Социализация воспитанников через образовательное пространство музея детского дома (из опыта работы воспитателя) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)

Дата публикации: 25.12.2017

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Орешкина, Е. В. Социализация воспитанников через образовательное пространство музея детского дома (из опыта работы воспитателя) / Е. В. Орешкина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13293/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно — исторические, художественно — эстетические, духовные ценности. В связи с этим в Законе РФ «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где названы задачи формирования культурно-исторических ценностей, патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.

В детский дом поступают несовершеннолетние, которые еще в раннем детстве приобрели асоциальный жизненный опыт. Воспитанники часто коммуникативно некомпетентны, им свойственна эмоциональная незрелость. Кроме того, у многих из них по мере взросления не формируется четкой профессиональной перспективы, жизненные цели размыты, нет мотивации к их достижению. Поэтому необходимо помочь воспитаннику сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Одна из целей Образовательной программы нашего учреждения это способствовать духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию, развитию и социализации воспитанников детского дома, подготовке их к самостоятельной независимой жизни. С 1962 года наше учреждение носит имя первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. На протяжении многих лет воспитанники детского дома помнят и свято чтят имя этого легендарного человека. Как показывает практика, знакомство с деятельностью замечательных людей, успехами отечественной космонавтики способствуют формированию активной жизненной позиции воспитанников, оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов. Детский дом богат гагаринскими традициями: по-особому отмечаем День космонавтики и авиации — проводим Гагаринские фестивали, Большие и Малые гагаринские круги, выпускаем газету «Гагаринец», ведём переписку с космонавтами «Звёздного городка», проводим летние и зимние Спартакиады. Ю. А. Гагарин — пример для подражания детей. И в моей группе появилась традиция — торжественно посвящать первоклассников в юные гагаринцы. Это звание многому обязывает воспитанников. Они стараются хорошо учиться, заниматься спортом, активно участвовать в общественной жизни детского дома и школы. В 1966 году в учреждении был открыт школьный музей. Тематическая структура музея отражает историю становления и развития детского дома, достижения педагогов и воспитанников, связь учреждения со Звёздным городком, историю Малой Родины. В настоящее время музей располагает боле 900 экспонатами, позволяющими организовать их показ в форме музейной экспозиции. Музей занимает особое место в образовательном пространстве детского дома. Он обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, т. к. сохраняет и экспонирует исторические документы, фотографии, достижения педагогов и воспитанников, подлинное письмо Ю. А. Гагарина, наручные часы В.В Коваленка, переписку с отрядом космонавтов. Эффективное использование этого потенциала для воспитания детей в духе высокой нравственности и патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач детского дома. В моей системе воспитательной работы музей — активно действующее звено воспитания личности. Через ресурс музейной деятельности у детей формирую чувство причастности и уважения к прошлому. Совместно с руководителем музея провожу музейные уроки, экскурсии, во время которых воспитанники детского дома могут оценить вклад педагогов и выпускников прошлых лет, понять, как можно служить Родине в силу своих возможностей и умений. Опираясь на возрастные психологические особенности детей, мною используется технология проведения музейных уроков. При этом часто применяю метод вопросов и ответов. Вопросы не только активизируют детей, но и подводят их к нужной мысли, выводу, решению. Центральное место в экспозиции музея занимает стенд «Выпускники детского дома», главная задача которого — пропаганда достижений выпускников, добившихся значительных успехов в учебе, общественной жизни до и после выпуска из учреждения. Целое созвездие выпускников, успешных, востребованных в профессии, ярких личностей, известных в городе и крае, достойных граждан нашей страны, вышло из стен детского дома. Многие с гордостью называют себя гагаринцами. Среди них есть кандидаты наук, педагоги, военнослужащие, агрономы, металлурги, медицинские работники, инженеры, ведущие конструкторы, депутаты городского Совета и т. д. Знакомство воспитанников с биографиями успешных выпускников способствует формированию у них активной жизненной позиции. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность воспитанников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы. Уже с первого класса под моим руководством ребята пробуют себя в роли экскурсоводов музея. Юные экскурсоводы изучают и отрабатывают приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного фонда. Особое внимание уделяю мастерству экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. К работе над речью привлекаю логопедов детского дома.

В процессе такой деятельности воспитанники получают навыки работы с различными источниками, командного взаимодействия, синтеза и анализа информации, проектно-исследовательской работы, опыт публичных выступлений, у детей формируется умение конструировать программу подготовки и проведения конкретного дела. Организую воспитанников для участия в пополнении и обновлении экспозиций, в оформлении временных и передвижных выставок, изготовлении аннотаций, текстов, этикетажа к экспонатам. В результате такой работы у детей формируется умение конструктивно общаться и организовывать совместную деятельность, развиваются творческие способности. Встречи, мероприятия, проводимые в музее, активизируют в равной степени и слабых, и сильных воспитанников, т. к. создают возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации. Готовясь к встречам с выпускниками, участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда, воспитанники изготавливают сувениры, открытки, подарки, составляют вопросники, анкеты. На базе музейных фондов через метод учебных проектов поэтапно формирую личностные качества воспитанников, в первую очередь — умение работать в коллективе, умение брать на себя и разделять ответственность за выбор, умение анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды. В процессе реализации проектов обозначаю пути продвижения каждого воспитанника от репродуктивного к творческому. Дети осваивают новые виды деятельности и пробуют свои силы в качестве исследователей: фотохудожников для обработки цифровой информации и цифрового дизайна; программистов для создания программных продуктов; экскурсоводов для проведения экскурсий; художников для оформления экспозиций, журналистов для подготовки и взятия интервью. Под моим руководством разными группами воспитанников были реализованы следующие социально-образовательные проекты: «SOSновый бор», посвящённый экологическим проблемам памятника природы, расположенного на территории города, «Уроки жизни», «Субботние бабушка и дедушка», «Дети 21 века — детям войны», направленные на сохранение преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции детей, лишенных попечения родителей, а также гражданско-патриотические акции: «Звездочка», «Георгиевская ленточка», которые содействуют воспитанию гражданской ответственности ребят через участие в социально — полезной деятельности. Систематически воспитанники презентуют итоги реализации проектов на городских научно-практических конференциях, краевом фестивале школьных музеев и клубов патриотической направленности. В результате практически у всех детей, принимающих активное участие в работе музея детского дома, проявляется устойчивое позитивное отношение к истории детского дома, города, края, а также наблюдается наличие интереса, желания дальнейшего изучения. Отмечаются изменения к лучшему в структуре личности детей — стремление к активной жизненной позиции (самореализация, самоуправление), осознанное участие в общественной работе (социальная активность), появилась уверенность в себе, открылись и получили развитие их творческие способности.

Литература:

  1. Васютин Д. В. «Школьный музей как средство патриотического воспитания школьников» Современные проблемы образования: опыт и перспективы. — Ставрополь: Издательство СГУ, 2001.
  2. Нефедьева Л. Г. Отв. Редактор Свириденко А. Г. — Канск,2010 «Канская школа — интернат им.Ю. А. Гагарина», Канский детский дом им.Ю. А. Гагарина: История в событиях и лицах».
  3. МолчановаЗ.М., ТимченкоА.А., Черникова Т. В. «Личностное портфолио старшеклассника».
  4. Воронович В. М. «Управление учебно — воспитательным процессом средствами музейной педагогики»/ В. М. Воронович. — 2007.
  5. Суслов В. Н. «Моя семья. Мой народ. Моё Отечество»/ В. Н. Суслов. — Ростов н/Д: Легион, 2011. — 200с. (Начальное общее образование)
  6. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. — 2 –е изд. испр. и доп. — М.:АРКТИ, 2003. — 168с. «Как научить детей любить Родину».
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, активная жизненная позиция, дом, Гагарин, ребенок, детский дом, достижение педагогов, мое руководство, музей, общественная жизнь.

Похожие статьи

Использование потенциала музейной деятельности...

воспитанник, активная жизненная позиция, дом, ребенок, Гагарин, детский дом, мое руководство, музей, общественная жизнь, достижение педагогов. Музей в детском доме: опыт реализации инновационного проекта.

Музей в детском доме: опыт реализации инновационного проекта

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности музея детского дома от государственного музея заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского...

Музей истории школы знакомит воспитанников с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения...

Развитие социальной активности подростков в школе

Ключевые слова: подросток, личность, социальная активность, личность, активная жизненная позиция, достижения, креативность, сфера общественной жизни, мотивированность.

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

В детских домах к воспитанникам довольно часто обращаются по фамилии, а имя используют либо в сочетании с фамилией, либо

Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция: дети не умеют ни готовить, ни убирать, ни штопать свои вещи.

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное сопровождение, детский дом, жизненное пространство.

Социальное становление детей-сирот в музейном пространстве...

музейный комплекс, дом, воспитанник, детский дом, музейная деятельность, музей, декоративно-прикладное искусство, гражданское

Так же вступив в самостоятельную жизнь, без детского учреждения дети теряются в жестких жизненных условиях.

Художественно-творческая деятельность в системе...

Наиболее остро проблема социализации стоит перед социально — дезадаптированными детьми и прежде всего перед воспитанниками детских домов. Далее нами будет представлен анализ результатов, условий и способов их достижения...

Использование возможностей музейно-педагогической...

Музей «История школы» знакомит воспитанников с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения...

Похожие статьи

Использование потенциала музейной деятельности...

воспитанник, активная жизненная позиция, дом, ребенок, Гагарин, детский дом, мое руководство, музей, общественная жизнь, достижение педагогов. Музей в детском доме: опыт реализации инновационного проекта.

Музей в детском доме: опыт реализации инновационного проекта

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности музея детского дома от государственного музея заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского...

Музей истории школы знакомит воспитанников с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения...

Развитие социальной активности подростков в школе

Ключевые слова: подросток, личность, социальная активность, личность, активная жизненная позиция, достижения, креативность, сфера общественной жизни, мотивированность.

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

В детских домах к воспитанникам довольно часто обращаются по фамилии, а имя используют либо в сочетании с фамилией, либо

Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция: дети не умеют ни готовить, ни убирать, ни штопать свои вещи.

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное сопровождение, детский дом, жизненное пространство.

Социальное становление детей-сирот в музейном пространстве...

музейный комплекс, дом, воспитанник, детский дом, музейная деятельность, музей, декоративно-прикладное искусство, гражданское

Так же вступив в самостоятельную жизнь, без детского учреждения дети теряются в жестких жизненных условиях.

Художественно-творческая деятельность в системе...

Наиболее остро проблема социализации стоит перед социально — дезадаптированными детьми и прежде всего перед воспитанниками детских домов. Далее нами будет представлен анализ результатов, условий и способов их достижения...

Использование возможностей музейно-педагогической...

Музей «История школы» знакомит воспитанников с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения...