Актуальность самосознания и восстановление исторической и культурной памяти своего народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 15.03.2018

Статья просмотрена: 875 раз

Библиографическое описание:

Лялина, Л. А. Актуальность самосознания и восстановление исторической и культурной памяти своего народа / Л. А. Лялина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 173-179. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48796/ (дата обращения: 17.12.2024).



Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

Г. Н. Волков

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер [1, с. 2]

Актуальность данной темы обусловлена тем, что создаются новые ценности в культурном наследии, на фоне ещё сохранившихся старых. Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны, чтобы пробудить интерес к познанию истории своей Родины, познакомиться с истоками русской культуры, почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре, натолкнуть, на размышления о нитях, связывающих прошлое и настоящее. Посмотреть на себя, как на прямых потомков и наследников.

Слово «традиции» происходит (от лат. Tradrtio — передача) — элементов социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. Актуальность самосознания и восстановление исторической и культурной памяти своего народа детей и подрастающего поколения всегда была актуальна, а сегодня особо значима, так как без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, чтобы сохранить будущему поколению традиции своего народа заниматься воспитанием нужно одновременно (обществу и семье).

На X съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, который проходил. в Москве, Владимир Путин отметил: «Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма — основа уверенного развития страны». А святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам съезда со словами:

«Формирование государственной политики в области воспитания детей — приоритетная задача семьи, общества и государства» — свидетельствует о том, что в этой сфере накопилось немало проблем, и рассчитывать на их успешное решение возможно лишь при условии совместных усилий. Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня. К сожалению, приходится констатировать, что многие жизненные ориентиры, которые ныне распространены в общественном сознании и активно навязываются молодым людям, в том числе через массовую культуру, с помощью СМИ и Интернета, оказывают негативное воздействие на их неокрепшие души».

И это действительно так. Во все времена и у всех народов основной задачей воспитания была забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Конечно, все должно начинаться в семье, кто как ни наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки могут заложить в ребенке основные качества, определяющие его как личность. Чувство любви к родине начинается с хорошего климата в семейном гнездышке. Многое зависит, какая семья окружает ребенка и не самое главное, что он напишет слово «родина» с большой или маленькой буквы? Это не главное.

Вопрос в том, нужно ли воспитывать в ребенке любовь к нашему городу, стране?

И кто должен заниматься этим: родители или педагоги?

Я думаю, надо поговорить об этом в нашей статье.

Великий русский педагог А. С. Макаренко: «Первостепенной задачей считал воспитание у молодежи умения и навыки жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом. Он указывал на, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». То есть, основным критерием патриотических убеждений Антон Семенович видел в общественном труде.

Он писал: «Воспитание советского патриота–это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины. [7, с.394–399].

«Без памяти нет традиций. Без воспитания нет духовности. Без духовности нет личности. Без личности нет народа, как исторической общности». Академик Г. Волков.

Эти великие слова академика должны нас настроить на то, что наше поколение, имея опыт с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогами обязано приобщать детей к культурному наследию русского народа, формировать уважительное отношение к старшему поколению, ознакомлению дошкольников с культурой русского народа. И тогда дети, получив первый опыт и багаж знаний понесут его в школу, а учитель подхватит и направит его в правильное русло. Мы стараемся донести до молодого поколения родителей знания о формировании патриотических чувств ребенка с самого раннего детства. С этой целью проводим беседы и анкетирования, которые помогают выстроить гипотезу, найти проблему и помочь ее решить.

Проведя анкетирование среди родителей на тему «Как вы понимаете нравственно-патриотическое воспитание вашего ребенка сегодня?» Можно отметить следующее:

50 % дают четкое определение (воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе; уважение культурных традиций своего народа; знание истории страны).

40 % на половину (любовь к своей Родине, уважение старших)

10 % сомневаются ответить.

На вопрос: Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие? Ответили:

45 % (совместные праздники, игры на даче, домино, карты)

35 % частично.

10 % нет. Вот и стал сам вопрос? Как помочь ответить на эти вопросы взрослым, чтобы они могли дать правильное представление нравственной личности.

В 90-годы поколение бабушек и дедушек были прямыми очевидцами многих моментов нашей истории, собирателями ценностей, которые хранились в их сундуках, но поколение постепенно уходит и на их место приходят молодые бабушки, дедушки, которых самих надо учить, как и что рассказать ребенку.

Для этого мы используем разные формы, методы и приемы:

‒ создаем приближенную среду в дошкольных и школьных организациях (библиотеки, музеи)

‒ проводим семинары, вечера встреч, праздники, досуги и консультации для родителей.

В учебном корпусе совместно с педагогами и родителями открыли мини-музей «Истоки», который оформлен в форме русской избы и как экспозиция может переноситься в группы или в зал для проведения фольклорных праздников и посиделок.

Народная мудрость гласит:

Не забывай старь -

она новизну держит»

Собирая вещи предков,

Любим мы свой край сильней.

Нет детсада без музея,

Без истории своей…

Наш музей хранит настоящие старинные вещи, а также и макеты.

Раскрыты такие уголки: горница; бабий кут, красный угол, в которых находится старинная мебель (столы, лавки, сундуки)

Предметы для хозяйки: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, ведро., рубелек.

Кухонная утварь и русская печь (чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник совок, скалка, сито, решето)

Одежда и обувь (русские народные костюмы и лапти.)

Предметы для труда (прялка, веретено, пяльцы)

Предметы для обихода (рушники, подзоры, скатерти.)

Изделия плетеные из бересты и лыка (короб, лукошко, корзины) и народные игрушки.

Вторая половина музея посвящена народно-прикладному искусству, где находятся (все виды росписи: дымковская, жостовская, хохломская, гжельская); картины русских художников). Мини-библиотека. Весь материал используется педагогами в работе с детьми.

В группах оформлены уголки русского быта с учетом возрастных особенностей детей, в которых находится: художественная литература; сказки народов мира и былины; народные игрушки; музыкальные инструменты; куклы в народных костюмах; произведения декоративно-прикладного искусства. Дети могут свободно общаться с ними и играть.

Ведь любой предмет старины (матрешка, веретено, кукла, праник,) пробуждает душу ребёнка, воспитывает в нём интерес, любознательность, знания и с самого раннего возраста узнать, зачем нужны были эти предметы.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается в программе, как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Программа детского сада располагает знакомить детей с разными видами фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).

В устном народном творчестве ребенок знакомиться с особенностями черт русского характера, узнает о добре, храбрости, верности, а помогают ему в этом такие герои как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко и другие.

Знакомство проходит через разные формы: праздники (23 февраля, 9 мая); конкурсы на военную тематику «Мой папа самый сильный», «Наши мальчишки сильные и смелые»; спортивные игры и зарницы.

Такая форма, как народная игра, всегда понятна детям. К сожалению, поколение городских жителей, которым сейчас до 40 лет, имеют поверхностные знания о народных играх. Многие из них и не играли в игры, пропустили свое счастливое и дворовое детство.

Зато радует, то, что их родители, многим из которых чуть больше 50 лет, играли со своими друзьями и прекрасно знают многие народные игры и могут поиграть со своими внуками.

Для ребенка традиционные игры служили и служат важным источником информации о том, как люди раньше трудились (сеяли лен, собирали мак, охотились, рыбачили).

Ведь игры отражают отдельные стороны жизни народа: Например: семейный быт («Коршун», «Утка»), праздничные традиции («Качели», «Катание яиц»,), особенности трудовой деятельности («Редька») и другие. Народные игры сохраняют свое значение и для современных детей. («Краски», «Бояре»). Сегодня дети играют в игры на праздниках, и в повседневной жизни. Играют дети в народные игры у того педагога, который сам их любит.

Современные народные игры передают ребенку традиции, свойственные менталитету народа, в мире которого он живет и развивается.

Но чтобы традиционные игры были не только интересны, но и понятны современному дошкольнику, необходима помощь взрослых, педагогов, родителей. А для этого необходима соответствующая подготовка педагогов, знание ими традиционных игр, умение объяснить ребенку отличительные черты культуры того или иного народа. Необходимо привлечение к такой работе людей старшего поколения, носителей культуры.

Отдельно можно сказать о народных праздниках, проведение которых в дошкольных образовательных учреждениях совместно с родителями помогает возрождению народных игр. На таких праздниках всегда играли. Такое своеобразное сообщество взрослых и детей разных возрастов позволяет активно включаться в игру старшим и самым маленьким, и даже простое наблюдение за играми старших позволяет детям на практике усвоить игровые действия и приобрести необходимый игровой опыт.

Есть у детей и любимые игры: Это такие как: «Третий — лишний», «Чижик», «Жмурки», «Кто дальше», «Ловишка», Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись, рыбка», «Птицелов», «Рыбаки», " Удочка», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки»; игры соревновательного характера: «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг», «Сильный бросок». Очень часто проходят мастер-классы, народные праздники, совместные досуги, вечера, посиделки с родителями.

Предлагаю сценарий посиделок «Открою бабушкин сундук» для детей и взрослых, где взрослые и дети познакомились с историей появления сундука на Руси и его предназначении и что же может хранить такой сундук?

Презентация для взрослых в сопровождении фотографий, рассказывает педагог.

Из истории появления сундука в России

Сундуки и коробьи — коренная русская утварь», засвидетельствовал в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Даль.

Сундук нам в Россию пришел в 16 веке. И считался самой главной мебелью почти до 18века. История сундука начинается много столетий назад. Считается, что он был придуман еще в неолите. Однако, достоверно известно, что им пользовались древние египтяне, от них сундук перешёл в древнюю Грецию и Рим, а далее распространился по всей Европе, Азии, дошёл и до Руси. Происходило это при помощи племен кочевников и армий завоевателей. Сундуки были очень распространены и получили разные названия. Образом русского сундука является долбленное кубло (свой дом, угол, жилище), в которых хранили приданное и другое ценное имущество. Раньше всего у нас появились скрыни (ларей, короб) Для надежности сундук оковывали железными полосами и навешивали тяжёлые замки. Для красоты расписывали стенки яркими узорами: былинные богатыри, сказочные травы. Сундук называют скрыней. Это слово означают «скрывать», то есть «прятать» что-нибудь. И действительно, в бабушкиных сундуках спрятаны очень интересные и важные для всей семьи вещи, но прячут их не от жадности или от завистливых глаз, а от душевной скромности: зачем выставлять напоказ самое для тебя дорогое?

На Руси были распространены два вида сундуков — подголовник с плоской откидной крышкой и теремок с выпуклой. В маленьких, больше похожих на шкатулки, хранили ценные украшения, бытовые мелочи и деньги. В сундуках больших размеров — приданое, предметы одежды и продукты.

Обычно приданое вмещало в себя: несколько юбок и сорочек, зимняя плюшевая жакетка, шаль, пуховый платок расшитые самой невестой и её мамой, рушники, несколько холщовых простыней — вот, пожалуй, и всё. После свадьбы в этот сундук перекочевали ещё рубашки молодого мужа и его свадебный костюм. А еще пакете из плотной чёрной бумаги, перевязанном резинкой, хранятся всякие документы, которые она боится «утерять». Это пожелтевшие справки, квитанции, расписки, газетные вырезки. Завернутые в платочек выцветшие, но очень дороги сердцу фотографии. В сундуке бабушки хранят и самые священные для семьи вещи, которые можно назвать семейной реликвией — это фарфоровые статуэтки, карманные часы и так далее. Как самое святое — хранятся в сундуке письма, открытки, похоронки с войны. Сохранились приметы и поверья, связанные с сундуками.

Например: нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.

Свой сундук отдавать никому нельзя — сама замуж не выйдешь и той, кому отдала, счастья не будет.

А дальше посиделки: взрослые и дети ведут беседу.

Зал украшен под русскую избу. Входит ведущий в русском сарафане и читает:

Открою бабушкин сундук

Вдохну былое

И на колени упаду…

Щеми не скрою.

Для патефона амулет

Укрыт платочком

Вертинский из незримых лет

В тумане очи.

Уснуло здесь веретено,

А как жужжало!

Здесь сарафан, почти что новый,

В цветочках алых.

В крахмале стопкой — кружева,

Очки — в футляре,

Крючок… Он славно танцевал

С бабулей в паре.

В багете скромная чета

Молчит на донце.

Стихи от Пушкина…

Читал Мой дед в оконце.

Здесь память сердца бережёт,

Лелеет время.

(Галина Шеина)

Входит Хозяйка дома с детьми:

Есть у нас такой обычай,

С детских лет он нам привычен

Хлебом да солью всех гостей встречать

Низко в пояс поклониться,

Чем богаты, поделиться

За столом по-русски,

Щедро угощать...

Хлеб Вам, да соль.

Дети:

День добрый, гости званные, желанные!

— Гость в дом — Бог в дом!

— Гость на порог — хозяевам радость!

— Милости просим к чайку на избу!

— Гостинцев откушать — ученье послушать!

Ученье не простое, для ума золотое.

Дети:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Ведущая:

Пригласили сегодня в нашу русскую избу мы вас не спроста,

здесь пойдет рассказ» о Заветном бабушкином сундучке».

Бабушка: давайте представим с вами, что мы находимся в русской избе, где когда-то данным-давно жили наши предки, и расскажем нашим гостям, что есть в нашей избе.

Беседа с детьми:

Какие предметы главными были в доме?

Дети:

— печь.

Бабушка:

— а кто расскажет о ней?

Ребенок:

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей. В сильные холода люди и дети лечились и согревались. Русская печь была местом, где готовили пищу, также на ней спали. Её тепло спасало от многих болезней. Еда, приготовленная в русской печи, была очень вкусной. Готовили в печи кашу, хлеб. и пекли пироги.

Бабушка:

— А что еще находилось в избе?

Дети:

— В избе находились деревянные предметы народного быта — стол, лавки, люлька для малышей, на полу лежали цветные половики или дорожки.

Бабушка:

— а какое место занимал стол в избе?

Дети:

— он занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался «красным», был самым важным, почетным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи — хозяин.

В красном углу отводилось место для икон.

Бабушка:

— а где хранили вещи? Были гардеробы, комодов и шкафы?

Дети:

— нет

А где же хранили вещи и ценности?

Дети

— в сундуке.

Бабушка:

— А кто расскажет нам, что же это такое?

Дети:

— Сундук — для хранения самых ценных вещей.

В каждом доме обязательно должно было быть место, куда складывали приданое, одежду, полотенца, скатерти.

Самое ценное в крестьянском доме — парадную утварь, праздничную одежду, деньги — хранили в сундуках. Сундуки были всегда с замками. Сундуки были разные, большие и маленькие и расписные, что могло рассказать о его хозяине (богатый или нет.)

Сверху лежат кружевные вязаные изделия, расшитые рушники, постельное бельё. Далее — одежда (юбки, рубахи, шали). Здесь нашлось место и для разных украшений и для милых сердцу вещичек (письма, фотографии, детские вещи). А ещё в сундуке хранили кукол.

К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Дети:

Стихотворение «БАБУШКИН СУНДУК»

В бабушкином доме, в дальнем уголке.

Притаилось чудо в старом сундуке.

Очень любопытно, что хранится в нем?

Что же прячет бабушка в сундуке своем?

Обещала бабушка показать добро,

хоть не накопила злато-серебро.

Побежала внучка, собрала подруг,

Окружили девочки бабушкин сундук.

Разгорелись ярко глазки у девчат.

Всем примерить хочется бабушкин наряд.

Скрипнет крышкой бабушка, зазвенит замок,

И на свет появится старый башмачок.

Ссохся он от времени, кожа не блестит,

Потерял давно уже свой нарядный вид.

Поржавела пряжка, стоптан каблучок.

Чем же ей так дорог этот башмачок?

Как плясала бабушка в этих башмачках,

С вышитым платочком в тоненьких руках!

Ленту в косу алую подарил жених,

Только вот не сладилась та любовь у них.

Жениха другого подыскал отец,

С ним вот в этом платье встала под венец. (Елена Улимова)

Ребенок: Бабушка расскажи, что хранишь в своем сундуке?

Бабушка: хорошо.

В заветный мой бабушкин сундук

Ты загляни, любимый внук:

Любая вещь из сундука –

Истории семьи строка

Бабушка: достает из сундука рушник и обращается к детям: а вот мое первое сокровище? Что это, вы знаете? У бабушек эта вещь? А кто расскажет, почему они хранились в сундуке?

Дети:

Рушник — это не просто красота.

В нем наставленья, счастья пожеланья.

В нем сердце матери, любовь и теплота,

Костра добра извечное сиянье.

Рушник как книгу можно прочитать.

Ведь вековая мудрость в нем хранится.

И чтобы этим знаньям не пропасть,

Нам нужно вновь к истокам обратиться.

Ребенок: рушник — это полотенце для рук. (Т.Кубанская)

Второй ребенок: нет

Зачастую бытует мнение, что слово «рушник» происходит от хорошо известного слова «рука», то есть рушник — это полотенце для рук. Однако это не так, ткань для вытирания рук называли полотенцем, рукотёркой, утиркой и даже ручником, но не рушником. Таким образом, изначально рушник — оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах

Бабушка:

Какие виды рушников вы знаете?

Дети:

Подорожный. Давался в дорогу путешественникам, воинам, торговцам.

Пасхальный рушник. Вышивался к празднику. На нем выносились выпеченные куличи.

Обыденный. Вышивался в течение дня его использовали в обрядах при засухе или падеже скота.

Родильный. На него повитуха принимала младенца.

Крестильный. В нем приносили ребенка на крещение и вытирали его после купели.

Блинник. Его дарили на Масленицу гостеприимным хозяевам за вкусное угощение.

Хлебосольный. На нем выносили хлеб-соль, когда встречали дорогих гостей.

Бабушка:

А еще свадебные рушники. На Руси ни одна свадьба не обходилась без рушников. Их в то время существовало более сорока видов. Один свадебный рушник дарили родители невесты жениху в знак того, что они одобряют брак. Другой использовали во время венчания, третий преподносили на память свидетелям. Сегодня от этих богатых традиций остались только две. Первая — это вынос каравая. Вторая — связывание рук жениха и невесты в знак прочной любви.

В наши дни рушник можно увидеть разве что на официальных мероприятиях государственного уровня, на славянских праздниках и на свадьбах. А ведь были времена, когда без этого предмета не обходилось ни одно важное событие в жизни.

Танец с рушниками.

Бабушка входит с сундуком, в котором лежат ложки, показывает детям и спрашивает, а это что такое?

Дети: ложки

Бабушка: а какие бывают ложки?

Дети перечисляют (деревянные, металлические)

Бабушка: всегда ли были ложки?

Дети: нет, сначала ели руками, потом каменными и деревянными.

Бабушка. А сегодня, какими?

Дети: металлическими.

Бабушка: деревянные ложки были разные (белые и цветные), расписывали «под хохлому». Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название. Расписывать их стали только спустя столетия, в начале 19 века. На золотистом или черном фоне искусные умельцы рисовали веточки рябины, сказочных птиц и животных. Сейчас это изделие скорее служит подарочным сувениром, особенно полюбившаяся приезжим иностранцам. Величина ложек от маленьких чайных, до литровых половников-великанов.

Бабушка: А сегодня глее можно использовать расписные ложки?

Дети: на праздниках в качестве музыкального инструмента.

Бабушка: Ложки, как музыкальный инструмент впервые стали использовать скоморохи, которые сопровождали веселые песни и частушки ритмичным постукиванием друг о друга. Этот обычай дошел и до наших дней. Любой ансамбль народных песен не обходится без ложек. Теплые, мелодичные звуки стали «душой» любого русского гулянья.

Игры на ложках.

Входит бабушка в русском сарафане, а на голове кокошник. И спрашивает у детей о своем наряде: Как называется костюм и что на голове? И рассказывает историю про кокошник., а дети ей помогают.

Дети: Кокошник — народный головной убор, знакомый многим по русским народным сказкам. Какие вы знаете сказки?

Дети называют сказки

Бабушка:

История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто

Без головного убора комплекс одежды был бы неполным. С непокрытой головой, «простоволосой», женщина не показывалась ни на людях, ни на улице, ни даже дома. Формы и украшения головных уборов были изумительно красивы,

Бабушка: А сегодня мы танцем с вами с этими нарядами.

Танец с рушниками.

Вход бабушки с маленьким сундучком и достает из него треугольник.

Мой рассказ пойдет о вещах, которые хранила любая семья, как память о военных далеких годах. Читает письмо с фронта.

Дети читают стихи «Жди меня» Симонова и исполняют постановку «Баллада о матери».

Все взрослые:

Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках — скрынях дорогие сердцу одежду, предметы быта, согретые руками нескольких поколений.

Нам кое-что простит эпоха,

Отлюбит с нами, отгрустит,

Но что Россию знаем плохо,

То уж, наверно, не простит.

Всё тянет их к заморской силе,

А я скажу, в чём наша честь;

Нам надо знать свою Россию,

Пора пришла и силы есть!

/Александр Прокофьев/

Дорогих гостей встречаем

круглым пышным караваем

он на блюде расписном

с белоснежным рушником

каравай мы вам подносим

поклонясь, отведать просим и угощают всех гостей караваем.

Литература:

  1. O. K. Князевой и Л. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  2. Егоров, С.Ф. К. Д. Ушинский / С. Ф. Егоров.— М.: Просвещение, 1977. — 143 с. 7.
  3. А.Качанова, Л.А Лялина «Традиционные игры»,2011,с 6–10.
  4. Электронная библиотека книг. Вадим Шефнер. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. Стихотворения» Текст книги (страница 12). 1991г, Том 1. Стихотворения Вадим Шефнер. С.12.
  5. Косинова О. А.К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике //.Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009. — № 2 -Педагогика. Психология. Г. Н. Волков, академик РА
  6. Александр Прокофьев. Стихотворения и поэмы.
  7. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
  8. Макаренко А. С. Доклад в педагогическом училище / А. С. Макаренко // Сочинения. — М.: АПН РСФСР, 1951. — Т. 5. — С. 407–419. с. 412.(233)
  9. 6–7 октября 2014 г. Москва, X съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации на тему: «Формирование государственной политики в области воспитания детей — приоритетная задача семьи, общества и государства», сообщает сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.
  10. Гостья «Из Прошлого», 2010. Константин Маковский «Под венец». 1884
  11. К. Симонов Жди меня, и я вернусь 1941–1945 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, бабушка, сундук, игра, Русь, рушник, праздник, Россия, бабушкин сундук, культурное наследие.


Похожие статьи

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края

Формирование духовно-нравственного сознания и ценностных ориентаций у подрастающего поколения

Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Значение прав и свобод человека и гражданина для развития гражданского общества

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка

Достойная жизнь человека как экономическая основа инновационного развития страны

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Похожие статьи

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края

Формирование духовно-нравственного сознания и ценностных ориентаций у подрастающего поколения

Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Значение прав и свобод человека и гражданина для развития гражданского общества

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка

Достойная жизнь человека как экономическая основа инновационного развития страны

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Задать вопрос