Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие в царство русской избы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.

Дата публикации: 22.01.2024

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Кулягина, А. С. Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие в царство русской избы» / А. С. Кулягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8922/ (дата обращения: 22.11.2024).



Цель: формирование духовно-нравственных качеств детей через приобщение к русской народной культуре посредством ознакомления с русским бытом.

Задачи:

  1. Продолжать закреплять первоначальные представления детей о жилище русского человека — избе.
  2. Познакомить воспитанников с многообразием предметов домашнего обихода людей, живших в старину, пояснить их назначение.
  3. Развивать познавательный интерес к истории русского народа.
  4. Развивать художественно-эстетические способности детей.
  5. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.
  6. Развивать мелкую моторику детей.

Предварительная работа: беседы о семье, России, городе Подольск. Чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок. Знакомство с предметами русского быта, обычаями и традициями. Рассматривание иллюстраций с предметами старины и костюмов.

Материал и оборудование: экспонаты музея «Русская изба», мешок для игры, соленое тесто, стеки, зерна, семена подсолнечника, клеенка, влажные салфетки,

Словарная работа: изба, печь, печник, лапти, ухват, прялка, жернова, чугунок.

Ход занятия:

1.Организационно-ориентировочный этап.

(Звучит русская народная музыка, воспитатель вместе с детьми встают в круг.)

Воспитатель:

На широком просторе

Предрассветной порой,

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края.

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Воспитатель: о чём говорится в стихотворении?

Дети: о Родине.

Воспитатель: как называется наша Родина?

Дети: Россия!

Воспитатель: раньше, в старые времена, Россию называли Русь. Люди на Руси жили не так, как мы сейчас. У них были другие дома, другие предметы быта. Вам было бы интересно увидеть, как жили ваши прапрадедушки и прапрабабушки? Предлагаю отправиться в прошлое на машине времени. Закрываем глаза.

Машина времени, друзья

Всех нас несет через года…

Мы глазки тихо закрываем,

И в Русь святую попадаем.

2. Поисковый этап.

Воспитатель : мы с вами оказались в Древней Руси. А это- русская изба. Изба– дом, в котором люди жили в старину. Как уютно в избе! Как вы думаете, из чего строили избы? (дерево). Рубили ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить). Избы строили, не используя гвозди. Затем прорубали окна и крыли крышу.

Воспитатель: отгадайте загадку

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало —

Не пропало,

Румяной булкой стало (печь)

3. Практический этап.

Воспитатель: печь — это сердце дома. Проходите, присаживайтесь. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. С печью были связаны вся жизнь, весь быт. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь? (Ответы детей). Правильно, человек, который умел класть печь, — печник — пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать, как можно меньше. Печь не только обогревала избу. Как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь? (Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали, сушили одежду и даже мылись. Здесь хранилась различная посуда).

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (ответы детей).

Воспитатель : посмотрите, какая-то корзина здесь, около печки стоит. Давайте, узнаем, что в ней. (Дети выходят по одному, достают предмет, предполагают, для чего он был нужен.

Воспитатель уточняет ответы. В корзине — деревянная посуда, маленький чугунок, лапти).

Воспитатель:

Из русской печи

Кашу тащит, калачи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил …( ухват ).

Воспитатель : рядом с печкой стоит сват — злой да рогатый ухват! (показывает).

C:\Users\Васек\Desktop\Сад работа\ГМО\1705508380194.jpg

Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Чтобы не обжечь руки, люди использовали ухват в качестве дополнительного инструмента, которым можно достать горячий чугунок из печи. В печи готовили много вкусных блюд, но главным, конечно, был хлеб. Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для приготовления хлеба извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Собранный урожай перемалывали в муку. В этом им помогали ручные жернова (показывает). Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова.

Воспитатель: ребята, давай с вами немного отдохнем, повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика

Чтобы сделать каравай,

Жернова быстрей вращай

Вращательные движения.

(кулачками пред грудью)

Крепче трём зерну бока,

Получается — мука!

(скользящие движения

ладонь о ладонь, перед собой)

Взрослые в старину трудились и детей приучали к труду. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки (показывает) и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись).

А вот- сундук. В давние времена там хранились одежда для всей семьи (рассматривают).

Воспитатель: люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом. Именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом подкова напоминает чашу, и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома. В эту примету верят и сейчас. Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и сделать подкову-оберег, которую вы сможете повесить на счастье в своём доме!

(Дети проходят в «Мастерскую», садятся за столы).

Воспитатель: для того, чтобы у нас получилась подкова, сначала надо из теста скатать колобок. Затем колобок превращаем в толстую колбаску(брусочек), сворачиваем в дугу и сплющиваем пальцами. Вот и получилась подкова (показывает). Палочкой на концах подковы делаем отверстие для шнурка. Чтобы наша подкова была красивой, её надо украсить. Украшать будем зернами и семечками. Зерна символизируют богатство и изобилие в доме, семечки подсолнуха — семейное счастье и гостеприимство. Можете приступать к творчеству.

(Дети приступают к работе, воспитатель оказывает индивидуальную помощь).

Воспитатель: молодцы! Очень красивые обереги у вас получились.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: сегодня мы с вами побывали в гостях. Но, как говорили люди раньше «Делу время, а потехе час». И нам с вами пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза.

Машина времени, друзья

Всех нас несет через года…

Мы глазки тихо закрываем,

И в детский сад свой попадаем.

Воспитатель: вот мы и вернулись в наш детский сад. Давайте поиграем. Я буду называть предмет, который был в давние времена, а вы, как называется такой же предмет в наше время (чугунок- кастрюля, печь-плита, самовар-чайник, половица-палас, сундук-шкаф).

Воспитатель: молодцы ребята, сегодня мы с вами побывали в прошлом, узнали много нового и интересного. А подковы, которые вы сделали, обязательно принесут счастье и радость в ваш дом.

Последующая работа.

Разучивание народных пословиц.

Беседы: «Предметы русской старины».

Посещение мини-музея «Русская изба».

Литература:

  1. Улыбашева М. А. Русская изба. От печки до лавочки. М.: Настя и Никита, 2022.
  2. Ельцова О. М. воспитание дошкольников в духе русских культурных тррадиций. Ч 1, ч 2. М.: ТЦ Сфера, 2020

Похожие статьи

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования на тему «Путешествие в зимний лес»

Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводный мир»

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весна пришла»

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы на тему «Первоцветы»

Конспект тематического занятия для детей младшего и среднего возраста «Тропинки в лесу»

Конспект подгруппового занятия для детей с заиканием на тему «Открытая книга сказок»

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Жизнь и подвиг Вити Захарченко»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Путешествие в страну профессий»

Похожие статьи

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования на тему «Путешествие в зимний лес»

Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводный мир»

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весна пришла»

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы на тему «Первоцветы»

Конспект тематического занятия для детей младшего и среднего возраста «Тропинки в лесу»

Конспект подгруппового занятия для детей с заиканием на тему «Открытая книга сказок»

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Жизнь и подвиг Вити Захарченко»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Путешествие в страну профессий»

Задать вопрос