Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конспект занятия на тему «У истоков русского быта»

Методическая копилка: дошкольное образование
30.11.2025
5
Поделиться
Библиографическое описание
Терлецкая, М. Н. Конспект занятия на тему «У истоков русского быта» / М. Н. Терлецкая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 11 (63). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/309/10619.


Участники проекта

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, ученики Гимназии имени Подольских Курсантов.

Цель: прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувство патриотизма и гордости за историю своего народа.

Задачи:

– Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом и одеждой крестьян, убранством русской избы.

– Воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русского народа.

– Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему, желание оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.

Оборудование и материалы

Предметы русского быта, самовар, посуда, ложки, музыкальные инструменты (дудка, балалайка, трещотка, бубен), матрешка, расписные статуэтки, вязаные половики, столы, записи музыкальных произведений, колонка, русские народные костюмы, музыкальный зал.

Предварительная работа

Чтение сказок, рассматривание картинок и иллюстраций, беседа о народных играх, чтение пословиц и поговорок о доме, слушание песенок, знакомство с народно-прикладным искусством России.

Ход занятия

Вводная часть

В. Ребята, здравствуйте, сегодня к нам пришли гости и они хотят вам рассказать, как они живут в своей древней России. Хотите, послушать?

(ответы детей)

В. Ну, тогда садитесь поудобнее и внимательно слушаем.

(Открывается занавес заходят ученики)

У.1 Здравствуйте, дорогие ребята! Много ребят, много и новостей. Из каких краёв будете, как страна называется в которой, вы, живёте?

Дети: Россия.

У.2 А, вот мы к вам приехали, из старо — давних времен, наша страна не Россией звалась, а Русью. А, помогла нам попасть сюда, золотая рыбка. Поэтому, мы решили, к вам прийти и рассказать, как мы жили больше 100 лет назад. Времени у нас мало. Волшебство скоро закончится. Слушайте внимательно.

(Дети садятся на скамейки)

У.1 Русь деревянная- края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

У.2 Приглашаем вас, заглянуть в добрую избу, старину русскую, старину древнюю. Ну, что, пошли. Мы проведем вас через волшебный портал.

(прокручивается слайд в виде спирали)

(нарядить уголок в виде избы)

В: Дети, вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Д: Всё строили из дерева.

В: Правильно, давайте послушаем дальше.

У:1 Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И всё-то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки. Или как раньше говорили на куты. А, теперь послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе?

У :2 Стоит Матрёна, здорова, ядрёна,

пасть открывала, что дают глотала (печь).

У:1 Печь — это сердце нашего дома. Печь кормит всю семью, обогревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушим одежду и даже моемся. Есть печи с трубой, которые выходят на крышу. Такая печь топится по белому, и в избе не будет дыма. Есть в избах и печи, которые топятся по- чёрному. Трубы нет, и дым выходит через отверстие в потолке на чердак, а затем на улицу. Избы в которых топятся печи по- чёрному называются «курные» или «черные», из-за копоти от дыма.

В. Ребята, а вы знаете, что такие печи перестали делать, после того, когда научились делать русские печи.

В. Печка — деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? Расскажите нам гости дорогие?

У.1 В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.

В. В русской избе были предметы — помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем, нам покажут и расскажут наши гости.

У.2 Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (Самовар)

(показывает самовар)

У.1 За самоваром собирается вся наша большая деревенская семья, пьем чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.

У.2 Даже пословица гласит: « С самоваром — буяном чай важнее, беседа веселее».

У.1 Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)

В. Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Гости дорогие, скажите пожалуйста, а, как же можно было достать из печи чугунок?

У.2

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идёт. (Ухват) Что же это?

(ответы детей)

У.1

Возле нашей печки всегда стоял ухват, которым мама достает горячий чугунок со щами, вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте кто?

У.2

Дедко коптел,

Много лет терпел,

Много душ кормил

А разбился-

Под плетнём очутился? (Горшок)

У.1 Хоть горшок один да сам себе господин, без него никуда (пословица).

В. Вгоршках варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького до большого Следующий предмет- помощник...

У.2 Всех кормлю, а сама безротая. (Ложка)

У.1 Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставят котелок, каждый член семьи черпает из него и с помощью хлеба подносит ко рту. Ложки мастера изготавливают из осины, берёзы и клёна.

В. Ребята, а вы знаете, что у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.

В. Следующие предметы — помощники...

У.2 Чем больше я верчусь,

Тем, тем больше я толстею. (Веретено)

У.1 Вгребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Деткам пряжу отдает. (Прялка)

В. Долгими зимними вечерами хозяйки на ней пряли пряжу — нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду. Посмотрите на наших гостей, какая у них яркая и просторная одежда. В праздники они наряжались ярко красный сарафан и белую рубаху, а мужчины в красную рубаху и синие портки т. е. штаны.

У .1 Есть у нас еще сундук (показывает на сундук) — это большой ящик, окованный и закрытый на замок, использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стоят лавки, под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стоят на виду, чем больше сундуков, тем богаче считаются хозяева.

В. Дети, для чего нужны были сундуки? (Ответы детей)

В. Главный угол в избе назывался красным. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница — полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.

Дети, а вы знаете какие предметы находились в красном углу?

(ответы детей (столы, лавки)

У. За столом собирается вся семья. У каждого и нас свое место. За столом нельзя громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидит под образами.

В будние дни изба выглядит довольно скромно. В ней нет ничего лишнего: стол стоит без скатерти, стены без украшений. А, вот в праздничный день изба преображалась: стол выдвигаются на середину, накрывается скатертью, на полки выставляется праздничная утварь.

Освещаем избы лучинами — щепками, нарезанными из осинового полена.

В. Потом уже появились сальные и восковые свечи. Восковые свечи были очень дорогими — их зажигали только по праздникам. Правильно?

А ещё в старину был обычай: встречать дорогих гостей с хлебом и солью, а переезжать в новые дома в определенный день. 14 сентября, в Семёнов день, праздновали новоселья. Созывал гостей на праздник сам хозяин. И в другие праздники тоже наряжались и очень весело проводили время за играми и забавами.

В. Умели русские люди работать, умели, и отдыхать — пели песни, водили хороводы, играли в разные игры.

У. Да, точно петь и танцевать, это очень весело, давайте мы с вами поиграем на наших ложках деревянных.

(Звучит музыка «Ах, вы сени мои сени»).

Дети становятся в хоровод, идем по кругу постукивая ложками, садимся на корточки, стучат ложками об пол, кто как хочет.

А еще играли в очень интересную игру: «Ручеек»

(звучит русская народная песня «Ярмарка», становимся по парам, играем ручеек). После игры стоим в кругу.

Разжигаем еще и костры и прыгаем через костер.

В. Ребята, давайте вспомним, в какой сказке девушки и парни прыгали через костер («Снегурочка»)

В. Молодцы.

У. Ребята, вам весело было?

(ответы детей)

У. Но, время у нас вышло, портал закрывается и нам пора возвращаться, в свое время к своим родителями.

В. Ребята, давайте поблагодарим наших гостей, и пожелаем им доброго пути.

Заключительная часть

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с нашими гостями и бытом на Руси. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня — ухват

Дети называют по очереди старинные слова (печь, самовар, чугунок, горшок, ухват, деревянная ложка, веретено, прялка, сундук, красный угол, божница, лавка, лучина).

Ребята, а теперь посмотрите я приготовила вам раскраски костюмы и ложки русского быта. Давайте мы разукрасим и повесим на стенд сделаем галерею рисунков.

(раскрашиваем рисунки)

— Молодцы, ребята, как же красиво у нас получилось. В народе говорят: «Кончил дело — гуляй смело».

Рефлексия

Воспитатель:

Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей)

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)

Вам понравилось сегодня наше путешествие? А что больше всего запомнилось? (Ответы детей)

Значит и дальше мы свами будем путешествовать и узнавать много нового и интересного о других народах. А позже мы с вами раскрасим раскраски из сказок, где использовали предметы русского быта.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
С чего начинается Родина…
Конспект внеклассного мероприятия «Быт и традиции кубанских казаков»
Реорганизация местных органов управления образованием РСФСР в конце 1920-х - начале 1930-х гг.
Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие в царство русской избы»
Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития на тему «Русская изба. От печки до лавочки»
Этнографический музей «Русская горница» ДОУ как феномен культуры и средство образования. Сценарий мероприятия на семинаре «Воспитание гуманного отношения к историческому и культурному наследию через проектную деятельность «Связь времен»
Конспект НОД по приобщению детей к народному промыслу в подготовительной группе «В гостях у бабушки Федоры»
Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры
Своеобразные особенности миграции и этнокультурных процессов в аральском бассейне
Перспективный план по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование устного народного творчества

Молодой учёный