данной фазе совершенствуется корректирование и усовершенствование работы управляющего.
На 2-ой степени руководство осуществляют педагог-методист, заместитель заведующего по АХЧ, старшая мед. сестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. В данной степени заведующий осуществляет прямую и опосредованную реализацию административных решений посредством распределения обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а также структуры дошкольной организации.
Методист реализовывает руководство воспитательно-просветительной работой дошкольной организации.
Под его управлением совершается передача навыка, наилучшего опыта, формирование у молодого специалиста профессиональных умений.
В современных условиях дошкольного образования его внимание должно быть направлено на создание новых, содержательных, гуманных взаимоотношений как между педагогами детского сада, так и между педагогами и родителями.
Заведующий хозяйством отвечает «за сохранность сооружения дошкольного хозяйства и собственности, организует чистоту и порядок в помещениях детского сада и на участке, противопожарную охрану и организацию труда обслуживающего персонала». [2]
Старшая мед. сестра осуществляет контроль за санитарное состояние помещений и участка дошкольного учреждения, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, организацию питания и качество приготовления пищи, обеспечивает медицинское обслуживание детей, проводит санитарно-просветительную работу среди работников учреждения и родителей.
Указания, предъявляемые методистом, старшей сестрой, заведующим хозяйством в зоне их ответственности, также обязательны для всех работников.
Важным вопросом считается точное распределение обязательств среди управляющим и его заместителями. Обязанности и права находятся между собой в диалектическом единстве и в том случае, если заведующий расширяет обязанности своих заместителей, это требует и соответствующего расширения прав.
Третью степень управления реализовывают педагоги, специалист по психологии, наставник по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.
Вопрос соответствия единоначалия и коллегиальности в управлении содержит существенное значение. Совместность обретает максимальное представление в ходе обсуждения и выработки заключений, а единовластие — в распоряжениях управляющего.
От руководителя в значительной степени зависит подбор наиболее важных вопросов и глубина их подготовки к обсуждению на Совете педагогов и на собраниях трудового коллектива, создание деловой обстановки, согласование работы коллектива.
Рассматривая совместность равно как важнейшее правило демократизации управления следует иметь в виду и право «запрет» управляющего на иные решения советов и собраний.
Согласованная работа абсолютно всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления гарантирует большой результат в достижении поставленных перед работниками дошкольного учреждения целей.
Только основываясь на поддержку собственных заместителей и социальные организации, руководствуясь принципом делегирования ответственности и централизации контролирования, взаимодействия абсолютно всех ступеней управления, отчетливо устанавливая области воздействия абсолютно всех руководящих организаций, их возможности, заведующий способен достичь эффективного общения всех членов группы согласно вертикали и горизонтали.
Литература:
- Колодяжная, Т. Н. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Вып. I. / Т. Н. Колодяжная– Ростов н/Д: Учитель, 2002. — 145 с.
- Маркова, Л. С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного специального учреждения. Инструктивно-методическое направление / Л. С. Маркова. — М,: Айрис-Пресс, 2003. — 160 с.
- Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для стул. пед. вузов/Л. В. Поздняк. Н. Н. Лященко. — М.: Издательский центр «Академия». 2000. -432 с.