Моделирование взаимодействия семьи и техникума в условиях современного среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 12.12.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Минаков, А. Н. Моделирование взаимодействия семьи и техникума в условиях современного среднего профессионального образования / А. Н. Минаков, М. Ю. Никулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120492/ (дата обращения: 19.12.2024).



Авторами представлена модель взаимодействия семьи и средне профессиональной образовательной организации в вопросах обучения и воспитания студентов техникума. Обозначены проблемы взаимодействия техникума и семьи, предложены варианты родительского всеобуча.

Ключевые слова: обучающиеся, семья, модель, образование, знания.

Введение . Проблема взаимодействия образовательной организации и семьи в настоящее время актуальна и обсуждается на уровне министерства образования. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации года семьи» призван содействовать сохранению семейных ценностей как залога стабильности и процветания общества.

В ситуации экономических и политических преобразований техникум, являясь важнейшим социальным институтом, призван не только обучать, готовить к профессиональной деятельности, но и педагогически управлять семейным воспитанием. Возможные проблемы семейного воспитания оборачивается для образовательной организации не только изменениями в психолого-педагогической работе с обучающимися, а зачастую усложняют работу с родителями.

Степень разработанности проблемы

Анализ научно-практической педагогической литературы позволил выделить факторы, определяющие значимость семейного воспитания.

Важность эмоциональной близости и отношения на кровном родстве рассматривали Ю. Г. Азаров, Е. М. Беспаленко, Т. А. Маркова, В. М. Минияров, А. В. Петровский, М. Ю. Савченко и др.

Вопросам приобщения детей к социальной жизни и формирование у них картины мира посвятили свои работы Т. В. Кривцова, Т. А. Куликова, Р. В. Овчарова, Г. Г. Филиппова и др.

Педагогическую культуру родителей и ее влияние на образование детей рассматривала О. А. Волкова. Автором выделены и описаны компоненты педагогической культуры родителей, а выводом стала необходимость формирования педагогических компетенций у родителей как водной из задач педагогов в системе образовательных учреждений [1].

Т. В. Коваленко провела диагностику ценностно-мотивационного компонента детско-родительского взаимодействия в современной российской семье и пришла к выводу, что в этом направлении имеется много нерешенных проблем. К примеру, нет тесного взаимодействия родителей с учебными учреждениями, что может приводить к потере контроля над посещением и успеваемостью обучающихся [2].

Л. В. Ступакова, В. В. Ильинский, М. Д. Масанова описывают ответственность семьи за среду обитания своих детей и престарелых лиц. Происходящие перемены в обществе меняют семью, а также изменяется работа с семьей [3].

Изучение указанной и другой литературы позволило сформулировать цель настоящего исследования — разработка и реализация модели взаимодействия семьи и техникума в условиях современного среднего профессионального образования.

Объект исследования: взаимодействие семьи и техникума в условиях современного среднего профессионального образования.

Предмет исследования: моделирование взаимодействия семьи и техникума в условиях современного среднего профессионального образования.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги, обучающиеся и родители обучающихся ГБПОУ ВО «ВАТ им. В. П. Чкалова» г. Воронежа. Методы изучения эффективности модели: анкетирование; наблюдение (научное). Методы для достижения цели и решения задач — «Родительский всеобуч», совместные празднования знаменательных дат, психологическое консультирование и психолого-педагогическое сопровождение.

Результаты и их обсуждение

Модель имеет следующую структуру: цель; задачи; принципы. Опирается на нормативно-правовую базу. Для снижения уровня перфекционизма родителей и наоборот повышения активности за воспитание детей реализуется программа «Родительский всеобуч».

В центре модели показано взаимодействие субъектов образовательного процесса: ГБПОУ ВО «ВАТ им. В. П. Чкалова» с родителями и обучающимися. Взаимодействие направлено на перестройку учебной деятельности обучающихся как на уровне содержания, так и на уровне формы ее организации с тем, чтобы обеспечить появление некоторых новых личностных качеств: ответственность, эмоционально-волевой контроль, профессиональные навыки, креативность, патриотизм, гражданская идентичность, трудолюбие и др.

Программа «Родительский всеобуч» имеет следующее содержание:

— Основы семейной психологии (Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и вредных привычек; конфликты и последствия и др.);

— Основы семейного уклада (Традиции, этика семейного быта, бюджет и др.);

— Основы семейного права (Основы семейного права РФ);

— Воспитательный потенциал семьи (Основы семейного воспитания);

— Основы здорового образа жизни и содержательного досуга;

— Основные формы взаимодействия семьи и образовательной организации (Генерация образовательных стандартов, исполнение Указов и Приказов).

Модель взаимодействия семьи и техникума в условиях современного среднего профессионального образования

Рис. 1. Модель взаимодействия семьи и техникума в условиях современного среднего профессионального образования

Анкетирование родителей обучающихся, которое проводится три раза в год, подтвердило, что цель обусловила постановку и решение задач образовательного учреждения на реализацию модели. В программе «Родительский всеобуч» выверен механизм построения полноценных отношений между ГБПОУ ВО «ВАТ им. В. П. Чкалова» с родителями и обучающимися которые удовлетворяют потребности в образовании всех участников образовательного процесса и являются основой профессионального самоопределения обучающихся. Процессуальная структура модели представлена поэтапным формированием партнерских отношений между техникумом и коллективом родителей.

Таким образом, положительные изменения в развитии психолого-педагогических компетенций у родителей оказали непосредственное влияние на взаимоотношения техникума с семьями обучающихся. Успешность развития родительских компетенций обусловлена осознанием и принятием родителями необходимости взаимодействовать с преподавателями техникума для достижения эффективности в воспитательной деятельности. Программа, реализованная в рамках данной модели, служит основой для изменения качества взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Литература:

  1. Волкова, О. А. Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема / О. А. Волкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 476–478. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64703/ (дата обращения: 10.12.2024).
  2. Коваленко Т. В. Диагностика ценностно-мотивационного компонента детско-родительского взаимодействия в современной российской семье // Общество ХХI века: итоги, вызовы, перспективы: Материалы III Международной научной конференции. — Ставрополь: Центр научного знания «ЛОГОС», 2014. — С.40–44
  3. Ступакова, Л. В. Семья как социальный институт. Неблагополучная семья как объект социальной работы / Л. В. Ступакова, В. В. Ильинский, М. Д. Масанова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 188–193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9141/ (дата обращения: 10.12.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, семейное воспитание, образовательная организация, образовательный процесс, модель взаимодействия семьи, обучающийся, педагогическая культура родителей, решение задач, родитель, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос