Этнографический музей «Русская горница» ДОУ как феномен культуры и средство образования. Сценарий мероприятия на семинаре «Воспитание гуманного отношения к историческому и культурному наследию через проектную деятельность «Связь времен» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.06.2016

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Зиновьева, В. В. Этнографический музей «Русская горница» ДОУ как феномен культуры и средство образования. Сценарий мероприятия на семинаре «Воспитание гуманного отношения к историческому и культурному наследию через проектную деятельность «Связь времен» / В. В. Зиновьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 873-876. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31828/ (дата обращения: 17.11.2024).



Цель: Воспитывать у детей любовь к малой Родине:

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о жизни казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа.

Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: курень, глэчик, корчажка, макитра, рубель, скрыня, коромысло.

Воспитательные: Воспитывать интерес и любознательность к истории казачества.

Демонстрационный материал: папаха, мужской и женский казачьи костюмы, слайды с изображением казаков, их куреней, рубель, макитра, глэчик, скрыня, коромысло, вышивки, полотенце, салфетки, украшенные кружевом.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, показ слайд-шоу, рассматривание предметов быта казаков (музейные экспонаты), исполнение песен, танцев, ига в ансамбле ложкарей, подведение итогов.

Ожидаемые результаты: Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре русского народа.

Ход экскурсии:

(Гости входят в горницу).

Дети: Здорово дневали, гости званые, гости желанные! (ответ: Слава Богу!) Милости просим в нашу «Горенку»!

Казачка: Гости у нас интересные и далекие, и наши местные!

Все: Будем все знакомы (поклон) в нашем гостевом доме!

Казачка: Казачата, как называется наша страна?

Ребенок. Наша страна называется Россия.

Казачка: Правильно, Россия — большая, красивая, богатая страна, но в старину ее называли?

Все: Русь.

Казачка: Ребята, а знаете ли вы законы русского казачьего гостеприимства?

Все: А как же!

Дети: 1. Заветы старины в семье казачьей,

Хранились свято испокон веков.

Обычай хлебосольства куреней богатых,

Прославил Край родных отцов.

(девочка выносит хлеб-соль)

2. Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Казачка:Что же представляет собой наш музей? Наш музей — это экспозиция русской избы. Почему именно изба? Потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает Мать и Отца, нежность, заботу и теплоту отчего дома. Ребята, как назывались жилища, в которых жили казаки? (показывает макет куреня). (Они назывались курени.)

1. Казачок: Расскажите нам, как давным-давно было у казаков?

Казачка: Наденем на голову папаху, повернемся вокруг себя и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!». Дети надевают папахи, кружатся и повторяют слова, потом рассаживаются у куреня.

Казачка: С давних времён появились на донской земле казаки — люди независимые, гордые, вольнолюбивые. Это были русские крестьяне, бежавшие от рабской жизни у бояр и князей. Оскольскую крепость заселили терские, ярославские, донские казаки. Они объединились в конные и пешие отряды, умели храбро воевать и жить честно. Мудро и просто устроен казачий курень. А вы знаете, из чего строили его?

Дети: 1.Курени рубили топорами из дерева и строили на сваях, чтоб в половодье вода не затопила, ведь селились казаки на берегу реки.

2. Казачьи жилища были бедные, камышом крытые, полы глинобетонные. (показ)

Казачка: Асейчас расскажем и покажем нашим гостям, как жили наши прадедушки и прабабушки в казачьем курене. (Дети встают)

2. Казачок: Главный в «Горенке» — «Святой угол». Здесь расположены иконы, православная литература, лампада, свечи.

Казачка: Семьи у казаков были большие, было много детей. И все жили в дружбе и любви, с верой в Бога, поэтому каждое утро в семье казаков начиналось с Богомоления.

Дети поют «Отче наш» — молитва

(Дети занимают свои места у экспонатов и экспозиций).

3. Казачок: Вказачьих семьях глава семьи отец — казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное, отец — защитник Родины.

Казачка: Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей — для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

4. Казачка-девочка: Заботливо хозяйка домом управляла,

Растила по старинке своих детей.

Работы все в полях справляла,

Кормила, холила коней... (показывает упряжь лошади).

5. Мать — казачка, занимается дома детьми и по-хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы постирать одежду, приготовить пищу (показ экспонатов).

6. Визбе все начиналось с печки, а у казаков — грубкой называется.

Она-матушка, греет нас и кормит, деткам валенки просушит.

Бабушка внучат в ней искупает, мама чугун картошки сварит,

А дедушка хворобушку свою полечит…

Казачка: Видите, на припечке стоят чугунки — посуда, в которой готовили еду. А ставили чугунки в печь ухватом — рогачом. (Показывает, как это делать).

1. Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется — корчажка. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре — большом, глиняном горшке. А масло пахтали в маслобойке:

«Сметанка, не проливайся, маслице сбивайся».

Ну а чай пили, конечно же, из самовара.

2. А на сундуке с бельем лежит рубель. Он похож на ребристую дощечку. С помощью рубеля и каталки, казачки гладили белье (Демонстрирует). А позже появились утюги на углях. (показ).

Казачка: Казачки на станке из льна ткали полотна ткани, затем из нее шили одежду.

3. Из шерсти животных пряли нитки. Пряди моя, прялочка, свяжем носочки Ванечке.

Казачка: Казаки очень любили украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом. Посмотрите, что вы видите украшенное вышивкой? Кружевом? (картины-вышивки, рушники, скатерть, полотенце, салфетки).

4. У казаков было время и веселью. В каждой семье были различные музыкальные инструменты, патефон. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища.

Казачка: Испокон веков казаки любили петь: на свадьбах, на проводах в Армию, в поле, за прялкой и у люльки малыша.

Казачка: Анечка, покачай Ванечку.

5.Ах, люли, люли, люли, прилетели гули.

Стали люлечку качать, нашу детку забавлять.

Казачка: Взрослые очень любили детей, заботились о них, играли с ними, учили их уму-разуму. Семейные традиции, уважение к старшим прививалось в казачьих семьях с ранних лет. Скажите, пожалуйста, какие главные законы и традиции должны знать с детства казаки?

Казачата: 1. С уважением относится к старшим.

Казачка: В казачьей семье главой был отец — казак — воин, а последнее слово принадлежало деду.

2. Уважать мать, сестру, жену.

3. Надо быть честным и скромным.

4. Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.

5. Защищать от врагов свою Родину.

6. Казаки выше всего после матери и отца ценили честь, славу.

Заключение.

Казачка: Музейный педагог, учитывая возраст посетителей, превращает музейное пространство в игровое поле, разместив по всей экспозиции интерактивные элементы показа. Дает возможность посетителям поиграть в игры крестьянских детей (детский кут), сыграть на старинных народных музыкальных инструментах (дудочки, свистульки, рожки, трещотки, балалайка, гармонь и т. д.), девочки могут попробовать себя как будущие хозяйки (поработать за прялкой, перепеленать и покачать «ребёнка» в люльке, накрыть стол для гостей, пройтись с коромыслом, растолочь зерно в ступе и т. д.), а в завершении экскурсии посидеть всем вместе за столом и попить чай с баранками и пряниками.

Песня «Горенка» русская народная песня

3. Казачье гуляние

Казачка: Внимание, внимание! Веселое гуляние! Собирайся народ, вас много интересного ждет.

(Звучит народная музыка «Любо, братцы…»)

Казачка: Да, трудно, горестно, но зато красиво, честно жили наши деды и прадеды. Жизнь казака проходила организованно: один раз в год весной на казачьем «Кругу» проходили выборы атамана и есаула, его помощника. Все казаки атаману подчинялись. А в лихую годину дружно вставали на ее защиту. Дорожили казачьим братством, вставали друг за друга стеною, делили на всех беду и радость. Назовите казачьи символы.

Дети: 1. Герб Всевеликого Войска Донского;

2.Флаг Всевеликого Войска Донского;

3.Гимн Всевеликого Войска Донского.

Казачка: Девиз казаков:

Дети: Казаком нужно родиться. Казаком нужно стать. Казаком нужно быть!

Казачка: Помните, что у казаков: Дружба — обычай!

Товарищество — традиции! Гостеприимство — закон!

Расскажите, казачата, кто такие казаки?

Дети: 1. Казаки давно живут гордый и лихой народ

Храбрость, мужество, отвагу на своих плечах несет.

2. Память предков охраняют, веру в Бога почитают

И обычаи свои сохраняют на Руси

3. Всех обычаев не счесть: казаку превыше честь:

Сабля — гордость казака, не прожить им без коня,

И готов любой казак за Россию постоять.

Казачка: А сейчас я хочу представить вам молодых казачат. Они нам покажут свою бойцовскую удаль.

Строевая песня «Казачата» муз. О. Полякова

Становись! Равняйсь! Смирно! Расчет по порядку 1-й, 2-й.

1. Первые — шаг вперед, направо, шагом марш, запевай.

2. По коням, шашки наголо!

Дети: Православный, удалой, наш казак всегда герой!

5. А Казачка — вот краса: Стройный стан и плюс коса.

Сколько сказов и присказок, вам любой казак расскажет

6. Если хором запоют — удивят любой народ,

А на ложках все заиграют: атаман и хуторяне.

Ансамбль ложкарей «Как у наших у ворот» русская народная мелодия

Казачка: Ипословицы казачьи знают наши казаки…

Дети говорят пословицы и поговорки.

Дети: Нет на свете плясок краше, если вдруг казак запляшет.

Независимый, свободный род казачий очень гордый.

И недаром на Руси всем знакомы…

Дети: КАЗАКИ!

Пляска «Как у нашей сотни» русская народная песня

Дети: Слава Богу, что мы — казаки! За славу казачества! За счастье казачества!

Литература:

  1. Остафьев В. А. Казаки. Особое сословие. — М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: «Издательский Дом «Нева»», 2002. 447.
  2. «Сибирский казак» Войсковой юбилейный сборник Сибирского казачьего войска. 1582–1932 гг. Харбин 1934 год. (переиздан 2009 г. г. Бийск) 202 стр.
  3. Астапенко М. П. Хрестоматия по истории донского казачества: (с древнейших времен до 1920 года — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1994. 316.
  4. Интернет ресурсы: http://rostov-region.ru/books/item/f00/... t006.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): казак, казачок, ребенок, Всевеликое Войско, Россия, Русь, ансамбль ложкарей, гость, казачий курень, русская народная песня.


Похожие статьи

Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству как возможность развития родительской компетентности (из опыта работы клуба «Учимся, чтобы учить»)

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Мой город. Моя страна» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»

Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.

«Осень к нам пришла». ООД с включением культурных практик в подготовительной группе ДОО (ОО «Познавательное развитие»)

От истории профессии к экскурсионному маршруту: опыт участия в конкурсе «Слово о моем Хабаровском крае»

Данная статья посвящена описанию опыта совместной деятельности студентов студенческого научного объединения «ПрофиКи» и педагога наставника техникума, по работе над научно- исследовательским проектом экскурсионного квеста «Профессиональный Хабаровск:...

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД по краеведению в рамках проекта «Белгородведение»)

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»

В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.

Конспект ООД по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» на тему «Старуха-волшебница Баба-Яга»

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Похожие статьи

Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству как возможность развития родительской компетентности (из опыта работы клуба «Учимся, чтобы учить»)

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Мой город. Моя страна» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»

Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.

«Осень к нам пришла». ООД с включением культурных практик в подготовительной группе ДОО (ОО «Познавательное развитие»)

От истории профессии к экскурсионному маршруту: опыт участия в конкурсе «Слово о моем Хабаровском крае»

Данная статья посвящена описанию опыта совместной деятельности студентов студенческого научного объединения «ПрофиКи» и педагога наставника техникума, по работе над научно- исследовательским проектом экскурсионного квеста «Профессиональный Хабаровск:...

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД по краеведению в рамках проекта «Белгородведение»)

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»

В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.

Конспект ООД по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» на тему «Старуха-волшебница Баба-Яга»

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Задать вопрос