Музей в практике школьного учителя истории. Проект музейного урока на тему «Отечественная война 1812 года» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 19.05.2024

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Кривова, Д. В. Музей в практике школьного учителя истории. Проект музейного урока на тему «Отечественная война 1812 года» / Д. В. Кривова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 640-643. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114391/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье рассматривается нетрадиционный формат проведения учебных занятий по школьному предмету «История» в пределах музейного пространства. В данной работе выделяются формы, модели реализации и риски музейного урока. На примере разработанного музейного урока подробно рассмотрен вариант самостоятельной работы обучающихся в музее Отечественной войны 1812 г. по закреплению пройденного ранее материала по теме «Отечественная война 1812 г».

Ключевые слова : образование, музей, музейный урок, музей Отечественной войны 1812 г.

В Российской Федерации образование, осуществляемое на различных уровнях в образовательных организациях, играет важную и неотъемлемую роль в развитии общества и государства. К образовательным организациям, как особым организациям, обладающим монопольным правом на процессы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения, предъявляются особые требования, одни из которых содержатся в Федеральных государственных образовательных стандартах (далее — ФГОС). Для соответствия данным требованиям педагогические работники вправе использовать всевозможные методы, средства и технологии, привлекать различные фонды [6]. Одним из таких образовательных фондов выступает музей, в котором могут проводиться уроки по разнообразным дисциплинам, но наиболее эффективными будут учебные занятия по истории.

Музейный урок — это нетрадиционная форма проведения учебного занятия в музее либо в школьном кабинете с использованием переносной музейной выставки или с применением интерактивных технологий [7, с. 105]. Музей и его экспозиция становятся для учителя и обучающихся образовательной, воспитательной и культурной платформой, благодаря которым усваиваются и закрепляются исторические знания, воспринимается исторический опыт, усваивается широкий спектр культурных, эстетических, нравственных ценностей [1, с. 33]. Вместе с тем данный урок предоставляет учителям истории возможность проявить свой творческий потенциал и создать уникальный формат взаимодействия со школьниками на основе музейной платформы с привлечением групповых и индивидуальных форм работы и с использованием текстов документов, изображений и предметов из музейного фонда.

На сегодняшний день данный вид нестандартного учебного занятия имеет несколько вариантов проведения: очное посещение музея, интерактивное посещение музея, школьный урок с демонстрацией музейных экспонатов. Наиболее выгодными представляется проведение музейного урока непосредственно в здании самого музея, так как в живую происходит знакомство обучающихся с вещественными памятниками прошлого, которые, в свою очередь, служат доказательной базой слов учителя и материала учебника.

Данный вариант урока в музейном пространстве предполагает также выбор модели, которая определяет, кто занимает ведущее положение в его организации и реализации [3, с. 34–36]. При выборе первой модели предполагается, что школьный учитель самостоятельно проводит урок в музее, но для этого он обязан тщательно подготовиться: выбрать тему урока и музей, заранее познакомиться с его музейной экспозицией, разработать рабочий лист. Вторая предлагаемая модель урока сводит роль учителя к минимуму во время посещения музея. Он становится помощником для музейного работника, который будет знакомить учащихся с музейной экспозицией. Третья возможная модель урока подразумевает совместную работу учителя и музееведа в проведении урока в музее, другими словами, они становятся полноправными партнерами. Выбирая любую из трех предложенных моделей, стоит активно задействовать школьников, которые могут самостоятельно поработать в музее над заранее подготовленными заданиями.

На наш взгляд, третья модель выступает наилучшим вариантом, так как учитель и музеевед совместными усилиями разрабатывают музейный урок, музеевед предоставляет хранящиеся музейные фонды, а непосредственно урок проводит учитель, который подбирает наиболее удобный и выгодный, с точки зрения получения знаний и умений вариант построения музейного урока [2, с. 64]:

  1. объяснение учителем учебного материла с использованием выставленной в зале экспозиции и предоставленного музеем музейного фонда;
  2. объяснение учителем учебного материла в сочетании с самостоятельной работой школьников с музейными предметами;
  3. самостоятельная работа учащихся с экспонатами музея по разработанным учителем и музееведом задания при использовании схем и памяток.

Однако такая нетрадиционная форма урока несет в себе и определенные риски, которые могут поспособствовать полному отказу от нее. Во-первых, музейный урок выходит за пределы привычных школьных сорока — сорока пяти минут, а также проводить его во время учебной недели тяжело, так как обучающиеся могут быть уставшими и не способными воспринимать новый материал и тем более выполнять самостоятельные задания. Следовательно, стоит перенести посещение музея на выходные дни. Во-вторых, посещение музейного пространства является не бесплатным занятием. Однако на сегодняшний день в России большинство музейных пространств участвует в федеральном проекте «Пушкинская карта», который позволяет молодежи от четырнадцати лет бесплатно посещать культурные места за счет средств из федерального бюджета [6]. В-третьих, посещение музея и проведение в нем урока показывает, что выбранная для него тема изучается более углубленно, чем иные, следовательно, обучающиеся усваивают полученный материал на более высоком уровне, чем на обычном школьном занятии. Обусловлено это тем, что происходит непосредственный зрительный контакт с историческими предметами, сопровождаемый объяснением, благодаря чему появляется возможность «погрузиться» в прошлое, а также понять и почувствовать его. В-четвертых, музейные экспонаты требуют бережного отношения, так как в силу своего исторического возраста подвержены легкому и быстрому разрушению от одного или нескольких прикосновений. В результате большая часть исторических предметов располагается за витриной или в хранилище и не доступна посетителям. Однако при согласовании с администрацией музея учитель и учащиеся могут иметь возможность поработать с подлинниками при соблюдении определенных правил.

Несмотря на всевозможные риски, желая разнообразить школьные учебные занятия и наглядно продемонстрировать историческое прошлое нашей страны, учитель истории вправе выбрать уникальную, нетрадиционную форму реализации урока в музейном пространстве, которая будет состоять из трех этапов [5, с. 29]:

  1. подготовка к разработке, организации и проведению урока;
  2. непосредственное посещение музея и самостоятельная работа учащихся с музейными экспонатами;
  3. творческая работа учащихся.

Итак, на разработанном проекте музейного урока рассмотрим этапы его проведения. В 2024 г. исполняется 212 лет с начала русско-французской войны, вошедшей в историю России как Отечественная война 1812 г. против французского императора Наполеона I, поработившего иные европейские державы и желавшего ослабить Российскую империю, которой в это время правил император Александра I. В качестве темы музейного урока выбор бал сделан именно на данное событие.

В Федеральной рабочей программе основного общего образования по учебному предмету «История» обозначено содержание школьного материала, который должен быть изучен в выбранной теме: «Внешняя политика России. Война России с Францией 1805–1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1808–1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. ‒ важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России в европейской политике после победы над Наполеоном и Венского конгресса» [10, с. 28].

На подготовительном этапе урока происходит знакомство с музеем Отечественной войны 1812 г., который располагается на Красной площади в Москве, и его экспозицией [4]. Событиям Отечественной войны 1812 г. посвящено два просторных зала, которые повествуют посетителям о развитии русско-французских отношений, военных событиях, послевоенном мире в Европе и об отражении данного события в культуре. В каждом из тематических разделов представлены различные экспонаты: обмундирование, оружие, медали, личные предметы, документы, карты, портреты, бюсты, полотна и др.

В ходе разработки урока определяется, что данное занятие следует проводить в качестве заключительного из отведенных двух уроков на изучение данной темы в 9 классе.

Целью музейного урока будет способствование усвоению обучающимися представлений об Отечественной войне 1812 г., а также развитию и воспитанию их личностей. Данная цель будет достигаться через реализацию следующих задач:

  1. образовательная задача: способствовать закреплению обучающимися знаний об историческом событии — Отечественной войне 1812 г.;
  2. развивающая задача: способствовать развитию у обучающихся навыка работы с историческими источниками разной природы;
  3. воспитательная задача: способствовать воспитанию у обучающихся патриотических и эстетических чувств, а также бережного отношения к памятникам исторического прошлого.

В ходе реализации данного урока должны быть достигнуты следующие планируемые результаты [9, с. 191–192]:

  1. характеризовать внешнюю политику России в начале XIX в. в контексте международных отношений того времени;
  2. объяснять значение понятий и терминов: коалиция, континентальная блокада, Тильзитский мир;
  3. рассказывать об этапах, важнейших событиях Отечественной войны 1812 г., используя историческую карту;
  4. раскрывать влияние событий Отечественной войны 1812 г. на российское общество, привлекая свидетельства источников, литературные произведения;
  5. объяснять мотивы и приводить примеры патриотического поведения россиян;
  6. составлять характеристику полководцев и героев Отечественной войны 1812 г. (по выбору);
  7. объяснять причины и значение победы России в Отечественной войне 1812 г.;
  8. участвовать в подготовке проектов, посвящённых событиям Отечественной войны 1812 г. и их участникам (в том числе на региональном материале) [10].

В основе музейного урока будут выступать небольшая презентация о самом музее, подготовленная учителем, самостоятельная работа учащихся на тему «Исторические предметы русской и французской армий» и подведение итогов. На школьного педагога возлагается ответственность за рассказ об истории создания, функционирования музея и его экспонатах детям и объяснение их последующей самостоятельной работы.

Для выполнения задания под названием «Исторические предметы русской и французской армий» учащиеся подразделяются на две равные группы. Первая группа будет подбирать экспонаты, принадлежавшие русской армии или подходящие к ней, а вторая — к французской армии. Критериями отбора экспонатов выступают следующие:

  1. главнокомандующие и их личные вещи,
  2. приказы (нормативно-правовая база),
  3. обмундирование,
  4. оружие,
  5. медали,
  6. полотна В. В. Верещагина.

По окончании выполнения самостоятельного задания у обучающихся должны быть сформированы представления о том, кто возглавлял армии, какие принимались нормативно-правовые акты во время войны, как внешне выглядели солдаты, какое использовали оружие и какими медалями были награждены участники этих событий. А также они должны рассмотреть художественное изображение русско-французской войны в полотнах «1812 год» В. В. Верещагина и сделать вывод о том, что художник обращался к написанию картин с действующими лицами — французами — с целью развеять существовавшее мнение о могуществе Наполеона I и его французской армии.

Итогом данной работы должна стать сводная таблица (табл. 1). Однако помимо заполнения таблицы учащиеся должны продемонстрировать выбранные ими исторические предметы и объяснить свой выбор.

Таблица 1.

Сравнение экспонатов, посвященных русской и французской армиям

Экспонаты

Русская армия

Французская армия

Главнокомандующие, их личные вещи

Приказы

Обмундирование

Оружие

Медали

Картины В. В. Верещагина

И завершающем этапом урока в музее «Отечественная война 1812 года» будут ответы обучающихся на следующие вопросы:

  1. Что Вам больше всего понравилось, заинтересовало, запомнилось? Или что-то не понравилось?
  2. Как Вы оцениваете наше занятие и свою самостоятельную работу?
  3. Хотели ли Вы продолжиться посещать музеи с целью получения новых знаний и работы с экспонатами в будущем?
  4. Есть ли у Вас предложения, как можно усовершенствовать данный вид урока?

Так, детям предоставляется возможность поделиться с учителем своими впечатлениями и мнениями и внести собственные предложения по улучшению данного формата работы. В дальнейшем при организации и проведении музейного урока должна будет учитываться полученная учителем информация для достижения наилучшего результата.

В конце урока подводятся итоги. Школьники получают творческое домашнее задание, которое выбирается ими самостоятельно и может быть сделано в паре или индивидуально, а также будет приветствовать, если они сделают презентацию как сопроводительный материал к их ответу. Варианты творческого задания представлены ниже:

  1. написать легенду о наиболее запомнившемся экспонате, имеющем отношение к армиям Александра I или Наполеона I;
  2. написать рецензию на музей и экспозицию;
  3. создание листов активности (ребусы, кроссворды).

Таким образом, музейный урок — это уникальный формат проведения учебных занятий, который меняет привычную школьную обстановку для школьников и способствует формированию у них прочных базовых исторических представлений о прошлом России, а также позволяет им погрузиться в исторический мир посредством экспонатов. Он, как и традиционный вариант урока, имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому имеет право на свое существование и использование в рамках российского образования. Так, представленный вариант проведения урока в музее для учащихся 9 класса по истории России по теме «Отечественная война 1812 г». представляет собой одну из возможных моделей взаимодействия школы и музея, где ведущее положение занимает работа подростков с музейной экспозицией, так как данный урок направлен на обобщение и закрепление полученных ранее на школьном уроке знаний путем наглядного восприятия подлинников прошлого.

Литература:

  1. Ведерникова М. А. Музейный урок как одна из форм культурно-образовательной деятельности музея // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — № 2–2. — С. 33–35.
  2. Леонтьева Е. В. Урок в музее как средство формирования личностных образовательных результатов обучающихся начальной школы // Актуальные вопросы гуманитарных наук. — 2021. — С. 61–67.
  3. Мацкевич М. В. Как создать урок в музее: музейно-педагогический конструктор // «Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы. — 2016. — С. 30–41.
  4. Музей Отечественной войны 1812 года: официальный сайт ГИМ. [Электронный ресурс]. — URL: https://shm.ru/museum/mov/ (дата обращения: 10.02.2024).
  5. Ниязова Б. С. Организация и проведение урока музейного урока // Вестник ТОГИРРО. — 2019. — № 2(43). — С. 28–29.
  6. О социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организации культуры: Постановление Правительства Российской Федерации от 8.09.2021 г. № 1521 (ред. от 17.02.2024 г.) // «Гарант»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. —URL: https://base.garant.ru/402777404/ (дата обращения: 10.02.2024).
  7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) // Официальный сайт «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 10.02.2024).
  8. Туминская, О. А. Урок в музее и музейный урок / О. А. Туминская — Текст: электронный // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2020. — № 195. — С. 103–110.
  9. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «История» (для 5–9 классов общеобразовательных учреждений). [Электронный ресурс]. — URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/09/frp_istoriya_5–9-klassy-1.pdf (дата обращения: 10.02.2024).
  10. ФООП «История» (для 5-9 классов общеобразовательных учреждений) // https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/17_ФРП_История_5-9-классы.pdf?ysclid=lqdj85idrf439027060
Основные термины (генерируются автоматически): Отечественная война, музейный урок, музей, французская армия, музейное пространство, Верещагино, музейная экспозиция, самостоятельная работа учащихся, событие, урок.


Ключевые слова

образование, музей, музейный урок, музей Отечественной войны 1812 г

Похожие статьи

Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках истории в 10-м классе с использованием материалов экспозиции школьного музея «Из истории Волховского фронта»

В статье автор делится опытом проведения уроков по истории Великой Отечественной войны с учетом регионального компонента.

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Зарождение реконструкторского движения, связанного с Отечественной войной 1812 года, на территории Калужской области (на примере военно-исторического похода 1988 года)

В статье рассматривается военно-исторический поход 1988 года, который стал первым в целом ряду последующих реконструкций событий Отечественной войны 1812 года на территории Калужской области. Приводится краткий экскурс в события данного похода, анали...

К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании

В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...

Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...

Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования

В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополни-тельного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрас...

Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)

В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Исследовательский урок диалогового обучения младших школьников первоначальному чтению

В статье раскрываются содержательные особенности технологии диалогового обучения первоклассников первоначальному чтению на основе организации проблемных ситуаций. Данная педагогическая технология рассматривается сквозь призму структуры исследовательс...

Специфика организации процесса проблемного начального языкового образования в современных условиях и исследование педагогического эксперимента

В статье представлены основные аспекты организации процесса начального языкового образования, в котором отражено использование метода проблемного обучения. Рассмотрены особенности поликультурной среды в русской школе на примере учителей словесников, ...

Похожие статьи

Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках истории в 10-м классе с использованием материалов экспозиции школьного музея «Из истории Волховского фронта»

В статье автор делится опытом проведения уроков по истории Великой Отечественной войны с учетом регионального компонента.

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Зарождение реконструкторского движения, связанного с Отечественной войной 1812 года, на территории Калужской области (на примере военно-исторического похода 1988 года)

В статье рассматривается военно-исторический поход 1988 года, который стал первым в целом ряду последующих реконструкций событий Отечественной войны 1812 года на территории Калужской области. Приводится краткий экскурс в события данного похода, анали...

К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании

В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...

Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...

Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования

В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополни-тельного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрас...

Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)

В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Исследовательский урок диалогового обучения младших школьников первоначальному чтению

В статье раскрываются содержательные особенности технологии диалогового обучения первоклассников первоначальному чтению на основе организации проблемных ситуаций. Данная педагогическая технология рассматривается сквозь призму структуры исследовательс...

Специфика организации процесса проблемного начального языкового образования в современных условиях и исследование педагогического эксперимента

В статье представлены основные аспекты организации процесса начального языкового образования, в котором отражено использование метода проблемного обучения. Рассмотрены особенности поликультурной среды в русской школе на примере учителей словесников, ...

Задать вопрос