Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Библиографическое описание
С чего начинается Родина… / С. Л. Авдошкина, Н. И. Кобонина, О. А. Немцова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5.1 (86.1). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10096/.


Патриотическое воспитание в программе дошкольного образования определяется как формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Любовь к Родине, патриотизм во все времена были неотъемлемой чертой русского характера. Но огромные изменения произошли в нашей стране в последнее время. Это касается и нравственных ценностей, и отношения к событиям нашей истории. Изменилось отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности, к сожалению, стоят выше духовных.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Эта работа очень трудна, требует много сил и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и первостепенными, а порой этому вообще не уделяется внимания.

Патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется на основе отечественных традиций и современного опыта.

Наш детский сад реализует адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ по следующим нозологиям: задержка психического развития, расстройство аутистического спектра, тяжёлые и множественные нарушения развития и интеллектуальные нарушения различной степени.

Для данных категорий детей характерны: задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижение интереса к окружающему миру, недоразвитие речевых и коммуникативных навыков, искажённое развитие наглядно-действенного и словесно-логического мышления.

Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу обучения и воспитания.

Таким образом, учитывая различный интеллектуальный и речевой уровень ребёнка с ОВЗ, была обозначена проблема усвоения программы Патриотического воспитания по возрастным критериям, в соответствии с ФОП.

Эффективным решением данной проблемы мы считаем использование проектной деятельности как части образовательного процесса, адаптированной под индивидуальные особенности детей.

Исходя из вышесказанного, в нашем саду реализуется проект «Три богатыря» на базе центра духовно-нравственного воспитания «Русская изба». Данный проект долгосрочный, очень ёмкий и познавательный. В рамках проекта дети реализовывают себя в разных видах деятельности: поисково-познавательной, игровой, продуктивной.

Целью проекта «Три богатыря» является формирование нравственно-патриотических чувств детей с ОВЗ через русское народное творчество.

Через проект решаются следующие задачи:

Образовательные:

— Заложить у детей основы патриотического воспитания.

— Познакомить и приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

— Знакомить с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.

— Формировать у ребёнка представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).

— Формировать: элементарные представлениям о том, что хорошо и что плохо, доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, способствовать накоплению опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.

— Знакомить детей с русским народным творчеством (колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры) и народными промыслами (матрешки, ложки и т.п.).

Развивающие:

— Развивать интерес к русским народным сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию (пониманию) закличек, потешек, забав.

— Стимулировать доступное речевое высказывание детей;

— Развивать чувства ритма и музыкально-слуховые представления.

Воспитательные:

— Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

— — Воспитывать внимание и заботу, по отношению к окружающим.

— Воспитывать важнейшие черты русского национального характера и прививать, присущие ему, нравственные ценности: представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.

— Воспитывать чувство вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

— Воспитывать в детях любовь к родной земле.

Участники проекта:

— дети с ЗПР, нарушениями интеллекта, РАС, ТМНР;

— учителя-дефектологи;

— учителя-логопеды;

— воспитатели групп;

— родители воспитанников.

Основные направления реализации проекта:

— Образовательная деятельность в режимных моментах.

— Самостоятельная деятельность детей.

— Совместное творчество взрослых и детей.

— Оснащение предметно — развивающей среды. (патриотические уголки и «Русская изба»)

— Работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети познакомятся с центром «Русская изба».
  2. Познакомятся с русским народным творчеством.
  3. У детей повысится интерес к прослушиванию, пониманию русского фольклора.
  4. Через имитацию образа героев сказок и былин дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
  5. Увеличится словарный запас детей с ОВЗ.
  6. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.

План реализации проекта для детей с нарушениями интеллекта, расстройством аутистического спектра, тяжёлыми и множественными нарушениями

1 этап (подготовительный)

— определение темы, целей, задач, содержания проекта;

— прогнозирование результатов;

— обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

2 этап (основной)

С детьми:

1. Знакомство с центром «Русская изба»

Конспект комплексного занятия в духовно-нравственном центре «Русская изба» «В гостях у Хозяюшки»

Цель: Знакомство детей с центром духовно-нравственного воспитания «Русская изба»

Задачи:

1. Познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват и др.).

2. Развивать внимание, память, воображение.

3. Стимулировать доступное речевое высказывание

4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т.д.). Готовые формы из бумаги «самоварчики», гуашь, кисти, салфетки по количеству детей.

Ход занятия.

1. Детей встречает Хозяюшка (педагог в русском сарафане)

Хозяюшка

В дом заходите, всех приглашаем

Вот уж стоит на столе самовар,

Ярко на солнце, боками сверкая

Весело пускает колечками пар

2. Дети рассаживаются за стол.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие!

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных заболеваний.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Хозяюшка: Давайте, ребята, испечём пирожки к чаю.

Игра на координацию речи с движением: «Я пеку, пеку, пеку»

Хозяюшка: Врусской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

Ребята, посмотрите, что на столе стоит? Эта та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь.

Дидактическая игра «Найди такую же» дети соотносят посуду с картинками.

Хозяюшка демонстрирует другие предметы утвари.

Хозяюшка. За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Прялка. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно или шили одежду.

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Чтобы его поднять, нужна силушка богатырская.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь — он вот каков!

Он силен, он здоров!

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал!

На границе стоял зорко-зорко наблюдал!

Подрастем мы и смотри:

Станем как богатыри!!!

3. Рисование «Самовар»

Хозяюшка: А теперь мы с вами украсим наши самоварчики.

Дети на готовые формы наносят ритмический рисунок из геометрических фигур.

Итог:

Хозяюшка: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами славно потрудились и узнали много нового! Скажите, вам понравилась «Русская изба»? А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

2. Знакомство с русскими народными сказками и былинами (адаптированный текст): «Три богатыря и Чудище лесное», «Три богатыря и Соловей разбойник», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»,

3. Театральные постановки по произведениям.

4. Знакомство с малыми фольклорными формами.

5. Дидактические игры: «Матрёшки», «Мои любимые сказки» (пазлы), «Чей конь», «Сказочный герой» и др.

6. Показ настольного театра (пальчикового, театра картинок на палочках, театра кукол-бибабо) по сказкам.

7. Рассматривание иллюстраций по сказкам.

8. Раскрашивание раскрасок по сказкам.

9. Разучивание пальчиковых игр и физминуток по мотивам русских народных сказок.

С родителями:

Консультация для родителей «С чего начинается Родина».

3 этап (заключительный)

  1. Развлечение по теме «Три богатыря» (спортивный праздник к 23 февраля)

Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития « Беседа о богатырях с использованием иллюстрации картины В. М. Васнецова «Три богатыря»»

Цель: формирование у детей основ духовной нравственности личности на основе ознакомления с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».

Scan1 (Копировать)

Программные задачи:

Образовательная область «Познание»:

  1. Актуализировать представления детей об изучении данной темы в проблемной ситуации.
  2. Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили наши предки.
  3. Продолжать расширять знания детей о защитниках Отечества — богатырях.

Образовательная область «Коммуникация»:

  1. Развивать связную речь, обогащать словарный запас воспитанников старинными русскими словами: предки, славяне, богатыри …
  2. Познакомить детей со знаменитой картиной В. Васнецова «Три богатыря».

Образовательная область «Социализация»:

  1. Учить детей сознательно принимать игровую задачу.
  2. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведениях искусства.
  3. Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, желание больше узнать о жизни своих предков.

Материал к занятию: репродукция В. М. Васнецова «Три богатыря», мольберты, краски, кисти, вода, шаблоны природы, коней, богатырей.

Магнитофон, аудиозапись «Богатырской симфонии» В. Бородина.

Предварительная работа: посещение духовно-нравственного центра «Русская изба»

Ход занятия

Организационный момент

При помощи звонка в колокольчик воспитатель привлекает детей и создает мотивацию к предстоящей совместной деятельности. Дети подходят к карте РФ.

Основная часть

Ребята, мы с вами живем в большой, огромной стране, которая как называется?

Ответ детей: Россия.

Воспитатель: Правильно, Россия! Народ России имеет свой язык и культуру, которую они унаследовали от предков. Наши далекие предки очень любили свою Русь — Родину. Они много работали, справляли праздники, пели, водили хороводы, воспитывали детей. А когда приходила общая беда, весь народ вставал на защиту. Были среди них и такие отважные мужчины, которые никого и ничего не боялись — богатыри. Защищали они не только свою семью, они защищали всех людей, свою землю, где они трудились, дома в которых жили.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с творчеством художника Виктора Михайловича Васнецова. У нас «в гостях» картина «Три богатыря» (показ репродукции картины с использованием мультимедийного оборудования).

Посмотрите, ребята, на переднем плане три всадника. Зовут их Илья Муромец — крестьянский сын, Добрыня Никитич — боярский сын и Алеша Попович — сын попа.

Воспитатель задает детям следующие вопросы:

— Кто изображен на картине?

— Какой богатырь самый могучий?

— Какой самый мечтательный?

— Кто держит меч?

— Куда смотрит каждый из богатырей?

— Какие кони у них и чем украшены?

— Чем вооружены богатыри? Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Беседа по содержанию картины:

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, как выглядят богатыри? Чем они похожи, а чем отличаются?

Ответы детей: …

Воспитатель: Акакими красками (цветами) художник, Виктор Михайлович Васнецов, написал их лошадей? Как вы думаете, являются ли кони друзьями богатырей? Почему?

Ответы детей :….

Воспитатель: Как вы думаете,против кого готовы сражаться богатыри? Что и кого они защищают?

Ответы детей :….

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все правильно говорите!

Воспитатель: Асейчас я предлагаю и вам стать богатырями!

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь — вот он каков! (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал,

Подрастём мы и смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Сюрпризный момент:

К детям выходит Иван-царевич.

Воспитатель: Что Иванушка не весел, что ты голову повесил?

Иван-царевич: Как же мне не грустить? Богатыри доверили мне своих коней, а они у меня разбежались.

Воспитатель: Не горюй! Мы тебе поможем! Вылепим из пластилина целый табун богатырских коней!

Продуктивная деятельность: лепка из пластилина «Кони для богатырей»

Цель: закрепить умение лепить «комбинированным» способом — из целого куска лепится голова, шея и туловище, а ноги и хвост присоединяются отдельно. Правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность. Продолжать знакомить детей с мастью коней (окрас шерсти). Воспитывать аккуратность, умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей.

Материал: пластилин, стека, салфетки, досточки для лепки, макет луга.

Заключительная часть:

После окончания лепки детям предлагается рассказать о своём коне.

Расскажи какой масти, то есть окраски, твой конь, как его зовут, какой у него характер? (выслушать ответы всех детей)

Воспитатель обращается к Ивану-царевичу:

— Ну что, Иванушка, нравится тебе табун?

Готовые работы помещают в макет.

— Молодцы, дети! Вы помогли Ивану-царевичу! Спасибо!

2. Выставка рисунков «Три богатыря»;

3. Анализ полученных результатов.

План реализации проекта для детей с задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра

1 этап (подготовительный)

— беседа с детьми на тему: «По страницам сказок»;

— определение темы, целей, задач, содержания проекта;

— прогнозирование результатов;

— обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

2 этап (основной)

С детьми:

— Знакомство

  1. Знакомство с русскими народными сказками и былинами: «Три богатыря», «Лукоморье», «Сказка о царе Салтане»
  2. Прослушивание звукозаписей сказок.
  3. Отгадывание загадок по сказкам.
  4. Игры — драматизации по произведениям.
  5. Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Сказочный герой», «Сказочные кубики» и др.
  6. Показ настольного театра (пальчикового, театра картинок на палочках, театра кукол-бибабо) по сказкам.
  7. Рассматривание иллюстрации «Три богатыря» Васнецова (конспект № 2).
  8. Раскрашивание раскрасок по сказкам.
  9. Разучивание пальчиковых игр и физминуток по мотивам русских народных сказок.
  10. Просмотр м/фильмов «Три богатыря», «Лукоморье», «Сказка о царе Салтане»

С родителями:

Консультация для родителей «В чём сила сказки?».

3 этап (заключительный)

  1. Конкурс чтецов: «У Лукоморья»
  2. НОД по теме «Богатыри земли русской»;
  3. Выставка рисунков «У Лукоморья»;
  4. Театрализованная постановка музыкальной сказки нарушениями интеллекта «Три богатыря и Чудище Лесное»;
  5. Анализ полученных результатов.

По окончании реализации данного проекта, можно сделать следующие выводы:

— простые фольклорные формы (адаптированные) доступны для понимания детей с ОВЗ;

— правильно подобранная наглядность, специально организованная среда способствует лучшему пониманию и усвоению материала детьми, предложенного в данном проекте;

— многообразие видов деятельности позволяют не терять интерес детей к теме данного проекта.

Литература:

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — М.: Просвещение, 2009.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» — Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, 2001.

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации — М.: Творческий центр Сфера, 2005.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М.: Центр педагогического образования, 2014.

5. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ — М.: Творческий центр Сфера, 2005.

6. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников — М.: Центр педагогического образования, 2013.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный