Фаза «вызова» в технологии развития критического мышления и её приёмы на уроках истории | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Веревкина, И. Н. Фаза «вызова» в технологии развития критического мышления и её приёмы на уроках истории / И. Н. Веревкина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13259/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена технологии развития критического мышления. Рассматриваются фазы технологии развития критического мышления и их функции. Анализируются приёмы фазы «вызова», применительно к урокам истории.

Ключевые слова: технология развития критического мышления, фаза «вызова», урок истории

На сегодняшний день, главной целью педагога является формирование творчески мыслящей личности обучающегося, способной к саморазвитию и самовыражению. Роль педагога в данных условиях, заключается в том, что педагог на протяжении всего образовательного процесса, подобно капитану на корабле, указывает цель и задаёт верный курс в организации познавательной деятельности обучающихся.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности в педагогике понимается совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах [1, c. 35].

Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. Применение технологии критического мышления на уроках истории позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей обучающихся.

Разработанная американскими учеными Ч. Темплом и К. Мередитом технология развития критического мышления посредством чтения и письма предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. В основе технологии развития критического мышления посредством чтения и письма лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: фаза вызова, фаза реализации, фаза рефлексии. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а затем на осмысление и обобщение приобретённых знаний. Следует подробнее остановиться на фазе «вызова».

I фазой является фаза «вызова», которая включает в себя актуализацию имеющихся знаний и пробуждение интереса к получению новой информации. Реализация фазы «вызова» проходит в несколько этапов, которые включают в себя воспроизведение имеющихся знаний по теме, постановку вопросов, формирование ассоциативного ряда, а также коммуникацию между учениками, которая предполагает высказывание своей точки зрения по данной проблеме.

Фаза «вызова» выполняет следующие важные функции:

– Мотивационную (пробуждение интереса к теме, а также к работе с новой информацией)

– Информационную (вызов «на поверхность» уже имеющихся знании по теме)

– Коммуникационную (налаживание коммуникации в группе, которая включает в себя умение вести конструктивный диалог–бесконфликтный обмен мнениями)

Технология развития критического мышления имеет множество приёмов, для каждой фазы они будут различными. Следует перейти к рассмотрению приёмов на стадии «вызова».

Следует начать с одного из самых известных приёмов–составление кластеров. Другое название, которое также можно встретить– «наглядный мозговой штурм». Этот приём помогает сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, а также представляет собой один из способов графической организации материала. На стадии вызова этот приём используется следующим образом– учитель записывает на доске тему, а обучающиеся должны составить схему–кластер по этой теме на основе имеющихся знаний, затем происходит обсуждение в группах, после чего представители от групп выходят к доске и иллюстрируют результаты своей работы.

Таким образом, этот приём очень важен для формирования у обучающихся умения выстраивать логические связи между понятиями, а также умение переходить от частного к общему и воспринимать проблему в общем виде, также развивает творческие способности и учит мыслить нестандартно, что, безусловно, очень важно для понимания всего исторического процесса в общем виде и каких-либо явлений/процессов/закономерностей в частности.

Также широко используется приём «мозговая атака», другое название этого приёма, которое можно встретить– «мозговой штурм». Этот приём используется с целью актуализации знаний на начальном этапе и предполагает, что сначала за ограниченный промежуток времени (как правило, 2–3 минуты) обучающиеся должны вспомнить и записать на бумагу всё, что они знают по данной теме, затем происходит обмен мнениями внутри группы, после чего каждая группа выступает перед классом.

Данный приём направлен на формирование коммуникации внутри группы, а также способствует актуализации имеющихся знаний по теме.

Следующий приём называется «корзина». Он также способствует актуализации знаний на начальном этапе и предполагает, что обучающиеся за ограниченный промежуток времени (как правило, 1–2 минуты) должны вспомнить, какие даты, термины, имена, факты они знают по данной теме. На втором этапе проходит обсуждение в группе, после чего представители от каждой группы выходят к доске и скидывают в «корзину» всё, что, по их мнению, понадобится для изучения новой темы. После выступления представителей от каждый групп формируется «облако тегов», которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

Этот приём, как и предыдущий, помогает актуализировать имеющиеся знания по теме и способствует выстраиванию коммуникации внутри группы, но, у этого приёма есть также и минус, в отличие от приёма «кластер», этот приём лишь определяет «поле интересов» без выстраивания каких–либо логических связей, которые в предмете «история» имеют очень важное значение.

Другой приём– «Плюс–минус–интересно» или его модификация «Плюс–минус–вопрос». Составляется таблица из трёх столбцов 1 столбец–плюс, 2– минус, 3– вопрос (интересно). В 1 столбец обучающиеся записывают положительные факты, во 2 столбец–отрицательные, в 3– те, что не имеют однозначного ответа и требуют более детального рассмотрения.

Этот приём, безусловно, является одним из важнейших приёмов в процессе применения технологии развития критического мышления на уроках истории, поскольку его смысл заключается в рассмотрении явления с различных сторон: положительных или отрицательных, важнейшей особенностью является графа «вопрос» или «интересно», которая выходит за рамки «хорошо–плохо» и побуждает мыслить нестандартно. Умение мыслить нестандартно, безусловно, очень важно на уроках истории, где встречается множество историографических трактовок тех или иных событий.

Следует обратить внимание на приём «Верные — неверные утверждения». Этот приём предполагает, что учитель зачитывает или показывает на экране утверждения, среди которых есть как верные, так и неверные, обучающиеся в тетрадях должны зафиксировать утверждение, напротив которого поставить знак + (верно) или — (неверно). Затем к этой таблице возвращаются либо на стадии осмысления (т. е. после получения новой информации), либо на стадии рефлексии, тогда можно модифицировать задание– обучающиеся на основе полученной информации должны сами сформулировать верные и неверные утверждения.

Этот приём очень важен, поскольку обучающиеся учатся самостоятельно работать с информацией, если применять его систематически, то обучающиеся смогут работать с любыми видами текстов– даже с научными монографиями или статьями или с текстами исторических источников.

Таким образом, стадия «вызова»– важнейшая стадия в технологии развития критического мышления, поскольку именно на стадии вызова рождается первоначальное знание: актуализируются уже имеющиеся знания, а также формулируются вопросы, которые в буквальном смысле представляют собой «знание о незнании». На стадии «вызова» обучающиеся учатся систематизировать имеющиеся знания, а также ставить цели для «покорения новых вершин».

Данные умения полностью соответствует главной цели технологии развития критического мышления — развитию интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно [2, c. 12].

Литература:

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития.– СПб., 2003.
  2. Муштавинкая И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя.– СПб., 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, технология развития, урок истории, знание, группа, обучающийся, начальный этап, общий вид, пробуждение интереса, стадий вызова.

Похожие статьи

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания

В данной статье рассматривается технология развития критического мышления в обучении при реализации ФГОС ООО. Представлено использование приёмов технологии критического мышления на уроках обществознания.

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Раскрыто значение технологии развития критического мышления, определены методические условия его формирования, предложены наиболее эффективные методы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Особенности моделирования педагогической системы

В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

В статье автор делится приёмами технологии критического мышления для формирования универсальных учебных действий на уроках истории.

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

О применении конкретной информационной технологии в обучении студентов математическому анализу

В статье рассказывается о применении информационных технологий, в частности QR-кодов, в высшем образовании, на примере дисциплины — математический анализ. Излагаются проблемы, которые встают перед преподавателем и студентом в настоящее время. Даётся ...

Адаптация традиционных методов обучения в современных условиях: проблемы и методы их решения

В статье рассмотрена проблема традиционных методов обучения в современных условиях, их проблемы и методы решения выявленных проблем.

Похожие статьи

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания

В данной статье рассматривается технология развития критического мышления в обучении при реализации ФГОС ООО. Представлено использование приёмов технологии критического мышления на уроках обществознания.

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Раскрыто значение технологии развития критического мышления, определены методические условия его формирования, предложены наиболее эффективные методы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Особенности моделирования педагогической системы

В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

В статье автор делится приёмами технологии критического мышления для формирования универсальных учебных действий на уроках истории.

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

О применении конкретной информационной технологии в обучении студентов математическому анализу

В статье рассказывается о применении информационных технологий, в частности QR-кодов, в высшем образовании, на примере дисциплины — математический анализ. Излагаются проблемы, которые встают перед преподавателем и студентом в настоящее время. Даётся ...

Адаптация традиционных методов обучения в современных условиях: проблемы и методы их решения

В статье рассмотрена проблема традиционных методов обучения в современных условиях, их проблемы и методы решения выявленных проблем.