Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 05.04.2022

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Овчаренко, И. В. Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы) / И. В. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/408/90011/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор делится приёмами технологии критического мышления для формирования универсальных учебных действий на уроках истории.

Ключевые слова: формирование, универсальные учебные действия, приемы, вызов, осмысление, рефлексия.

Современная система образования и новый Федеральный государственный образовательный стандарт поставили перед школой важную задачу — формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. Возникает вопрос: как формировать эти учебные действия? Одним из таких средств является технология развития критического мышления, внедрение приемов которой позволяет формировать все УУД. Данная технология позволяет активизировать и оптимизировать деятельность учеников на уроке, организовать поисковый характер усвоения знаний. При этом роль учителя заключается в том, чтобы направить размышления обучающихся в правильное русло, подтолкнуть их к принятию осознанного самостоятельного решения, к формулировке выводов и умозаключений [2, с. 4].

Согласно И. В Муштавинской, «структура урока в рамках технологии развития критического мышления представлена тремя стадиями (фазами): вызов, осмысление, рефлексия» [3, с. 10].

Первая стадия вызов. На данной стадиизадача педагога не только стимулировать учащихся на активную работу и вызвать интерес к теме, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе уже является серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы [3, с. 10–11]. Здесь можно использовать такие приемы, как кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д. [1, с. 14–15]

Вторая стадия осмысление . На этой стадии идет непосредственная работа с информацией. Приемы и методы данной технологии позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным [3, с. 10–11]. Здесь используем методы активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы [1, с. 14–15].

Третья стадия рефлексия . На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается [3, с. 10–11]. Можно использовать следующие приемы: заполнение кластеров, таблиц, возврат к верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы, дискуссии, составление синквейнов и т. д. [1, с. 14–15]

Как видим, приемов и методов, применяемых на каждой стадии, много. Рассмотрим некоторые из них, используемые в работе на уроках истории на примере темы «Смута».

На стадии вызова используем прием «Верные — неверные утверждения». Ученикам предлагается таблица, в которой ребята должны выбрать верные утверждения, ориентируясь на знания, которые были получены ранее.

Утверждение

Верно/неверно

1. Начало XVII века называют Смутой.

2. Одной из причин Смуты было пресечение династии Рюриковичей.

3. Во время Смуты власть переходила от одной боярской группировки к другой.

4. Закончилась Смута после возведения на царский трон польского королевича Владислава.

Таким образом, «на данном этапе идет настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты, акцентируется внимание на проблемных вопросах» [2, с. 5].

На стадии осмысления используем прием «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») — графический способ представления информации, который помогает структурировать процесс. Голова — проблема темы, верхние косточки — причины, нижние косточки — следствия, хвост — вывод. [4]. Работая с текстом учебника, учащиеся систематизируют материал и представляют его в следующем виде:

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

На стадии рефлексии возвращаемся к приему «Верные — неверные утверждения» и выясняем, какие из утверждений были верными.

Таким образом, можно сделать вывод, что используемые приемы технологии развития критического мышления способствует успешному формированию всех видовУУД. У ребят формируется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, смысловое чтение, умение преобразовывать текст в схему, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, владение основами самоконтроля и самооценки [5]. Приёмы развития критического мышления позволяют сделать работу на уроках более разнообразной и интересной, а главное — продуктивной.

Литература:

  1. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., доработ. — Москва: Просвещение, 2011. — 222 c. — Текст: непосредственный.
  2. Мельникова А. М. Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы) / А. М. Мельникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2. — С. 4–6.
  3. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. / И. В. Муштавинская. — Санкт-Петербург, 2014. — 150 c. — Текст: непосредственный.
  4. Карповская, И. П. Эффективные методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории / И. П. Карповская. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/effektivnie-metodicheskie-priemi-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-istorii-3568814.html (дата обращения: 02.04.2022).
  5. Описание УУД. — Текст: электронный // Сайт школы-интерната № 24 ОАО «РЖД»: [сайт]. — URL: http://schoolint24.ru/uchitelskaya/metod_kop/opisanie_uud.pdf (дата обращения: 03.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, прием, стадий, урок истории, утверждение.


Похожие статьи

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Понятие базовых логических действий младших школьников в педагогике: новый взгляд на развитие мышления учеников

Данная статья посвящена общим вопросам базовых логических действий младших школьников в педагогике. Рассмотрены главные преимущества применения базовых логических действий на уроках литературного чтения. Рассмотрена роль анализа художественного произ...

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Обобщенный способ рассуждения при решении математической задачи как вариант постановки и решения учебной задачи

В статье представлена технология обучения младших школьников обобщенному способу решения задач с позиций величинного подхода, демонстрируется возможность формирования обобщения как универсального учебного действия в обучении решению составных текстов...

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Похожие статьи

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Понятие базовых логических действий младших школьников в педагогике: новый взгляд на развитие мышления учеников

Данная статья посвящена общим вопросам базовых логических действий младших школьников в педагогике. Рассмотрены главные преимущества применения базовых логических действий на уроках литературного чтения. Рассмотрена роль анализа художественного произ...

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Обобщенный способ рассуждения при решении математической задачи как вариант постановки и решения учебной задачи

В статье представлена технология обучения младших школьников обобщенному способу решения задач с позиций величинного подхода, демонстрируется возможность формирования обобщения как универсального учебного действия в обучении решению составных текстов...

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Задать вопрос