Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 11.04.2016

Статья просмотрена: 2616 раз

Библиографическое описание:

Остапчук, Л. В. Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы) / Л. В. Остапчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1007-1009. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28234/ (дата обращения: 16.12.2024).



Без игры нет и не может бытьполноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонекпытливости и любознательности

В. А. Сухомлинский

У обучающихся велико стремление к познанию окружающего мира через игру, поэтому использование игровых технологий я считаю одним из самых эффективных приемов воспитательной работы.

Игровые технологии занимают важное место в воспитательном процессе, так как они не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций:

 правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает обучающимся, выработать речевые умения и навыки;

 игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес;

 игра — один из приёмов преодоления пассивности обучающихся.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включения игры и игровых приемов в познавательную деятельность, хочу выделить общие условия применения игры в процессе воспитания обучающихся нашего центра с ограниченными возможностями здоровья:

При использовании игровых технологий на внеклассных занятиях соблюдаю необходимые условия:

 соответствие игры воспитательным целям занятия;

 доступность для обучающихся данного возраста;

 умеренность в использовании игр на занятиях.

Игра отвечает таким педагогическим и общеметодологическим принципам, как системность индивидуального подхода, доступность, гуманизм, и в этом ее преимущество.

Внеклассные занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов обучающихся. Во время игры обучающийся — полноправный участник познавательной деятельности, перед которым стоят определенные цели и задачи, он отдает игре максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Место и характер игры определяю, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать обучающиеся. В настоящее время в школе в качестве универсального средства получения учащимися новых знаний выступает компьютер. Обучающиеся учатся работать на нем, используют его возможности. Поэтому и для воспитателя овладение компьютерными технологиями становится насущной потребностью. Они предоставляют воспитателю богатый наглядный материал, позволяют разнообразить внеклассные занятия, делая их интересными.

Дидактические игры способствуют формированию у обучающихся психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость.

В основу классификации дидактических игр, положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр:

 интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шахматы, логические игры);

 эмоциональные (игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы);

 регулятивные (настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования,);

 творческие (игры-конкурсы, музыкально-хоровые, игра-труд, театрализованные.);

социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия).

Я стараюсь активизировать познавательную деятельность и повышать интерес обучающихся на каждом внеклассном занятии, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, сканворды, ребусы, шарады, шашки, шахматы, анаграммы, предметные рисунки, занятие-конкурс, занятие-путешествие). На внеклассных занятиях стараюсь применять интерактивные методы в виде ролевой игры, игровых упражнений, проигрывание ситуаций, работа в группах, ассоциации, воспроизведение материала. Применение игровых технологий позволяет формировать положительную мотивацию воспитания. В чем я убедилась на собственном опыте.

При использовании игровых приемов на внеклассных занятиях, каждый обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание воспитателя лично к нему, чувствует постоянно поддержку и веру в свои силы. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее воспитательное значение.

В своей педагогической деятельности акцентирую внимание на деловых играх, которые создают неформальную обстановку на внеклассных занятиях и способствуют самореализации обучающихся. Деловая игра развивает фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, говорить, рассказывать. Деловая играпредставляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес обучающихся к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Такие деловые игры как «Приобрести профессию», «Престижность профессии», «Кадровый вопрос».

Естественно, каждая игра оказывает комплексное воздействие на ее участников: способствует развитию в умственном, физическом, трудовом, нравственном и эстетическом отношениях. Так, например, в целях экологического воспитания обучающихся с ними была проведена информационно — экологическая игра «Экологическое ассорти». Важнейшими составляющими мировоззрения обучающихся выступают экономические, экологические взгляды и убеждения. Они формируются при использовании таких форм, как игра «Олимпиада в гармонии с природой», Экологический КВН «Знатоки природы», участие в них позволяет реализовать находчивость, помогает развивать ловкость, быстроту, создаёт весёлую непринуждённую обстановку, что позволяет обучающимся чувствовать себя комфортно и безопасно. Для активизации познавательной деятельности помогают такие игры — упражнения «Четвертый лишний». Обучающимся предлагается список объектов, явлений, терминов, которые объединены каким-либо общим признаком. Задача — найти лишний,одно случайно попавшее в этот список.

Проведенная ролевая игра «Будем — добрыми и человечными» оказала положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения друг с другом. Обучающиеся научились находить качества, необходимые в дружбе, узнали о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы. Игра помогла снять психологический барьер, вселила уверенность в собственные силы обучающихся, улучшила общение между одноклассниками.

Игра в семью существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. В игре отражается повседневная жизнь и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение театра, концерта, зоопарка. Обучающиеся испытывают потребность отражать в игре повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые питают к близким людям, и необычные события, которые привлекают их своей новизной. Такие игры как «Бюджет молодой семьи», «Православная семья», «Я и моя семья».

Сюжетно — ролевые игры. Их особенность в том, что обучающиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным воспитателем. Это «Пресс-конференция», Круглый стол «Мои социальные роли», «Экология наука, как сберечь жизнь»,«Профессия, которая мне нравится», «Я и мои права» и др. Обучающиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, эколога, швеи, врача и др. Роли, которые ставят обучающихся в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений обучающихся.

Ролевая игра — предполагает отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между обучающимися распределяются роли с обязательным содержанием. Задача воспитателя направить обучающихся в продуктивное взаимодействие. Например:Ситуационная игра «Научись говорить нет».

Таким образом, проводить игры воспитательного характера во внеурочное время очень важно, так как с одной стороны обучающийся отдыхает от занятий и ответов у доски, но с другой стороны он не тратит попусту время, просиживая часами за компьютером или бесцельно лежит на диване, а получает новые знания и воспитание в игре, раскрывая при этом свой творческий потенциал, свои таланты, что очень важно для подростка.

Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие обучающихся в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В ходе игры обучающиеся учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля и характер.

Литература:

  1. Азарова Т. В.«практикум по психологическим играм с детьми и подростками» — СПб.: Питер, 2004.
  2. Беляков Е. А. «365 развивающих игр» — М.: Рольф, Айриспресс, 1999.
  3. Герасимова В. А. «Классный час играючи в начальной школе: Выпуск 1.-М.:ТЦ сфера, 2006.
  4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Д. В. Григорьев. — М., 2010.
  5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Д. В. Менджерицкая. -М., 1992.
  6. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры; М., «Просвещение» 1999.
  7. Целуйко В. М. «Родители и дети»: психология взаимоотношений в семье –Мозырь: Содействие, 2006
Основные термины (генерируются автоматически): игра, обучающийся, познавательная деятельность, занятие, интерес обучающихся, качество, ролевая игра.


Похожие статьи

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Современные техники и технологии как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в школе (из опыта работы)

Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Похожие статьи

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Современные техники и технологии как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в школе (из опыта работы)

Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Задать вопрос