Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.

Дата публикации: 25.05.2022

Статья просмотрена: 913 раз

Библиографическое описание:

Капустина, Т. С. Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры / Т. С. Капустина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7387/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Ключевые слова: музей, музейное пространство, духовно-нравственное воспитание, экспозиция, этнография.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.

Е. И. Тихеева

Дошкольный возраст считается самым продуктивным в деле воспитания. Именно в это время ребенок активно познаёт мир, наиболее восприимчив к патриотическому, гражданскому, духовно-нравственному воспитанию. Знания, полученные в раннем возрасте, надежно остаются в памяти ребенка, поэтому очень важно заложить духовно-нравственные ценности именно в это время. Несомненно, первым и важным институтом развития ребенка является семья, но наиболее системное и глубокое духовно-нравственное воспитание происходит в детском саду.

Духовно-нравственное воспитание детей — один из важнейших вопросов человечества. Родители хотят, чтобы их дети получили представление о нормах морали и правильного поведения в обществе. На этом пути и может помочь религиозное воспитание, осуществляемое на основе той конфессии, которая принята в семье ребёнка. Это и будет залогом правильного формирования духовной жизни малыша [4].

В нашем детском саду вопросы духовно нравственного воспитания занимают главную роль. Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в подготовке будущего гражданина общества.

Одной из форм духовно-нравственного воспитания является музей. Появление музеев в дошкольных образовательных учреждениях продиктовано изменениями в системе образования, которые требуют от педагогов создания и использования условия, где ребенок смог бы максимально реализоваться как члена общества.

Музейная педагогика призвана формировать у детей толерантность, патриотизм, гражданственность, этническую идентичность. Занятия в музее позволяют развить мышление, воображение, сенсорику, получить знания о прошлом, что являются для дошкольников необычайно важным в познании мира. Приобщить детей к истории своего народа, своего города, показать совершенно иной и необычный для детей уклад жизни наших предков. Именно поэтому создание музейных пространств в детских садах набирает обороты [1].

На базе нашего детского сада создан музей «Русская изба», который является первым сертифицированным музеем на базе дошкольного образовательного учреждения. Основной фонд музея составляет 240 экспонатов. Создано пять экспозиций «Предметы быта», «Иконы», «Народные игрушки наших предков». Музей дополнен макетами некоторых предметов: печь, стол, скамьи, макет Русской избы, макет храма Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни. Непосредственное погружение в древние культуры при ознакомлении с экспонатами музея позволяет ребенку почувствовать себя частью культуры того времени, что оказывает сильное влияние на формирование нравственных качеств. Цель работы музея — приобщение детей и их родителей к истокам русской культуры и развитие духовно-нравственной личности ребенка как основы патриотизма.

Музей в нашем детском саду собирался и оформлялся с 2007 года, когда в образовательной организации появился детский фольклорный ансамбль «Купелька». Сотрудники и родители приняли решение о создании тематической выставки предметов быта русской крестьянской избы. Вот тогда и появились первые экспонаты: люлька, рушники, прялка, утварь.

В детском саду стала реализовываться программа О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», предполагавшая знакомство воспитанников с традиционной русской культурой. Тогда назрела необходимость создания музея в детском саду. В 2015 году получил название музей русской народной культуры «Русская изба».

Профиль музея — этнографо-краеведческий.

Постоянная этнографическая экспозиция состоит из 7 основных тем:

  1. Красный угол избы.
  2. Бабий кут за печью
  3. Коник — мужской угол
  4. Традиционные предметы домашней утвари и женского рукоделия. Традиционные орудия труда.
  5. Лён — северный шёлк России.

Экспозиции декоративно-прикладного народного творчества:

  1. Народные промыслы Курской области.
  2. Народные игрушки Курской области.

Также имеется место для размещения сменной экспозиции, актуальной для текущего учебного года.

Основные направления деятельности музея:

  1. Музейнаядеятельность предполагает освоение музейной информации на качественно новом уровне, включающем в себя усвоение и передачу знаний, а также приобретение умений навыков в процессе музейной коммуникации. Экспозиционная работа помогает наглядно представить фонды музея, раскрыть содержание его направленности, воспитывает эстетический вкус и познавательную активность музейной аудитории.
  2. Оформление постоянной экспозиции в соответствии с методическими требованиями.
  3. Обновление сменных экспозиций
  4. Экскурсионная деятельность реализует просветительскую функцию музея, осуществляется в процессе подготовки и проведения обзорных и тематических экскурсий по музею для воспитанников, среднего и старшего возраста, а также родителей воспитанников и жителей микрорайона [4].

Музей располагается в отдельной комнате. Экспозиции размещены в полном соответствии с укладом русской избы. Основным украшением является макет русской печи в натуральную величину. Здесь возле печи находилась хозяйственная часть, где стояла кухонная утварь. Был в избе Печной угол (бабий кут) — это часть избы, между печью и стенной, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи.

Двигаясь дальше, мы увидим старинную люльку и сундук. Посреди избы стоит большой деревянный стол со скамейками. Стол занимал в доме важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы. К столу относились с уважением, называли «Божьей ладонью», дарующей хлеб насущный. В будничные дни стол стоял без скатерти, на нем могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. Стол считался местом, за которым происходило единение людей. Человек, которого хозяева приглашали за стол, считался в семье «своим».

Русская изба не обходилась без святого или красного угла, в котором собрано большое количество икон. Красный угол — парадная часть крестьянской избы. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой. Это самое почётное место в доме, человек пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами (рушниками). На полки возле красного угла ставили красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы (веточки вербы, пасхальные яйца). Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу.

В красном углу нашего музея представлены Иконы Божией Матери, Иисуса Христа и святых, которые активно используются на занятиях по основам духовно-нравственного воспитания. Гордостью нашего музея является Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение», подаренная нашему саду митрополитом Курским и Рыльским владыкой Германом.

Отдельное место в нашей избе занимает экспозиция народного промысла — Кожлянская игрушка, изготовленная руками курских мастеров.

В основе нашей модели музея «Русская изба» лежит концепция интегрированного музея, где дети осваивают предметную среду через непосредственное взаимодействие с ней. При этом используется идея погружения в исторически культурное пространство путём «одушевления музейного интерьера». Только прикасаясь к, сделанным нашими предками предметам старины, ребенок получит истинное представление о жизни в далеком прошлом. Окружающая среда оказывает огромное значение в формировании духовных качеств ребенка. Находясь в пространстве, где каждый предмет пронизан русским бытом, ребенок ощущает себя частью великой культуры своего народа.

В нашем музее ребенок является не просто потребителем, но активным его создателем. Здесь каждый экспонат ориентирован на воспитательное значение, что бы ребенок мог прикоснуться к каждому предмету, изучить его, запомнить. Посетители являются не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками тех событий, о которых рассказывается на экскурсии [5]. Здесь можно не только посмотреть, но и подержать в руках предметы традиционного быта: чугунный утюг, лукошко, попробовать спрясть нитку из кудели или достать ухватом чугунок из печи, что позволяет создавать образы реальных исторических событий, умение сопереживать, создавая атмосферу «подлинной встречи».

Обзорные и тематические экскурсии в музее, цель которых не только расширить кругозор воспитанников, но и привить интерес и любовь к традиционной культуре: «Как жили люди в старину», «Как рубашка в поле выросла», «Секреты бабушкиного сундука», «Традиции русского чаепития», «Знакомые незнакомцы (мир старинных вещей)», «Рушники Курской области», «Фольклор Курской области».

Игровые программы: для воспитанников разных возрастов проводятся по заявкам педагогов, Час потехи (с народным игровым инвентарём), Игровые посиделки, Игры в «Святочные гадания»

Проведение мастер-классов для воспитанников и педагогов: Традиционные обереговые и игровые куклы (куклы из ниток, куклы-скрутки, вепсская кукла, кувадки, ладушка и др.), Птички-веснянки, Традиционные яйца-писанки.

Образовательно-воспитательная деятельность предполагает проведение на базе музея тематических занятий, связанных с тематикой музея. Занятия, проведенные в музее («Курский народный костюм», «Особенности празднования Рождества Христова в Курской губернии, «Рождественские песни и колядки в святочных обрядах России») дали возможность воспитанникам прикоснуться к музейным экспонатам и предметам, использовать их на занятиях, в творческих выступлениях, показав тем самым значимость и ценность музея, народной культуры для человека современного толерантного общества.

Организационно-массовая деятельность заключается в подготовке и проведении традиционных народных праздников (святочных посиделок, масленицы, весенних гуляний) для учащихся разных возрастных категорий. Такие праздники позволяют погрузить ребят в атмосферу народной музыки, игры, обрядов.

Организация тематических и практических занятий на базе музея для отдельных групп воспитанников «Как рубашка в поле выросла», «Святочные гадания», мастер-классов «Тряпичная кукла своими руками», «Народные обереги и их символика», «Птички-веснянки», «Пасхальная писанка» и др. дают возможность прикоснуться к народному быту и мастерству.

Организация встреч с интересными людьми, носителями народной культуры Курской области позволяет убедиться в жизненности народных традиций.

Работа в нашем музее основана на проявлении активности детей, их фантазии, воображения. Активность детей на уровне практической деятельности, отражающая степень освоение полученных знаний. Сюда относятся проведение экскурсий воспитанниками старшего возраста «Куклы-обереги» и «Рушники», сочинение сказок о кожлянской игрушке, в процессе складывания которых появился сборник детских авторских сказок «Кожлянская карусель». В нашей мультстудии дети самостоятельно создают мультипликационные фильмы по сказкам с использованием кожлянских игрушек. Непосредственное участие ребенка в жизни музея оказывает огромное влияние, на развитие речи, воображение, знания, ликвидирует чувство скованности и зажатости.

На сегодняшний день музей «Русская изба» в нашем детском саду является центром духовно-нравственного воспитания, что находит своё отражение в следующих факторах:

— Приобщение детей к историческому и культурному наследию, что формирует любовь к традициям, обычаям, интересам, быту своего народа, страны, развивает чувство патриотизма с ранних лет;

— Сохраняя духовное наследие, способствует преодолению духовного кризиса в обществе;

— «Проводник» ребенка в мир культуры, человеческих ценностей, что способствует его духовно-нравственному развитию.

Музей — это не просто собрание экспонатов, но и разностороннее развитие, направленное на повышение таких важных духовно-нравственных качеств, как патриотизм, толерантность, гражданственность.

Музейная среда для ребенка обладает мощным психологическим и духовным значением, что является определяющим фактором в духовно-нравственном воспитании. Непосредственное участие детей в формировании экспозиций, изучении предметов, проведении экскурсий развивает личность ребенка [2].

Таким образом, музейная педагогика открывает широкие возможности для развития технологий духовно-нравственного воспитания, здесь открываются широкие перспективы для внедрения инноваций и педагогических экспериментов. Духовно-нравственному и творческому развитию личности способствует музейная педагогика — современная педагогическая технология, базирующаяся на интеграции общественно-гуманитарных наук и ставящая приоритетом музейного просветительства духовно-нравственное воспитание. Музей в дошкольном образовательном учреждении становится воспитательным центром образовательного пространства, формой дополнительного образования, развивающего творческую активность дошкольников, имеющего воспитательную и познавательную ценность в формировании духовно — нравственных качеств дошкольника.

Литература:

  1. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. — Волгоград: Учитель, 2018. — 181 с.
  2. Морозова А. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика. — М.: Cфера, 2006., 416 с.
  3. Суковская Г. З. Музейная педагогика. Организация воспитательно — образовательного процесса посредством создания мини — музеев [Текст] / Г. З. Суковская. — Апатиты, 2012.-15с.
  4. Султанова Н. Духовно-нравственное развитие дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2014 — № 6. — с.6–13.
  5. Кудряшова, Н. А. Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования / Н. А. Кудряшова, Н. С. Федорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 36–41. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40652/ (дата обращения: 10.04.2022).

Похожие статьи

Формы, методы и основные средства связи и школы и музея

В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.

Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса

В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Реализация культурно-образовательного потенциала естественно-научных музеев

В статье рассматривается реализация культурно-образовательного потенциала естественно-научных музеев, роль традиционных и интерактивных форм обучения в музейной среде.

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Преемственность начального общего и дошкольного образования в области музейной педагогики

В статье авторы пытаются определить ключевые аспекты взаимодействия начальной школы и детского сада в внеурочной и музейной деятельности.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства

В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии и патриотическом воспитании подрастающего поколения

В статье представлен опыт работы детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников, основанный на отечественных традициях обучения и воспитания.

Роль музеев и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся

В статье рассматриваются образовательные и воспитательные возможности музея и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся

Похожие статьи

Формы, методы и основные средства связи и школы и музея

В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.

Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса

В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Реализация культурно-образовательного потенциала естественно-научных музеев

В статье рассматривается реализация культурно-образовательного потенциала естественно-научных музеев, роль традиционных и интерактивных форм обучения в музейной среде.

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Преемственность начального общего и дошкольного образования в области музейной педагогики

В статье авторы пытаются определить ключевые аспекты взаимодействия начальной школы и детского сада в внеурочной и музейной деятельности.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства

В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии и патриотическом воспитании подрастающего поколения

В статье представлен опыт работы детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников, основанный на отечественных традициях обучения и воспитания.

Роль музеев и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся

В статье рассматриваются образовательные и воспитательные возможности музея и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся

Задать вопрос