Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 24.09.2015

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Филатова Е. А. Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 620-622. — URL https://moluch.ru/archive/99/22212/ (дата обращения: 22.09.2018).

Из страны детства мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое.

Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Трудно перечислить все качества, которые мы должны развить и воспитать в ребёнке, человеке будущего общества, но, главное, эти качества должны закладываться сегодня. Поэтому разговор о воспитании нравственных качеств наших детей — это разговор о завтрашнем дне. А каким он будет — зависит от нас. И тут нет мелочей. Именно мы служим образцом для детей во всём: в одежде, в умении разговаривать, в аккуратности, вежливости, также в труде, умении проявлять заботу, сочувствие и так далее. Учат не столько слова, сколько пример, дела и поступки человека. Это нужно помнить всегда и каждому.

Работая с детьми, я часто интересуюсь, чем дети порадовали родителей, не огорчали ли их, прошу рассказать, как они помогают близким и чужим людям, поощряю тех, кто сам догадывается оказать помощь в классе товарищу или учителю. Воспитывая чуткость, учу детей замечать настроение окружающих (кто-то огорчён — не смеяться, подойди, скажи доброе слово, помоги, если можешь).

Как важно научить детей таким мелочам — как привычке извиняться, умению внимательно выслушивать, поднять оброненную вещь, пропустить старших в дверях, не забыть поздороваться, попрощаться, поблагодарить (особенно одноклассника за помощь). Всё это должно отражать гуманные чувства и отношения ребёнка к окружающим людям. Горько, что зачастую у многих до этих мелочей повседневной жизни не доходят руки в спешке рабочего дня. Дома — не научили, в школе — упустили. Потом возмущаемся: откуда берутся такие грубияны?

Мы обязаны научить детей радоваться и гордиться своими близкими, научить их проявлять внимание, умение поздравить. Многие младшие школьники не умеют этого делать, поэтому такие подсказки выслушивают с удивлением, вниманием и с радостью выполняют.

Многое мы делаем в своём коллективе, чтобы воспитать уважительное отношение к девочкам. Долго ещё нужно работать в этом направлении, хотя и сделано немало.

Приучая к аккуратности во внешнем виде, мы приучаем к порядку на рабочем столе. Всё должно быть готово к работе и аккуратно сложено. В этом тоже пример — рабочее место учителя.

Иногда дети склонны обвинить товарища в том, в чём он не виноват, переложить на него свою вину. Стараюсь повести разговор так, что такое поведение недостойно хорошего человека. Честное признание — меньше наказание. Да и самому для души приятнее, чем чувствовать себя трусом. И многие дети уже умеют осознавать свою вину, признаются сами в своих проступках.

Содержательная деятельность, общие переживания сближают детей, способствуют закреплению дружеских взаимоотношений, приучают детей к организованности, воспитывают потребность в постоянной занятости интересным, нужным делом.

В повседневной жизни детей чаще должна звучать песня. К сожалению, редко приходится слышать песню вне музыкальных занятий. А ведь она создаёт духовную близость между детьми, помогает сплочению коллектива.

С каким желанием и интересом дети слушаю песни! Сразу проникаются другим настроением. Часто, прослушав песню, дети просят выучить её. С большим интересом слушают и серьёзные песни. Слушание таких песен и пение их, когда оно сочетается с усвоением на занятиях определённых общественных представлений, очень важно для пробуждения гражданских чувств детей.

А как они любят стихи! Тут всё: и любовь к Родине, и чувство гордости за наш народ, и знакомство с героическим прошлым страны, наше настоящее и будущее. В стихах легче видятся и воспринимаются хорошее и плохое в людях. Они задевают за живое, заставляют задуматься, будоражат мысль. Они не оставляют равнодушными. Стихи я подбираю тщательно. Читаем, когда соответствующее настроение. Вот тогда они понимают, и слушают.

Важно, чтобы вся эта деятельность детей была направлена на воспитание общественных чувств, желание активно участвовать в жизни своего класса, школы. И опять же — пример учителя, его отзывчивость на происходящее вокруг, его постоянное желание активно участвовать в общественной жизни.

Исходя из темы и направлений воспитательной работы школы, мною была разработана воспитательная модель класса «Маленькая страна», рассчитанная на 4 года обучения. Эта система является составной частью работы школы. И её ценностью является разнообразие содержания, которое по своему усмотрению можно дополнить или сжать и адаптировать для данного класса. В воспитательной системе есть несколько составляющих: интеллектуальное, творческое и деятельностное направление. Они выходят на развитие личности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своего времени. Насыщенная программа требует разрядки. Для этого необходима интересная и разнообразная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.

Цели воспитательной модели класса.

1. Для классного руководителя:

1 класс: создание единого коллектива.

-        знакомство с детьми, их домашними условиями, индивидуальными особенностями;

-        формировать единый коллектив, создавать атмосферу дружбы.

2 класс: учёба — наш главный труд.

-        прививать детям любовь к знаниям, к окружающему миру;

-        создавать условия для проявления индивидуальных особенностей;

-        формировать умение общаться друг с другом.

3 класс: раскрытие и развитие способностей каждого ученика.

-        создать необходимые условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-        приобщение к исследовательской работе и творческой деятельности;

-        формирование у учащихся активной жизненной позиции.

4 класс: воспитание и развитие свободной личности выпускника начальной школы.

-        воспитание чувства собственного достоинства;

-        воспитание нравственных черт личности;

-        развитие самостоятельности у учащихся;

-        воспитывать умение ценить свою личность как значимое лицо в классном коллективе.

2. Для учащихся:

-        Формирование коммуникативных навыков.

-        Самореализация.

3. Для родителей:

-        Научение социальным навыкам.

-        Адаптация к социуму.

4. Для школы:

-        Включённость класса в воспитательную систему школы в качестве её компонента.

Задачи:

-        создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем;

-        развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений;

-        укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;

-        вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

-        воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;

-        создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских общественных объединений, привлечение родителей к участию в самоуправлении классом.

Принципы воспитательной работы.

1.      Личностно-ориентированные принципы:

-        принцип адаптированности (каждый должен чувствовать себя как дома, найти свое место в семье-классе);

-        принцип развития (целостное развитие личности: физическое, интеллектуальное, духовное);

-        принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой ребенок раскрепощен, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижение поставленной цели).

2.      Культурно-ориентированные принципы:

-        принцип картины мира (класс — микромир, создает обобщенно-целостное представление о мире, о месте человека в нем);

-        принцип смыслового отношения к миру (мир вокруг меня — это мир, частью которого являюсь я — переживаю и осмысливаю для себя);

-        принцип опоры на культуру как мировоззрение (возможность и способность усваивать культуру и делать свою культуру, уважая исторически сложившиеся культурные ориентиры);

3.      Деятельностно-ориентированные принципы:

-        принцип обучения деятельности (учим ставить цели, уметь контролировать и ориентировать свои и чужие действия, опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие);

-        креативный принцип или принцип формирования потребности в творчестве.

Воспитательная модель строится на основе здоровьесберегающих технологий.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н. К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Исходя из целей, задач, принципов воспитательной модели «Маленькая страна», можно схематично представить направления работы, которые в результате взаимодействия школы и семьи должны сформировать желаемый образ выпускника начальной школы.

 

Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя-воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа, единый коллектив, воспитательный процесс, классное сообщество, воспитательная модель класса, воспитательная модель.


Похожие статьи

Роль воспитательной системы классного руководителя...

ребенок, воспитательная работа, класс, родитель, принцип, направление, моя работа, классный руководитель, воспитание, активное участие.

Использование современных технологий в воспитательной...

воспитательная работа, ребенок, учитель, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, классный руководитель, социальное проектирование, школа, благоприятная эмоциональная обстановка...

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Особенности воспитательной деятельности классного...

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс...

Взаимодействие классного руководителя и родителей...

Понимая это, мною была разработана программа воспитания «Организация воспитательного пространства класса на основе выстраивания субъектных отношений в системе ученик — семья — школа — социум».

Воспитательная система школы | Статья в сборнике...

Воспитательная система школы. Автор: Белоусова Елена Альбертовна.

Воспитательный процесс дискретен : ребёнок не всё время находится под воздействием школы.

Главным инструментом педагога является коллектив школы в содружестве с родителями...

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно...

Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка. Привлечение родителей к организации работы с классом.

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы).

Актуальные проблемы воспитания в российской школе

воспитательная работа, развитие способностей, индивидуальная работа, уважительное отношение, развитая личность, Принцип, признание ребенка, педагогический коллектив, педагог, класс, воспитательный процесс...

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль воспитательной системы классного руководителя...

ребенок, воспитательная работа, класс, родитель, принцип, направление, моя работа, классный руководитель, воспитание, активное участие.

Использование современных технологий в воспитательной...

воспитательная работа, ребенок, учитель, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, классный руководитель, социальное проектирование, школа, благоприятная эмоциональная обстановка...

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Особенности воспитательной деятельности классного...

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс...

Взаимодействие классного руководителя и родителей...

Понимая это, мною была разработана программа воспитания «Организация воспитательного пространства класса на основе выстраивания субъектных отношений в системе ученик — семья — школа — социум».

Воспитательная система школы | Статья в сборнике...

Воспитательная система школы. Автор: Белоусова Елена Альбертовна.

Воспитательный процесс дискретен : ребёнок не всё время находится под воздействием школы.

Главным инструментом педагога является коллектив школы в содружестве с родителями...

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно...

Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка. Привлечение родителей к организации работы с классом.

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы).

Актуальные проблемы воспитания в российской школе

воспитательная работа, развитие способностей, индивидуальная работа, уважительное отношение, развитая личность, Принцип, признание ребенка, педагогический коллектив, педагог, класс, воспитательный процесс...

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение...

Задать вопрос