Библиографическое описание:

Панаева Т. В., Шакимов В. Б., Матвеева Е. З., Мельник С. В. Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная педагогика // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3107/ (дата обращения: 19.02.2018).



Гражданско-патриотическое воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной работы Казанского суворовского военного училища. Надо отдать должное, в училище проводится большая и плодотворная работа по данному направлению. Музей общеобразовательного учреждения — это прежде всего центр всей воспитательной работы учреждения.

Перефразировав одно известное выражение можно сказать: «Прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, суворовец должен научиться быть патриотом своего училища, знать его историю, активно участвовать во всех делах и акциях училища».

Действительно, любовь к большому, всегда начинается с любви к малому: с любви к своей семье, к дому, к школе, к городу. Для наших суворовцев училище на долгие годы становится и домом, и семьей, и школой. А как воспитать любовь к этому дому? Следует начинать со знакомства с ним, с его славной историей, славными традициями; постараться вызвать уважение к его прошлому и настоящему, гордость за принадлежность к семье суворовцев.

И в этом музей истории училища играет ведущую роль.

В настоящее время, музей, является важным направлением воспитательной работы. Музейное дело объединяет разные поколения, разных людей. Эффективность деятельности музея определяется значимостью, выбранных направлений работы, уровнем просветительской, исследовательской и поисковой работы, количеством желающих посетить данное учреждение, качеством развития компетентностей обучающихся.

Z:\2_Воспитательный отдел\МУЗЕЙ!\учебный корпус с небом2.jpg

Рис .1. Казанское суворовское военное училище

E:\IMG_7863.JPG

Рис. 2. Письма с войны

Современные школьники отличаются от прежних поколений. Они увлекаются компьютерными технологиями, современными видами искусства. Закрывшись миром своих увлечений, обучающиеся часто забывают о нравственных ценностях, морали, культуре и важнейших достижениях человечества.

Одним из направлений работы музея училища является составление летописи истории выпускников КСВУ, а также помощь в раскрытии значимости подвига выпускников училища в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, подвига выпускников -героев Советского Союза и России.

Такая направленность работы музея заставляет задуматься обучающихся над важными жизненными вопросами: Что такое патриотизм? Как прожить свою жизнь с пользой для общества? Как надо себя вести, чтобы быть достойным гражданином своего Отечества? Все эти вопросы весьма актуальны в нашем обществе, так как их задаёт подрастающее поколение, формирующиеся личности.

Вместе с суворовцами мы занимаемся изучением истории училища, сбором письменных и вещественных источников, поисковой работой. Совместными усилиями мы собрали важную историческую информацию об историческом прошлом нашего училища. Работа в школьном музее требует от обучающихся ответственности, эрудированности и творческого эмоционального настроя. В музее училища регулярно проводятся выставки, экскурсии, презентации с целью изучения и приобщения обучающихся к материальным и духовным ценностям человечества. Через исследование и изучение предметов музейного быта, встреч с ветеранами, выдающимися людьми идёт приобщение обучающихся к активной жизненной позиции, воспитание чувства патриотизма, гражданского долга и ответственности за судьбу своей Родины. Суворовцы активно участвуют в беседах, творческих вечерах с ветеранами войны и труда, бывшими выпускниками.

E:\DCIM\101NIKON\IMG_8160.JPG

Рис. 3. Встреча с героем СССР Б. Кузнецовым

C:\Users\Музей\Desktop\РАБОЧИЙ СТОЛ\ГЕРАСИМОВ И ВЕТЕРАНЫ\IMG_7823.JPG

Рис. 4. Встреча с В. Герасимовым

В училище ежегодно проходит диагностика уровня воспитанности обучающихся. Данное исследование помогает выявлять уровень развития нравственной направленности обучающихся. Оценку качествам обучающихся дают родители, классный руководитель, сами суворовцы. Результаты диагностики показали, что 76 % обучающихся считают важными личностными качествами честность, 58 % — мужество, 69 % — патриотизм, 76 % — доброту, 82 % — справедливость. Данные анкетирования и диагностики показывают эффективность воспитательной работы, в том числе и музея.

Музей истории училища был открыт в 1994 году к 50-летию со дня образования Казанского СВУ.. Здание Казанское СВУ размещается в здании Родионовского института благородных девиц и было построено в 1841 году. Все копии фотографий представлены в экспозиции музея.

Центральное место в музее занимают Грамота Верховного Президиума Советского Союза и Красное Знамя, которые были вручены 8 ноября 1944 года.

Среди первых воспитанников были сыны полков, которые имели боевые награды. Это Юрий Малышев, Иван Пахомов, Борис Овсянников, Вячеслав Тамаркин, Юрий Петров-Тюрин, Виктор Кисилев, Юрий Брусилов. В экспозиции музея имеются личные документы сына полка В. Тамаркина — это памятка воспитаннику Казанского суворовского военного училища, комсомольский билет 1956 г., аттестат зрелости об окончании училища.

Центральное место в экспозиции музея занимает парадный мундир образца 1944 года — черный, суконный, со стоячим воротником, однобортный, на 8 латунных пуговицах, по обшлагам рукава и краю воротника красный кант, концы воротника красные с золотым шитьем, погоны вшивные и погон первого вице-сержанта Владимира Кисилева образца 1944 года и др.

21 сентября 2014 года в честь 70-летия училищу была вручена Грамота Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации В. В. Путина.

За 72 года Казанское СВУ подготовило 12094 выпускника, один из которых удостоен звания Героя Советского Союза, 9 — звания Героя России, 16 — звания академика, более 60 получили звание генерала.

Выпускники училища успешно командуют частями, соединениями, родами и видами Вооруженных Сил Российской Федерации, стали видными военачальниками. Гордостью училища является выпускник 1973 года, заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, герой Российской Федерации, генерал армии Валерий Васильевич Герасимов.

Отдельная экспозиция посвящена выпускнику училища 1973 года начальнику Генерального штаба ВС РФ — первому заместителю Министра обороны, Герою Российской Федерации генералу армии В. Герасимову. Свой китель он подарил музею в 2014 году, когда приезжал на 70-летний юбилей. Гордостью училища являются выпускники-генералы.

E:\IMG_7905.JPG

Рис. 5. Китель В. Герасимова

E:\IMG_7910.JPG

Рис. 6. Выпускники училища

Сегодня Казанское суворовское военное училище имеет высокий учебно-воспитательный потенциал. Здесь в процессе обучения и воспитания успешно внедряются новые методы и программы.

В училище созданы все условия для реализации Федерального государственного образовательного стандарта: кадровые, материально-технические, учебно-методические, нормативно-правовые, психолого-педагогические, информационно-методические. Для реализации основных целей ФГОС организуется внеурочная деятельность, по направлениям развития личности.

Суворовцы обеспечены хорошими бытовыми условиями для успешной учебы. Современные спортивные и тренажерные залы, открытые спортивные площадки и бассейн позволяют заниматься различными видами спорта: легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, спортивные игры, пулевая стрельба, самбо, футбол.

В 2016 г. проведена реконструкция плаца и территории училища, спортивного комплекса, помещений психологической службы. Кабинеты психологов оснащены современным оборудованием.

В настоящее время осуществляется строительство общежития для суворовцев на 600 человек с комнатами ячеечного типа на 4 человека, контрольно-пропускного пункта с управлением и крытый ледовый дворец с трибунами на 296 мест.

Удерживая свои лидирующие позиции, училище уверенным шагом идет навстречу празднованию 75-й годовщины образования училища.

Училище живет и развивается, решая непростые задачи настоящего, устремляясь в будущее, в завтрашний день. Но у нашего училища есть славное прошлое, которое должно стать достоянием каждого суворовца, воспитателя и преподавателя училища. И донести это прошлое до наших воспитанников — задача музея.

Литература:

  1. Белякова Л. М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. — 2016.
  2. Воспитательный потенциал художественного музея: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов. — 2012.
  3. Берикова Л. Б. Музейная педагогика// инфоурок -2016.
  4. Захарова И. «Музей — школе». Экспериментальная программа по эстетическому воспитанию в Прогимназии N 1768 г. Москвы // Искусство в школе. — 2014. — N 3.
  5. Музей и образование в новом социокультурном измерении: материалы международной научно-практической конференции, посвященной двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея. — 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): истории училища, Российской Федерации, суворовского военного училища, воспитательной работы, Гордостью училища, работы музея училища, подвига выпускников училища, музей истории училища, суворовское военное училище, экспозиции музея, изучением истории училища, музее училища, Музей истории училища, окончании училища, Казанского суворовского военного, преподавателя училища, выпускнику училища, Выпускники училища, годовщины образования училища, Сил Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос