В настоящее время государством и обществом предъявляются высокие требования и отмечается усиленное внимания к учреждениям дополнительного образования детей и взрослых.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает такое определение: «дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» [1].
В своем научном исследовании мы рассматриваем термин «дополнительное образование», которые дают теоретики и практики педагогики, исследуя различные аспекты этого вида образования. На наш взгляд, ни одно определение не дает точного и конкретного понимания термина «дополнительное образование», поэтому можно говорить о достаточном разнообразии в подходах к определению понятия.
Основная задача, которая ставится в Концепции развития дополнительного образования детей и других нормативных документах, — это повышение охвата детей программами дополнительного образования [2]. Прежде всего, это говорит о высоком потенциале дополнительного образования для развития и социализации детей, что подтверждается результатами опроса, проведенного научно исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках мониторинга экономики образования «Актуальные стратегии поведения родителей на рынке услуг дополнительного образования». По результатам опроса среди шести тысяч родителей учеников в России подавляющее большинство прибегают к услугам дополнительного образования. В больших городах таких респондентов — 96 %, в средних и малых — 93 %, в поселках — 85 %. Родители выделяют несколько ключевых причин, которые побуждают их тратить время и силы на дополнительное образование своих детей: 1) желание выявить склонности и таланты ребенка, отыскать те области, в которых он сможет добиться заметных результатов; 2) стремление разнообразить досуг школьника, заинтересовать его, мотивировать учиться; 3) необходимость помочь начинающему школьнику справиться с тем, что у него не получается, вызывает отторжение и страх [3].
Созданное в Российской Федерации дополнительное образование детей не может быть отнесено ни к одному из признанных на международном уровне типов. Оно не является ни традиционным общим или профессиональным образованием (потому, что не имеет установленных ограничений в отборе направлений деятельности детей), ни произвольным (поскольку организуется в целенаправленно создаваемых специалистами учебных ситуациях), ни дополнительным в значении после дипломного образования (ибо начинается задолго до получения диплома), ни неформальным или внешкольным в принятой на международном уровне трактовке (так как осуществляется на противопоказанном этому типу учрежденческом уровне). По сути, дополнительное образование детей является образованием, осуществляемым по не исследованным и соответственно не осмысленным наукой законам, что позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности.
В связи с этим в системе дополнительного образования города Владивостока существует проблема, связанная с отсутствием организационно-методического сопровождения педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования, в том числе в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Владивостокский городской Дворец детского творчества» (МАУ ДО «ВГ ДДТ»).
В настоящий момент дополнительное образование — активно развивающаяся, открытая, неформальная образовательная система, в которой непрерывно обновляются содержание, методы и формы работы, активно проявляется авторская позиция педагога, идут процессы интеграции с другими видами образования. Деятельность организаций дополнительного образования пока не регулируется ФГОС, содержание дополнительных образовательных программ продиктовано социальным заказом общества и определяется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [4].
В городе Владивостоке в системе дополнительного образования действуют 22 учреждения, которые охватывают дополнительными образовательными программами более 25 000 тысяч детей.
Учитывая эти факторы, деятельность учреждений дополнительного образования требует инновационного, научного и системного организационно-методического сопровождения, так как в организациях дополнительного образования очевидно противоречие между базовой подготовкой педагогов и теми реалиями, с которыми приходится сталкиваться в современных условиях: развитие IT технологий, появление новых средств коммуникации, предъявление высоких требований к обучающемуся со стороны образовательных стандартов программ общего образования, предпрофессиональных программ и будущих работодателей, кроме того, в учреждениях дополнительного образования наблюдается полное отсутствие или недостаточное развитие деятельности методических служб. С одной стороны, отсутствие организационно-методического сопровождения и четких стандартов (ФГОС) дает возможность вариативности общеобразовательных программ и свободному развитию объединений различных профилей, с другой стороны, это приводит к застою учреждения и низкому качеству дополнительных образовательных программ. В течение многих лет методические службы занимались в основном осуществлением контролирующей функции, обеспечивали внедрение инструкций, приказов, распоряжений, методик.
Исходя из проблемного поля, тема нашего будущего исследования: «Проектирование организационно-методического сопровождения педагогического процесса в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Владивостокский городской Дворец детского творчества»».
Объект исследования: организационно-методическое сопровождение педагогического процесса в МАУ ДО «ВГ ДДТ».
Предмет исследования: средства педагогического сопровождения педагогического процесса учреждения дополнительного образования на примере МАУ ДО «ВГ ДДТ».
Цель исследования: определение организационно-методических средств сопровождения педагогического процесса в МАУ ДО «ВГ ДДТ».
Результатом данного научного исследования станет Программа развития МАУ ДО «ВГ ДДТ» и рекомендации по созданию городской методической службы для учреждений дополнительного образования г. Владивостока на базе МАУ ДО «ВГ ДДТ».
Литература:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».
- Актуальные стратегии поведения родителей на рынке услуг дополнительного образования. Информационный бюллетень. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. — 36 с. — (Мониторинг экономики образования; № 18 (117)).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».