В статье рассмотрены проблемы, связанные с развитием системы платных\дополнительных образовательных услуг, и пути их решения. Приводится анализ системы дополнительного образования детей г. Владивостока, показываются особенности дополнительного образования в общеобразовательном учреждении.
Ключевые слова: государственная политика в области дополнительного образования, дополнительное образование детей, интеграция дополнительного и общего образования.
Традиционные институты образования — детские сады, школы, колледжи, университеты, оставаясь центральными элементами образовательной системы, сегодня дополняются постоянно растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами самообразования.
Очевидно, что новое поколение в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно они быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни и обладают широким позитивным потенциалом: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям.
Вместе с тем, в настоящее время, в этой среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала. Вот лишь некоторые из них:
- ухудшение состояния физического и психического здоровья молодого поколения;
- продолжение маргинализации и криминализации подростковой среды, увеличение числа подростков, склонных к правонарушениям, рост числа беспризорных подростков;
- деформация духовно-нравственных ценностей, размывание моральных ограничителей на пути к достижению личного успеха;
- слабое развитие культуры ответственного гражданского поведения.
Более того, намечается тенденция формирования сегмента школ, устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты.
В основном, это школы, работающие со сложным контингентом обучающихся (низкий социально-экономический статус семей, трудности в обучении и социальной адаптации). Образование в таких школах перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную и культурную дифференциацию.
Существующая практика показывает, что базовое образование нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Воспроизводству и закреплении социальной дифференциации в школах, необходимо противопоставить некую продуктивную, полезную для развития, занятость детей. Само по себе обеспечение дополнительной занятости детей было возможно, как мы знаем, и ранее, в учреждениях дополнительного образования. Но сегодня нужно говорить в большей степени, об интеграции учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений, в контексте предоставления детям дополнительных образовательных услуг, в том числе и платных образовательных услуг, в общеобразовательном учреждении. Фактически об этом же говорится и в Программах развития федерального и регионального значения: «превращение школ в интегрированные социально-культурные учреждения, выполняющие не только образовательные, но и иные социальные функции, с четко организованными условиями обучения и воспитания, органично включенными в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта» [1].
Сегодня возможность подобной интеграции обеспечена следующими документами на федеральном и региональном уровнях: Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 22.112012, № 2148-р Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.; Постановление Администрации Приморского края № 2713 от 20.09.2013 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока» на 2014–2018 годы»; Государственная программа Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013–2017 годы, утвержденная постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 395-па.
На стадии подготовки находится ряд дополнительных проектов, а именно, Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (Проект), Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (первая версия) (Проект).
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 22.112012, № 2148-р [1], ставит перед региональными и местными властями задачи развития образования на их уровне, исходя из стратегических задач, стоящих перед государством и с учетом социально-экономической, демографической и культурной обстановки.
Программой провозглашаются следующие задачи:
- создание равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей;
- формирование образовательной сети, обеспечивающей равный доступ к образовательным услугам;
- модернизация содержания образования для обеспечения готовности к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике;
- создание инфраструктуры неформального и информального образования для формирования социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни [1].
Провозглашенный ожидаемый результат — увеличение охвата детей программами дополнительного образования детей — 75 %.
Для более эффективного выполнения поставленных целей и задач выделяются 3 этапа.
1 этап: 2013–2015 годы. Создание условий для повышения качественного уровня оказания услуг ДОД, проведения комплекса мероприятий по внедрению новых условий их реализации.
2 этап: 2016–2018 годы. Повсеместное внедрение ДОД «модернизационного формата», развитие новых форм и методик обучения, формирование современных социально-культурных сред для развития и социализации детей. Не менее 71 % детей в возрасте от 5 до 18 лет будет охвачено услугами сферы ДОД.
3 этап: 2019–2020 годы. Не менее 72–75 % детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены услугами ДОД.
В сфере дополнительного образования предлагается параллельно решить проблемы недостаточного объема предложения услуг, дифференциации доступности услуг, качества школьной инфраструктуры, несоответствия темпов обновления учебно-материальной базы и перечня услуг дополнительного образования при изменяющихся потребностях населения в образовательных услугах.
Предложенные механизмы реализации включают практики социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и организаций дополнительного образования детей, современные эффективные программы социализации детей в каникулярный период, интегрированные модели общего и дополнительного образования, механизмы поддержки доступа к услугам дополнительного образования детей из семей с низким доходом.
Результатом предложенного реализации комплекса мероприятий должно явиться некое превращение школ в интегрированные социально-культурные учреждения, выполняющие не только образовательные, но и иные социальные функции, с четко организованными условиями обучения и воспитания, органично включенными в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта.
Субъекты РФ, согласно Программе, должны создать специализированные центры, отделения и программы для развития детей, обеспечивающие их социализацию и самореализацию.
Муниципальная программа «Развитие образования города Владивостока» на 2014–2018 годы, принятая к реализации постановлением администрации города Владивостока от 20.09.2013 № 2713, ставит своей целью «развитие доступной, вариативной, качественной и эффективной системы образования города Владивостока с целью удовлетворения потребностей населения города Владивостока в качественном образовании путём сохранения лучших традиций образовательной системы, внедрения современных наукоёмких образовательных технологий и эффективной системы управления» [2].
Согласно данным Публичного доклада «Состояние и развитие системы образования Приморского края» за 2013 год [3] и Муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока» на 2014–2018 годы [4], основными задачами дополнительного образования являются:
- увеличение доли учреждений дополнительного образования детей города Владивостока, в которых созданы условия для реализации современных программ, с 20 % в 2013 году до 55 % в 2018 году;
- увеличение доли муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Владивостока, оказывающих дополнительные образовательные и оздоровительные услуги, с 64 % в 2013 году до 90 % в 2018 году;
- увеличение удельного веса численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Владивостока в возрасте 6–18 лет имеющих возможность получать доступные услуги дополнительного образования в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей города Владивостока, с 72 % в 2013 году до 80 % в 2018 году;
- увеличение удельного веса численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Владивостока старшего школьного возраста, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Владивостока, получающих услуги дополнительного образования, с 12 % в 2013 году до 18 % в 2018 году [3].
Эффективность решения задач обусловлена изменением проблемного поля на уровне региона по направлениям:
- проблемы обеспечения доступности: дефициты, диспропорции, зоны низкого качества в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей в разных районах города Владивостока; отсутствие сетевых и дистанционных форм общего и дополнительного образования детей;
- проблемы обеспечения качества образования: недостаток развивающих образовательных программ и деятельностных технологий в системе общего и дополнительного образования;
- проблемы кадрового развития: недостаточный уровень IT-компетентности работников образования для использования открытых информационно-образовательных сред;
- проблемы управления развитием системы образования: отсутствие эффективной, муниципальной системы оценки и мониторинга качества работы образовательных учреждений и образовательных достижений учащихся; дефицит методов переноса результатов деятельности инновационного сектора в массовую практику, отвечающих задачам опережающего развития системы образования. [4]
В 2012–2013 гг. Минобрнауки России был проведен мониторинг системы дополнительного образования детей в Российской Федерации, по результатам оказалось, что общее количество учреждений ДОД сократилось; значительная часть образовательных программ предназначена для учащихся основной школы, и лишь около 20 % — для старшеклассников; количество педагогов дополнительного образования сократилось за эти годы более чем на 40 %; в разы уменьшилось число специалистов с высшим образованием [5].
Публичный доклад «Состояние и развитие системы образования Приморского края» за 2013 год приводит статические данные о том, что образовательное пространство города Владивостока включает в себя 217 муниципальных образовательных учреждений города Владивостока (далее — образовательные учреждения). Среди них 83 общеобразовательных учреждения (школы, интернаты), 111 дошкольных образовательных учреждений, 22 учреждения дополнительного образования детей. В учреждениях дополнительного образования обучаются 32 097 учащихся, то есть, охват дополнительным образованием составил 72 %.
Анализ спектра предоставляемых услуг показывает, что в 2012–2013 учебном году было занято обучающихся: спортивное направление — 27,6 %; туристско-краеведческое направление — 4,2 %; культурологическое направление — 5,7 %; техническое творчество — 4,9 %; спортивно-техническое направление — 0,9 %; эколого-биологическое направление — 2,7 %; художественное творчество — 39,7 %; другие — 14,3 %.
Анализ системы образования города показывает, что в системе дополнительного образования занято более 45 % школьников основного звена, более 335 начального звена и около 14 % старшего звена. Основным контингентом системы дополнительного образования детей являются учащиеся основной и начальной школы.
72 % порог занятости учащихся в системе ДОД обеспечивает «возможность получения доступного и качественного дополнительного образования детей, удовлетворяя образовательные потребности граждан». Имеющийся значительный спрос на развивающие программы и услуги дополнительного образования детей является значительным ресурсом в системе образования города.
Перспективными направлениями совершенствования системы управления дополнительными образовательными услугам, в том числе и платными, на муниципальном уровне для решения задач, поставленных государством, являются:
- совершенствование механизмов вовлечения детей в систему ДОД;
- развитие механизмов интеграции и сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями ДОД, а также разработка и апробация новых механизмов, процедур, технологий управления системой дополнительного образования;
- совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования (положений, инструкций, договоров, локальных актов и т. д.), в т. ч. с учетом повышения оплаты труда работников образования;
- развитие механизмов формирования заказа школ на реализацию программ внеурочной деятельности средствами ДОД;
- реализация новых требований к программам дополнительного образования в части программ внеурочной деятельности, ориентированных на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов;
- создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования;
- формирование новой позиции педагога дополнительного образования (тьютора, модератора, фасилитатора и др.) в общеобразовательном учреждении;
- развитие методического взаимодействия школ и ДОД в вопросах совместной реализации ФГОС — методических объединений, педагогических лабораторий, мастерских и т. д.
Перспективными направлениями совершенствования системы управления дополнительными образовательными услугам, в том числе и платными, на уровне общеобразовательного учреждения для решения задач, поставленных муниципалитетом, являются:
- определение возможностей, направлений и уровней интеграции основного и дополнительного образования;
- определение организационных структур и форм реализации школьного дополнительного образования, педагогических условий реализации модели школьного дополнительного образования: разработка учебных планов и программ дополнительного образования, управление процессом их реализации при активном участии всех членов педагогического коллектива и поддержке административно-управленческого аппарата; предоставление возможности выбора учащимися направлений дополнительного образования, способствующие разрешению позитивного социального, культурного, экономического потенциала;
- развитие учебно-материальной базы, соответствующего требованиям государственных проектов в сфере образования.
Литература:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 22.112012, № 2148-р
2. Государственная программа Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013–2017 годы
3. Публичный доклад «Состояние и развитие системы образования Приморского края» за 2013 год
4. Постановление Администрации Приморского края № 2713 от 20.09.2013 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока» на 2014–2018 годы»
5. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы»
6. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
7. Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017г.
8. Приоритетный национальный проект «Образование»
9. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг».
10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»