Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 22.01.2018

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Гарастюк М. С. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти» // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 188-189. — URL https://moluch.ru/archive/189/47950/ (дата обращения: 22.02.2019).



На современном этапе развития системы образования гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является важнейшим государственным заказом школе и обществу.

С введением в образовательный процесс нашей школы кадетских и юнармейских классов перед педагогическим коллективом была поставлена задача по совершенствованию системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Важную роль в рамках этой работы играет школьный музей, который обладает специфическими, только ему присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учащихся. Музей необходим для полноценного преподавания культуры и истории родного края, для воспитания патриотизма. Его воспитательные и образовательные возможности огромны:

‒ он может быть средством воспитания общественной активности;

‒ серьезным подспорьем в обучении;

‒ средством, повышающим общую культуру учащихся.

Каждый учитель и классный руководитель может использовать воспитательные возможности школьного музея, начиная с обзорной экскурсии, для своего класса, проводя различные мероприятия, уроки в рамках работы и в условиях музея, занимаясь поисковой деятельностью.

На базе нашей школы с 2002 года действует музей семьи «Родные истоки», который создан благодаря администрации, родительской общественности, педагогами школы и учащимися.

Одной из важных форм работы музея являются встречи с интересными людьми. В этом случае приобретение умений и навыков учащихся происходит в процессе музейной коммуникации.

В рамках муниципальной апробационной площадки «Юнармейцы Тольятти» в течении 2016 и 2017 годов, для учащихся нашей школы были организованы встречи с такими выдающимися людьми как:

‒ Валентина Владимировна Терешкова — летчик–космонавт, Герой Советского Союза, Депутат Государственной Думы РФ;

‒ Наталья Сергеевна Королева — доктор медицинских наук, педагог, профессор, лауреат Государственной премии СССР, дочь академика Сергея Павловича Королева;

‒ Александр Павлович Александров — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, бортинженер космического корабля «Союз Т-9», орбитального комплекса «Салют-7», «Мир»;

‒ Дмитрий Сергеевич Воробьева — профессиональный российский хоккеист, чемпион мира по хоккею 2008 года, заслуженный мастер спорта России и др.

Встреча с такими людьми и у нас педагогов вызывает трепет и восхищение, что же говорить о детях, которые своими глазами видели, слышали людей, которые навсегда оставили свой след в истории. Ни одна книга, видеофильм и презентация никогда не смогут заменить живого общения, и остаться в памяти не как заученная информация, а как радостное воспоминание. Все историки меня поймут, что в историческом исследовании главное это источник.

В качестве примера хочу привести слова Валентины Владимировны Терешковой, в которых она рассказывала детям о Сергее Павловиче Королеве: «Мы всегда, всю свою жизнь, помним нашего учителя и наставника, человека, который посвятил свою жизнь созданию ракетно-космической техники. Каждого из нас он отбирал, беседовал с нами. Пройти этот «рентген», как мы называли глаза и сами вопросы Сергея Павловича, было довольно сложно. Мы любили его по-настоящему. С его именем мы летели в космос, с его лучистыми глазами мы встречались на Земле, потому что он не только провожал нас в космос, но и поддерживал связь с космонавтами»

У детей нашей школы историческими источниками становиться сами герои событий, а это очень важно и в исследовательской и поисковой музейной работе.

В музее уже сложилась своя традиция, после каждой встречи наши гости оставляют свои отзывы о мероприятиях. И эта книга тоже несет в себе огромный воспитательный потенциал, а также в будущем может стать частью музейной экспозиции.

Еще одним видом работы школьного музея является его сотрудничество с различными общественными организациями. За долгие годы у нашего музея образовался внушительный список социальных партнеров. В рамках апробационной площадки «Юнармейцы Тольятти» появляются новые такие как: Тольяттинское местное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»; Сызранскоe высшее военное авиационное училище лётчиков. С партнерами реализуются образователь-просветительские проекты, такие как «Музейные акции», торжественные мероприятия и праздники.

Большую роль в гражданско-патриотическом воспитании учащихся играет участие ребят в социальном проектировании. Наша школа неоднократно становилась лидером Всероссийской Акции «Я — гражданин». Началом, социальных проектов часто становиться музей, так как темы, которые выбирают учащиеся, непосредственно связаны с прошлым и будущим нашего города района.

В заключении хочется отметить, воспитательная работа в рамках музея несет фундаментальную закладку в гражданско-патриотическое и духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, Советский Союз, воспитательная работа, Тольятти, школа.


Похожие статьи

Компонент гражданско-патриотического воспитаниямузейная...

В настоящее время, музей, является важным направлением воспитательной работы.

Работа в школьном музее требует от обучающихся ответственности, эрудированности и

Центральное место в музее занимают Грамота Верховного Президиума Советского Союза и...

Морская доблесть континентального города: региональный фактор...

Школьный музей играет огромную роль в реализации образовательно-воспитательной задачи.

По словам В. Е. Туманова, заместителя председателя Союза краеведов России, музеям издавна придавали большое значение в учебно-воспитательной работе, в...

«Музейная акция» как средство формирования гражданской...

Главную роль в воспитательной работе юнармейцев играет гражданско-патриотическое направление, в котором велика роль школьного музея.

В данной статье нами представлен опыт проведения «музейных акций» в МБУ «Школа имени С. П. Королёва» г.о. Тольятти...

Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей...

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

В юбилейном 2015 году школьный музей предлагает ученикам следующую тематику экскурсий, однако учитываем и

В заключение работы над проектом мы оформили в школе огромный стенд «Бессмертный полк Каплинской школы», который сам стал музейным экспонатом.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Появились положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, школьный музей, школа, ребенок, нравственное воспитание, воспитательная система школы, Урок мужества, член клуба...

Школьный музей: история и перспективы развития

Проблемы возникновения, развития и использования в воспитательном процессе школьных музеев исследуются достаточно широко, как в работах зарубежных, так и отечественных авторов, начиная с рубежа XIX-XX вв.

Музей как инновационное образовательное пространство школы

В-третьих, школьный музей является эффективным средством обучения и воспитания в учреждении образования. При этом образовательно-воспитательная функция школьного музея имеет несколько потенциальных уровней реализации: это межпредметный кабинет, в...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Компонент гражданско-патриотического воспитаниямузейная...

В настоящее время, музей, является важным направлением воспитательной работы.

Работа в школьном музее требует от обучающихся ответственности, эрудированности и

Центральное место в музее занимают Грамота Верховного Президиума Советского Союза и...

Морская доблесть континентального города: региональный фактор...

Школьный музей играет огромную роль в реализации образовательно-воспитательной задачи.

По словам В. Е. Туманова, заместителя председателя Союза краеведов России, музеям издавна придавали большое значение в учебно-воспитательной работе, в...

«Музейная акция» как средство формирования гражданской...

Главную роль в воспитательной работе юнармейцев играет гражданско-патриотическое направление, в котором велика роль школьного музея.

В данной статье нами представлен опыт проведения «музейных акций» в МБУ «Школа имени С. П. Королёва» г.о. Тольятти...

Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей...

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

В юбилейном 2015 году школьный музей предлагает ученикам следующую тематику экскурсий, однако учитываем и

В заключение работы над проектом мы оформили в школе огромный стенд «Бессмертный полк Каплинской школы», который сам стал музейным экспонатом.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Появились положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, школьный музей, школа, ребенок, нравственное воспитание, воспитательная система школы, Урок мужества, член клуба...

Школьный музей: история и перспективы развития

Проблемы возникновения, развития и использования в воспитательном процессе школьных музеев исследуются достаточно широко, как в работах зарубежных, так и отечественных авторов, начиная с рубежа XIX-XX вв.

Музей как инновационное образовательное пространство школы

В-третьих, школьный музей является эффективным средством обучения и воспитания в учреждении образования. При этом образовательно-воспитательная функция школьного музея имеет несколько потенциальных уровней реализации: это межпредметный кабинет, в...

Задать вопрос