Библиографическое описание:

Козлов В. И. Нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 106-108.



Этическое воспитание является теоретической основой нравственного воспитания. Этика (от греч. ethos — обычай) — это область знаний, объектом которой является мораль (от лат. mores — нравы; moralis — нравственный). Ее цели выражаются в идеях о должном, о добре и зле, в идеалах, моральных принципах и нормах поведения, а также в учении о назначении человека и смысле его жизни. Этика анализирует общие законы развития моральных отношений, формы морального сознания и моральную деятельность людей.

Основываясь на идеях и принципах этики, этическое воспитание в процессе обучения ставит целью формирование у школьников моральных убеждений, чувств и привычек в соответствии с определенными нравственными принципами.

Среди главных задач этического воспитания следует отметить, накопление положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения, разумное использование свободного времени, развитие таких качеств, как внимательное отношение к людям, порученному делу, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство чести и долга, уважение человеческого достоинства и пр.

Впроцессе обучения изобразительному искусству у учащихся воспитывается нравственное отношение к природе, труду, окружающим людям.

Конечно, учителю изобразительного искусства трудно охватить все стороны нравственного воспитания детей. Это — задача всей школы, учителей разных предметов.

Учителю изобразительного искусства вполне доступно воспитание поступков учащихся на уроке, в особенности в коллективных работах, на экскурсиях, в кабинете, и в общественно полезном труде.

Увлечение работой, проявление творчества в создании вещи, организации коллектива, проведение интересной и полезной работы — все связано с эмоциональным душевным подъемом. Эмоции интереса могут быть случайными, внешними, занимательными, но воспитывают эмоции глубокие, определяющие отношения.

Интерес и любовь к изучаемому предмету — движущий стимул знаний и воспитания. Учитель развивает интерес путем художественно-творческих работ, привития любви к чтению книг о изобразительном искусстве и художниках, воспитывая уважение к искусству и его творцам. Отношение к изучаемому предмету зиждется в значительной степени на отношении к учителю. Учитель вдохновляет учащихся своим энтузиазмом, справедливой требовательностью, знаниями, правильно применяемыми методами и любовью к преподаваемому предмету и к самим детям.

Воспитывает и личность учителя, и атмосфера отношений в классе, и рабочий познавательный настрой.

Класс — это дружный равноправный коллектив. При коллективной работе даже в небольших группах (звеньях) надо следить за тем, чтобы более активные учащиеся не слишком захватывали всю работу в свои руки и становились командирами, а давали бы возможность работать и менее живым и менее энергичным товарищам. Нужно всемерно развивать взаимопомощь между учащимися, с тем, чтобы успевающие помогали отстающим.

Большей частью малодисциплинированные учащиеся имеют значительный избыток сил, который прорывается по линии наименьшего сопротивления. Для воспитания отстающих и малодисциплинированных учащихся в коллективной работе большие возможности имеются во внеклассных занятиях, массовых и кружковых, где они могут проявить инициативу, самостоятельность и выбрать работу соответственно своим интересам и способностям.

Этическое воспитание осуществляется вместе с другими элементами во всем процессе преподавания. Но учителю нужно для себя выделять эти элементы, чтобы ни один не упустить из сферы своего внимания и не только в нужный момент создать ситуацию, сделать акцент, но и планомерно, в системе всех элементов воспитывать учащихся.

В процессе этического воспитания широко используются методы убеждения и приучения к нравственным поступкам. Большое значение имеют моральное поощрение, одобрение положительных и осуждение отрицательных поступков, этические беседы, личный пример и наглядный показ образцов нравственного поведения.

Нравственное воспитание — это прежде всего, воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения человека к обществу и к самому себе, Поступать нравственно — это значит действовать не под влиянием внешнего принуждения, а по велению внутренних побуждений — силы морального долга, совести, чести, достоинства, стремления делать людям добро.

Изучение произведений изобразительного искусства знакомит школьников с нравственным опытом человечества, воспитывает в духе патриотизма, лучших людей прошлых поколений и наших дней, помогает школьной молодежи выработать стойкие нравственные критерии для оценки дел и поступков современников и своих собственных.

Воспитывая школьников, учитель должен представлять, каким человеком хотело бы видеть общество каждого из своих членов и что может способствовать воспитанию именно такого гражданина. Иными словами, учитель обязан иметь четкое представление о тех нравственных идеалах, которые характеризуют общество, поручившее ему воспитание подрастающего поколения. Выдающийся деятель отечественной медицины 19 в. Н. И. Пирогов писал: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком».

Особенно хорошо должен понимать учитель то, что нравственное воспитание — это не отдельные «воспитательные моменты» в практике его работы, а непрерывный процесс, глубоко пронизывающий все обучение.

Важно не только объяснить, что и как нужно делать, а затем провести необходимые упражнения, но и требовать неуклонного соблюдения этих правил до тех пор, пока у учащихся не выработаются соответствующие привычки. Требовательность должна быть устойчивой и последовательной. Недостаточно предъявить учащимся требования о своевременном выполнении и сдаче практических работ, надо неизменно и систематически следить за выполнением этих требований, вырабатывая у учащихся определенные привычки. Учителя отмечают, что поддерживать созданную привычку — дело более легкое. Воспитание моральных представлений, понятий, черт характера и других качеств, определяющих моральный облик молодого гражданина нашей страны, состоит в развитии у учащихся аккуратности, точности и опрятности, вежливости и радушия, умения вести себя в общественных местах и в культуре речи. Воспитание аккуратности, точности и опрятности требует создания привычки вовремя приходить в школу, на занятия кружка и др., к точности в выполнении обещаний; соблюдения чистоты и порядка в классе, на рабочем месте и др., постоянной заботы о чистоте тела, одежды и обуви.

Вежливость и радушие вырабатываются в процессе воспитания почтительного отношения к старшим (умение вежливо отвечать на вопросы, благодарить за оказанную помощь), внимательности, отзывчивости и доброжелательности к товарищам. Учащиеся должны уважать труд других, уметь быть простыми и скромными и не допускать высокомерия и зазнайства, уметь не мешать своими занятиями окружающим, приносить извинения за невольное беспокойство, допущенную бестактность или ошибку.

Развитие культуры речи требует воспитания стремления совершенствовать речь, делать ее простой, правильной, избавляться от слов-сорняков, грубых или вульгарных выражений, стремления не употреблять непонятных для самого слов. У учащихся надо воспитать привычку не прерывать собеседника, не допускать пренебрежительного тона к нему, привычку просить вежливо повторить или разъяснить то, что было непонятно, привычку координировать свои поступки с учетом интересов других, гуманное и тактичное отношение к окружающим, нетерпимое отношение к хулиганству, сквернословию и нарушению общественного порядка, а также правильные представления о взаимоотношениях взрослых и школьников, молодых людей между собой, юношей и девушек, старших и младших товарищей.

Очень важно относиться заботливо к первым проявлениям положительных черт, следить за их зарождением и поддерживать эти ростки у школьников. Но факты часто свидетельствуют о другом. Бывает так, что учитель, будучи целиком захвачен руководством изобразительной деятельностью учащихся, не замечает не только положительных, но и отрицательных явлений во взаимоотношениях учащихся. На уроках таких учителей можно наблюдать факты, когда ученики отбирают друг у друга резинку или другие инструменты и принадлежности, не спрашивая на то разрешения у своих товарищей. Можно видеть, как некоторые ученики располагают альбом, так, чтобы было удобно только им одним. И делается это не в силу желания досадить своему соседу (иногда и так бывает) или помешать ему в работе, а просто потому, что у них не выработана привычка считаться с удобствами других и быть внимательными к окружающим.

В таких фактах некоторые учителя усматривают только то, что ученики мешают им работать, отвлекают от выполнения «основной» задачи — обучения выполнению рисунка — и совершенно забывают о своих обязанностях по воспитанию навыков и привычек культурного поведения.

Литература:

  1. Козлов В. И. Модель специалиста — учителя изобразительного искусства. Монография. — М.: «Прометей», 2001. — 207.
  2. Козлов В. И. Подготовка, проведение и анализ уроков изобразительного искусства в процессе педагогической практики. Учебное пособие — М.: МПГУ, 2006. — 113 с.
  3. Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе. Монография. — Набережные Челны: НГПИ, 2010. — 431 с.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительного искусства, Нравственное воспитание учащихся, нравственного воспитания, Этическое воспитание, воспитание поступков учащихся, этического воспитания, изучаемому предмету, основой нравственного воспитания, стороны нравственного воспитания, учащихся определенные привычки, изобразительной деятельностью учащихся, процессе этического воспитания, воспитание активной жизненной, задач этического воспитания, школьников моральных убеждений, процессе воспитания почтительного, нравственное воспитание, этическое воспитание, малодисциплинированных учащихся, коллективной работе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос