Автор: Пасько Татьяна Борисовна

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 21.03.2017

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Пасько Т. Б. Нравственное воспитание как основа становления личности // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 46-49. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2139/ (дата обращения: 22.02.2018).



Человек без нравственных устоев оказывается существом самым несчастным и диким.

Аристотель

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От этого зависит завтрашний день всего общества.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Если взглянуть на детские рисунки, то мы увидим, что на них всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Педагоги нашей школы, изучая все лучшее, что было накоплено за последние десятилетия, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную нравственной энергией, интеллектуально развитую личность.

Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Переступив порог школы, первоклассники сразу встречаются с игрой. На уроке Знаний они путешествуют через весь земной шар на веселом поезде, встречаются с островами школьных предметов, а затем возвращаются в родной Арзгир с его красивыми домами и улицами, прощаются с детским садиком и входят в школьную жизнь — творческую, интересную, плодотворную

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 30, 20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. Поэтому педагоги школы используют любую возможность для духовно-нравственного воспитания, для укрепления в растущей душе веры в добро, справедливость, не приукрашивая и не фальшивя.

Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Это ежедневный труд, к которому с большой ответственностью относится педагогический коллектив школы.

В течение нескольких лет МБОУ СОШ № 3 с. Арзгир работала по теме: «Нравственность как системообразующий фактор обучения и воспитания учащихся». Воспитательная система школы создавалась усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формировались цели и задачи, определялись пути их реализации, организовывалась деятельность.

Первостепенной целью воспитательной работы является формирование нравственно здоровой, социально-активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

В школе действует программа воспитательной работы, которая охватывает проблемы патриотического и гражданского воспитания, развитие психических процессов, формирование культуры поведения.

Классные руководители организуют воспитательный процесс в соответствии с особенностями детских коллективов. Но главной задачей воспитательной работы является создание условий для реализации детьми своих способностей, создание благоприятного морально- психологического климата.

Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности. Внеурочная деятельность в школе традиционно делится на две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь.

Содержание воспитательной работы, ее формы отбирались на основе диагностики развития личности детей, их интересов, уровня воспитанности, необходимости коррекции поведения ребенка.

Каждое Коллективное Творческое Дело (КТД) имело целью оказать воспитательное воздействие на ребенка в конкретном направлении:

– нравственное воспитание — благотворительные ярмарки, сбор одежды, книг, канцтоваров (для малоимущих), концерты в доме престарелых «Ивушка», оказание помощи ветеранам войны и труда;

– эстетическое — конкурс «Восходящая звездочка», выставки прикладного искусства, праздничные концерты к знаменательным датам;

– военно-патриотическое — День Защитников Отечества, Вахта памяти, акция «Георгиевская ленточка», концерты для участников и ветеранов войны, встречи с военнослужащими, экскурсии в военную часть г. Буденновска;.

– воспитание потребности в здоровом образе жизни — дни здоровья, спортивные соревнования, экологические акции, походы в природу;

– приобщение к культуре мира — сотрудничество с молодежными организациями, участие в международных акциях;

– трудовое воспитание — благоустройство и озеленение школы, школьного двора, микрорайона;

– воспитание познавательных интересов — предметные недели, интеллектуальные игры.

Центром воспитательной работы по поисково- краеведческому направлению является школьный музей «Исток» (руководитель Коновалова С. В.). Школьный музей- это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших школьных традиций. В районном конкурсе- смотре школьных музеев заняли 1 место.

Развитие духовно-нравственной сферы ребенка, воспитание гражданина и патриота вновь становится приоритетным. С 2001 года на базе нашей школы действует военно-патриотический клуб «Патриот» (руководитель Романов Н. В.). Программа направлена на формирование и развитие личности, обладающей такими качествами гражданина-патриота, как высокое патриотическое сознание и верность своему Отечеству, на подготовку подрастающего поколения к защите Родины, к службе в Российской Армии, а также на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, развитие личности, пробуждение интереса к истории села, района, края, приобретение учащимися знаний, умений и навыков ряда физических и психологических качеств личности необходимых для ускорения адаптации в условиях среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности, воспитание патриота Отечества. Он объединяет учащихся 2–11 классов и работает по различным направлениям: поисковое, физическое, эстетическое, медицинское, туристическое.

Клуб «Патриот» координирует работу по военно-патриотическому воспитанию, организует занятия по интересам, походы, экскурсии с целью познания и приобретения практических навыков самостоятельности, наблюдательности. Члены клуба помогают в работе школьного музея «Исток», проводят конкурсы, соревнования, эстафеты, туристические слеты, вечера — встречи с курсантами военных училищ, военнослужащими, ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни. Ведут большую просветительскую работу на классных часах, родительских собраниях, Уроках мужества.

В клубе не забывают и об истории своей малой родины, ведут работу по изучению истории Арзгира, восстанавливают и реализуют забытые традиции района. Члены клуба — постоянные участники таких акций, как «Георгиевская ленточка», слет «Отечество», «Зарница», «Турслет», «Чистый парк» и т. п. Ребята оказывают большую помощь в благоустройстве памятника «Памяти погибшим воинам в годы Гражданской войны».

Подготовка к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне в нашей школе проходит с особым подъемом. Участие в акции «Георгиевская ленточка» способствовало воспитанию гражданских качеств личности, таких как патриотизм, ответственность, чувство долга, уважение, интерес к военной истории Отечества, к участникам Отечественной войны, желание облегчить жизнь старшего поколения.

В рамках районной акции «Георгиевская ленточка» участниками акции уточнен список ветеранов, проживающих в микрорайоне школы, активизирована работа отрядов «Поиск» и «Милосердие». Собран огромный материал о защитниках Сталинграда. Проходят Уроки мужества, встречи с ветеранами.

Совершенно ясно, что без участия родителей ворганизации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательной системе школы важное место. Она не ограничивается проведением родительских собраний. Согласно разработанной программе «Семья» главной целью было привлечь родителей к организации жизни и деятельности школы. Появились положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы. На протяжении многих лет ежегодно проводятся соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья», проходят вечера «Мы за чаем не скучаем», семейный праздник «Родительский дом — начало начал», организована выставка семейных поделок и рукоделия, конкурс семейных газет «История моей семьи». Но главное, что нам удалось, — родители стали интересоваться делами школы, с удовольствием участвуют в школьных праздниках, экскурсиях, походах.

Вся эта работа способствует улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих школьных повседневных проблем. Несомненно, работу с родителями в этом направлении стоит продолжать и совершенствовать.

Безусловно, что все перечисленные выше дела и события способствуют воспитанию у учащихся целого ряда положительных качеств, способствуют развитию инициативы, активной жизненной позиции, формируют ответственность.

Природа дала человеку два оружия — интеллектуальное и нравственное. Причем нравственное должно идти впереди и вести за собой интеллектуальное, так как недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу неотвратимый и непоправимый ущерб.

Литература:

  1. Аверина, Н. Г. О [Духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст] / Н. Г. Аверина // Нач. школа. — 2005 — № 11 — С. 68–71.]
  2. Артюхова, И. С. [Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова// Педагогика, 1999 — № 4.- С.78–80.]
  3. Архангельский, Н.В. [Нравственное воспитание. [Текст] / Н. В. Архангельский — М.: Просвещение, 1979. — 534с.]
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательной работы, «Георгиевская ленточка», Нравственное воспитание, активной жизненной позиции, акции «Георгиевская ленточка», воспитание патриота Отечества, качеств личности, воспитательной системе школы, нравственные качества, целью воспитательной работы, задачей воспитательной работы, нравственное воспитание, Центром воспитательной работы, Содержание воспитательной работы, программа воспитательной работы, воспитание познавательных интересов, развитие личности, педагогический коллектив школы, Воспитательная система школы, задачей формирования личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос