Авторами представлена модель взаимодействия семьи и средне профессиональной образовательной организации в вопросах обучения и воспитания студентов техникума. Обозначены проблемы взаимодействия техникума и семьи, предложены варианты родительского всеобуча.
Ключевые слова: обучающиеся, семья, модель, образование, знания.
Введение . Проблема взаимодействия образовательной организации и семьи в настоящее время актуальна и обсуждается на уровне министерства образования. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации года семьи» призван содействовать сохранению семейных ценностей как залога стабильности и процветания общества.
В ситуации экономических и политических преобразований техникум, являясь важнейшим социальным институтом, призван не только обучать, готовить к профессиональной деятельности, но и педагогически управлять семейным воспитанием. Возможные проблемы семейного воспитания оборачивается для образовательной организации не только изменениями в психолого-педагогической работе с обучающимися, а зачастую усложняют работу с родителями.
Степень разработанности проблемы
Анализ научно-практической педагогической литературы позволил выделить факторы, определяющие значимость семейного воспитания.
Важность эмоциональной близости и отношения на кровном родстве рассматривали Ю. Г. Азаров, Е. М. Беспаленко, Т. А. Маркова, В. М. Минияров, А. В. Петровский, М. Ю. Савченко и др.
Вопросам приобщения детей к социальной жизни и формирование у них картины мира посвятили свои работы Т. В. Кривцова, Т. А. Куликова, Р. В. Овчарова, Г. Г. Филиппова и др.
Педагогическую культуру родителей и ее влияние на образование детей рассматривала О. А. Волкова. Автором выделены и описаны компоненты педагогической культуры родителей, а выводом стала необходимость формирования педагогических компетенций у родителей как водной из задач педагогов в системе образовательных учреждений [1].
Т. В. Коваленко провела диагностику ценностно-мотивационного компонента детско-родительского взаимодействия в современной российской семье и пришла к выводу, что в этом направлении имеется много нерешенных проблем. К примеру, нет тесного взаимодействия родителей с учебными учреждениями, что может приводить к потере контроля над посещением и успеваемостью обучающихся [2].
Л. В. Ступакова, В. В. Ильинский, М. Д. Масанова описывают ответственность семьи за среду обитания своих детей и престарелых лиц. Происходящие перемены в обществе меняют семью, а также изменяется работа с семьей [3].
Изучение указанной и другой литературы позволило сформулировать цель настоящего исследования — разработка и реализация модели взаимодействия семьи и техникума в условиях современного среднего профессионального образования.
Объект исследования: взаимодействие семьи и техникума в условиях современного среднего профессионального образования.
Предмет исследования: моделирование взаимодействия семьи и техникума в условиях современного среднего профессионального образования.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги, обучающиеся и родители обучающихся ГБПОУ ВО «ВАТ им. В. П. Чкалова» г. Воронежа. Методы изучения эффективности модели: анкетирование; наблюдение (научное). Методы для достижения цели и решения задач — «Родительский всеобуч», совместные празднования знаменательных дат, психологическое консультирование и психолого-педагогическое сопровождение.
Результаты и их обсуждение
Модель имеет следующую структуру: цель; задачи; принципы. Опирается на нормативно-правовую базу. Для снижения уровня перфекционизма родителей и наоборот повышения активности за воспитание детей реализуется программа «Родительский всеобуч».
В центре модели показано взаимодействие субъектов образовательного процесса: ГБПОУ ВО «ВАТ им. В. П. Чкалова» с родителями и обучающимися. Взаимодействие направлено на перестройку учебной деятельности обучающихся как на уровне содержания, так и на уровне формы ее организации с тем, чтобы обеспечить появление некоторых новых личностных качеств: ответственность, эмоционально-волевой контроль, профессиональные навыки, креативность, патриотизм, гражданская идентичность, трудолюбие и др.
Программа «Родительский всеобуч» имеет следующее содержание:
— Основы семейной психологии (Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и вредных привычек; конфликты и последствия и др.);
— Основы семейного уклада (Традиции, этика семейного быта, бюджет и др.);
— Основы семейного права (Основы семейного права РФ);
— Воспитательный потенциал семьи (Основы семейного воспитания);
— Основы здорового образа жизни и содержательного досуга;
— Основные формы взаимодействия семьи и образовательной организации (Генерация образовательных стандартов, исполнение Указов и Приказов).
Рис. 1. Модель взаимодействия семьи и техникума в условиях современного среднего профессионального образования
Анкетирование родителей обучающихся, которое проводится три раза в год, подтвердило, что цель обусловила постановку и решение задач образовательного учреждения на реализацию модели. В программе «Родительский всеобуч» выверен механизм построения полноценных отношений между ГБПОУ ВО «ВАТ им. В. П. Чкалова» с родителями и обучающимися которые удовлетворяют потребности в образовании всех участников образовательного процесса и являются основой профессионального самоопределения обучающихся. Процессуальная структура модели представлена поэтапным формированием партнерских отношений между техникумом и коллективом родителей.
Таким образом, положительные изменения в развитии психолого-педагогических компетенций у родителей оказали непосредственное влияние на взаимоотношения техникума с семьями обучающихся. Успешность развития родительских компетенций обусловлена осознанием и принятием родителями необходимости взаимодействовать с преподавателями техникума для достижения эффективности в воспитательной деятельности. Программа, реализованная в рамках данной модели, служит основой для изменения качества взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Литература:
- Волкова, О. А. Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема / О. А. Волкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 476–478. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64703/ (дата обращения: 10.12.2024).
- Коваленко Т. В. Диагностика ценностно-мотивационного компонента детско-родительского взаимодействия в современной российской семье // Общество ХХI века: итоги, вызовы, перспективы: Материалы III Международной научной конференции. — Ставрополь: Центр научного знания «ЛОГОС», 2014. — С.40–44
- Ступакова, Л. В. Семья как социальный институт. Неблагополучная семья как объект социальной работы / Л. В. Ступакова, В. В. Ильинский, М. Д. Масанова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 188–193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9141/ (дата обращения: 10.12.2024).