«Рыбы — обитатели водоемов» (интегрированное занятие) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 30.09.2016

Статья просмотрена: 1205 раз

Библиографическое описание:

Гусельникова, А. М. «Рыбы — обитатели водоемов» (интегрированное занятие) / А. М. Гусельникова, Г. Д. Демина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1283/ (дата обращения: 16.12.2024).



Программное содержание:

‒ Уточнить и укрепить знания детей о рыбах, об их строении;

‒ Закрепить умения детей классифицировать рыб по месту обитания;

‒ Упражнять в составлении рассказа-описания по схеме. Развивать мышление, память;

‒ Учить выделять характерные признаки различных рыб;

‒ Совершенствовать умение расплющивать исходную форму и видоизменять ее для создания выразительных образов: прищипывать, оттягивать, рассекать, дополнять налепами в виде полосок и пятен;

‒ Развивать мелкую моторику;

‒ Вызвать интерес к лепке образов подводного мира по представлению;

‒ Развивать фантазию, воображение, творчество;

‒ Развивать чувство ритма, музыкальный слух.

Материал иоборудование: таблицы, разрезные картинки, картинки с изображением рыб, пазлы, накрытый тканью аквариум, трубка; пластилин, доски, стеки, салфетки, наглядные пособия с изображением различных мест обитания рыб, пластмассовые рыбки по количеству детей, 2 емкости с водой разного цвета, по 10 рыбок на каждого рыбака, 2 ведерка, 2 удочки с крючком на конце веревки.

Предварительная работа: чтение литературы, рассматривание иллюстраций, экскурсия в зоомагазин, подвижная игра «Море волнуется раз…», разучивание танца «Любитель рыболов», разучивание песни «Сом», опыты с водой.

Ход занятия:

(На столе лежат пазлы)

Логопед: Дети, вы, наверное, уже догадались, что это? (Ответы детей)

Конечно же это пазлы, нужно их сложить. (складывают)

Логопед: Да, верно, это рыба (сложить всю рыбу). Сегодня мы с вами поговорим о рыбах. Давайте откроем аквариум, который был закрыт. Посмотрите, дети, как проворно и быстро плавает наша рыбка в аквариуме… (Наблюдение за рыбой в аквариуме). — А где может жить рыба? (Ответы детей)

Слушание произведения «Аквариум» К. Сен-Санса

Подвижная игра «Аквариум»

(На координацию речи и движения, развитие подражаемости)

Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприсяде, сложив руки за спиной.)

Свои домики везут.

Рогами шевелят, (Останавливаются, делают «рожки» из пальцев, ритмично наклоняют голову вправо, влево.)

На рыбок глядят.

Рыбки плывут, (Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед — назад.)

Плавничками гребут.

Влево, вправо поворот, (Плавные повороты туловища влево — вправо и наоборот.)

А теперь наоборот.

Логопед: Итак, под итожим, где живут рыбы? Правильно, в реке, в море, в озере, в пруду, в океане. А на суше могут жить? Вы думаете, что нет? Подумайте, почему рыба может жить только в воде. (Ответы детей)

Исполняется песня «Сом» Гавришева, Нищева (Логопедические распевки, с. 5)

Логопед: Дети, посмотрите на рыбу, что необычного вы заметили?

Дети: Она плавает, и все время открывает и закрывает рот.

Логопед: Как вы думаете, почему это происходит?

Дети: Может она голодная?

Логопед: Давайте покормим рыбу (кормят, наблюдают). Ничего не изменилось. После кормления снова открывает и закрывает рот. Догадались, почему? (Ответы детей)

Логопед: Рыбе, как и нам для жизни необходимо дышать. Она так дышит. А чем и как дышит рыба, как вы думаете? Ответить на это вопрос нам поможет небольшой эксперимент. Посмотрите внимательно (включаю компрессор). Как вы думаете, что это за пузырьки в воде? (Ответы детей)

Логопед: Это пузырьки воздуха, в которых и содержится кислород, а рыба им дышит. Что помогает рыбе дышать?

Дети: У нее нет носа…

Логопед: Функцию носа выполняют другие органы. Как вы думаете какие? (Ответы детей)

Логопед: Оказывается, она заглатывает воду, а жабры (показывает жабры) забирают из воды кислород, затем оставшаяся вода выходит наружу через жаберные крышки (демонстрация). Как вы думаете, что случится, если рыба попадет на берег? (Ответы детей)

Логопед: Правильно, она умрет. Рыбы могут жить только в воде.

Логопед: Давайте поиграем в игру: подберем к слову «рыбка» слова-признаки: красивая, блестящая, ловкая, быстрая хитрая…

Игра в слова.

Логопед: Атеперь подберите родственные слова к слову «рыба»: рыбка, рыбак, рыболов, рыбный… Кто такой рыбак? (Ответы детей)

Логопед: Правильно, это человек, который ловит рыбу.

Логопед: Акогда мы можем сказать «рыбный»?(Ответы детей)

Логопед: Правильно, суп рыбный. А чем ловят рыбу? (Ответы детей)

Логопед: Да, удочкой, сетью, неводом.

Исполняется танец «Любитель-рыболов Муз. М. Л. Старокадомского»

Т. И. Буренина «Музыкальная мозаика»).

Минутка отдыха.

Логопед: А сейчас давайте представим, что мы — рыбаки (имитация движений)

Рыбки плывут (передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, двигают только ладонями вперед-назад)

Плавниками гребут

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот. (Н. Нищева)

Игра «Рыбалка»

(Для игры потребуются по 10 рыбок на каждого рыбака, 2 ведерка, 2 удочки с крючком на конце веревки. Вызываются по одному участнику от каждой команды. Нужно подцепить (поймать) рыбку, положить ее в ведерко. Кто больше поймал, тот и победил.

Логопед: А сейчас подойдите ко мне и посмотрите, что лежит на столе. (на столе лежат картинки с изображением рыб). Полюбуйтесь, как их много, да какие они красивые и разные.

Логопед: Давайте разделим их по месту обитания. Для этого разделитесь на три группы в зависимости от того, кто каких рыб хочет отобрать. (Дети делятся на группы и сообщают о завершении работы).

(Логопед обращается к членам каждой группы):

Картинки с изображением каких рыб вы отобрали? Назовите их.

1 группа. Вы отобрали рыб, которые живут в море. Какие они? Правильно, морские.

2 группа. Вы отобрали рыб, которые живут в пресной воде. Какие они? Правильно, пресноводные.

3 группа. Вы отобрали рыб, которые живут в аквариуме. Какие они? Правильно, аквариумные.

Логопед: Молодцы! Вы знаете названия многих рыб, обитателей различных водоемов. Ребята, взгляните на схему, которую я для вас приготовила. Чтобы ничего не забыть, смотрите на нее, она поможет вам рассказать о любой понравившейся вам рыбке (рассказы детей по схеме — 2–3 человека). (Название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныши).

Игра «Хорошо — плохо» (ТРИЗ)

Логопед: А теперь давайте поиграем в игру «Хорошо — плохо». Вы должны хорошо подумать и сказать, что хорошего и что плохого связано с рыбами. (Ответы детей)

 Полезно есть рыбу.

 Приятно любоваться аквариумными рыбками.

 Ловля рыб приносит удовольствие рыбакам.

 Очень полезен рыбий жир.

 Приходится часто менять воду в аквариуме.

 Рыба не очень приятно пахнет.

 В рыбке много костей, во время еды можно проглотить косточку.

 Рыба дорого стоит.

Воспитатель: Дети, мы сегодня много говорили о рыбах, узнали, как и чем они дышат. А теперь давайте с вами вылепим рыб, которые вам больше всего понравились. Обратите внимание на форму туловища, хвоста, плавников. Они совершенно не похожи друг на друга, и это вы должны отразить в своей работе.

Дети: Тело у карася продолговатое. Сом — рыба толстая, крупная, с усами. У меченосца — длинный отросток, похожий на меч. У неона — вдоль тел тянется яркая голубовато-зеленоватая полоса. А у золотой рыбки — большой красивой формы хвост.

(Повторение изученных приемов лепки, правил работы с пластилином)

Воспитатель: Еще раз посмотрите на понравившихся рыб и приступайте к работе.

Итоги мероприятия: Сегодня мы говорили о рыбах, лепили рыб. А сейчас давайте и этих рыб распределим по местам их обитания (выполняют).

Воспитатель: Что нового и интересного вы можете рассказать своим друзьям о рыбах? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети, мы вместе размышляли о том, как рыбы дышат под водой, и вы точно теперь знаете, как это происходит. Молодцы!

Релаксация «Сон на берегу моря» (звучит спокойная музыка).

(Дети ложатся на ковёр в удобных позах).

Логопед:Всем вам снится один и тот же сон. Вы видите море с голубой прозрачной водой, через толщу которой можно разглядеть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, морских черепах, диковинных рыб. А вот в морской водице плывёт рыбок вереница чешуёй златой сверкая, кружится, играет стая. Тишина их манит вниз! Рыбка-рыбка, спать ложись!

Рефлексия

Логопед: Дети, у меня есть сюрприз для вас (показывают пластмассовых рыбок). Возьмите по одной рыбке. Сейчас вам предстоит поместить своих рыбок в аквариум, а в какой именно, вы решите сами. Если сегодняшнее занятие вам очень понравилось, и вы всем остались довольны, то поместите свою рыбку в аквариум с прозрачной водой. А если вам не очень понравилось, тогда поместите рыбку в другой аквариум, вода в котором синяя. Спасибо!

Литература:

  1. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова — «Детство»
  2. Т. Б. Филичева, Г. А. Чиркина, Т. В. Туманова — «Коррекция нарушений речи»
  3. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева — «Ознакомление с окружающим миром»
  4. Н. В. Нищева — Материалы из «Животный мир океана»
  5. И. И. Лыкова — «Изобразительная деятельность в детском саду»
Основные термины (генерируются автоматически): рыба, Ответ детей, логопед, рыбка, Ребенок, аквариум, вод, группа, место обитания, подвижная игра.

Похожие статьи

«Увлекательное путешествие с Лунтиком» (интегрированное занятие)

Организация групповой формы работы на уроке «Человек и мир» («Природоведение», 5 класс)

Методическая разработка «Сказкотерапия в жизни дошкольника»

«Помощь сказочному лесу»: методическая разработка образовательной деятельности

Преодоление трудностей в поведении при общении «медицинская сестра — пациент» (фрагмент методической разработки для практического занятия)

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

«Путешествие в страну геометрических фигур». Конспект образовательной деятельности в средней группе

«Путешествие по стране знаний» (непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы.)

Конспект непосредственно образовательной деятельности» «Мамины профессии» (в формате «Гость группы»)

Похожие статьи

«Увлекательное путешествие с Лунтиком» (интегрированное занятие)

Организация групповой формы работы на уроке «Человек и мир» («Природоведение», 5 класс)

Методическая разработка «Сказкотерапия в жизни дошкольника»

«Помощь сказочному лесу»: методическая разработка образовательной деятельности

Преодоление трудностей в поведении при общении «медицинская сестра — пациент» (фрагмент методической разработки для практического занятия)

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

«Путешествие в страну геометрических фигур». Конспект образовательной деятельности в средней группе

«Путешествие по стране знаний» (непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы.)

Конспект непосредственно образовательной деятельности» «Мамины профессии» (в формате «Гость группы»)

Задать вопрос