Мини-музей «Горенка» как часть образовательного пространства дошкольного учреждения (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.

Дата публикации: 04.02.2019

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Мини-музей «Горенка» как часть образовательного пространства дошкольного учреждения (из опыта работы) / С. Е. Бурцева, О. Л. Цымбалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3919/ (дата обращения: 16.12.2024).



Мы живём в России — стране с богатым историческим наследием. И чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, узнать её историю и культуру. Поэтому приобщать детей к народной культуре необходимо уже в дошкольном возрасте.

В последние годы общество всё чаще возвращается к своим историческим корням, по-новому начинает относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, народным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков. Погружая ребёнка в национальный быт, мы создаём условия для первоначального познания истории родной семьи, а в более старшем возрасте — мир родной Отчизны. Тем самым, мы создаём естественную среду для овладения детьми языком своего народа, укладом жизни, традициями, таким образом, пробуждаем любовь к большой и малой Родине.

В нашем дошкольном отделении был создан мини-музей русского народного быта «Горенка» уже более двадцати лет назад. Главным создателем и вдохновителем нашего музея стала педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности Дёмина Татьяна Николаевна. Первоначально он был тесно связан с изостудией и, кроме основных экспонатов, присущих таким мини-музеям, как: русская печь, люлька, рукомойник, прялка, чугунки и крынки, в нём были подобраны предметы народных промыслов: Гжель, Дымка, Хохлома, Полхов-Майдан и другие. Отдельного помещения тогда у мини-музея не было, и часть экспонатов хранилась в изостудии. В связи с ремонтом и переоборудованием помещения несколько лет музей был закрыт, пока в наше дошкольное отделение не пришла на работу новый музыкальный руководитель Цымбалова Ольга Леонидовна — человек, увлечённый фольклором — она предложила воссоздать музей.

В марте 2014 года Ольга Леонидовна организовала фольклорную студию, как дополнительное образование детей. Вскоре студия стала участником проекта песенно-танцевальных фольклорных студий «Наследие» при театре «Русская песня» под художественным руководством народной артистки России Надежды Георгиевны Бабкиной.

В процессе работы выяснилось, что дети не знали, не понимали, о чём они поют и задавали вопросы: «А что это такое?» Это были вопросы о предметах народного быта, домашнего обихода. Так возникла необходимость создать естественную среду, в которой дети смогут увидеть и прикоснуться руками к этим предметам. Это и послужило идее возрождения мини-музея «Горенка».

После того, как музей получил новое помещение, мы начали его восстанавливать. Так как помещение стало намного больше, были сделаны новые скамьи и стол, часть экспонатов мы разместили на полках, которые нам тоже сделали заново, часть на приставных к стенам скамьях. Старую модель печки перенести не удалось, поэтому печь тоже была переделана и удачно размещена по правой стороне стены.

Особенность планировки позволили разделить мини-музей на две зоны. Одна основная, имитирующая быт деревенской избы, вторая, где находятся шкафы, содержит собранные коллекции. Одну зону от другой можно отделить шторкой, это бывает необходимо для полного погружения детей в атмосферу народного быта.

В восстановлении нам активно помогали родители, помогали материалами, привозили экспонаты для пополнения музея. Так создание музея способствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желание узнать больше о том, как жили на Руси в старину, как одевались, что ели, как готовили, какими предметами домашней утвари пользовались. А с каким трепетом ребята начали относиться к музею! Зная, что и они привнесли в него что-то своё, часть общей истории.

В нашем музее часть экспонатов старинные, имеющие историческую ценность, некоторые насчитывают несколько столетий, такие, как топор и гвозди кузнечной ковки, наконечник стрелы, пуговицы-гирьки, а часть — реконструкция, для того чтобы показать и объяснить детям, как жили люди в старину. В их создании нам тоже помогали родители.

Нами, совместно с родителями и сотрудниками собрана большая коллекция крынок и чугунов разных размеров, а также: ухваты, чапели, хлебные лопаты, деревянные ковшики, ложки, катки, скалки и многое другое.

На приставных скамьях у нас представлена коллекция утюгов угольных, разных видов, из разных областей России, чугунных, есть утюг Каслинского литья, приехавший к нам с далёкого Урала.

Есть в «Горенке», как положено, сундук, в нём хранятся Павлово-посадские и Оренбургские платки с разными узорами, старинные скатерти и подзоры, рушники с народной вышивкой. Есть там также одежда, которую носили в старину — рубахи, сарафаны, панёвы, передники, запоны.

Всем известно, что в старину, в деревнях люди носили лапти, они тоже есть в нашем мини-музее, причём разных видов: из лыка, разных способов плетения, берестяные, из рогоза. Есть у нас и валенки взрослые и детские.

Кроме экспонатов предметов народного быта в музее собраны мини-коллекции предметов народных промыслов. Это деревянные изделия: Хохломская посуда, Городецкие доски и игрушки, Мезенские предметы быта, шкатулки Палех и Федоскино. Очень интересно детям всё, что сделано из бересты, туеса, шкатулки с Шемогорским узорочьем, деревянные тарелки, покрытые берестой с Великоустюгской росписью. На отдельных полках представлены Жостовские подносы, Гжельская посуда и керамика, изделия из соломы.

Неожиданно для нас собралась большая коллекция матрёшек, из разных областей. Началось всё с матрёшек, принесённых педагогами, потом подключись родители, несколько были подарены коллекционерами, часть матрёшек были куплены у народных умельцев, сохраняющих традиции старых мастеров. Так у нас есть матрёшки: Семёновские, Сергиево-Посадские (Загорские), Вятские (Кировские), Меренские, Мезенские, Хохломские, Полхов-Майдановские, Тверские.

Мини-музей в дошкольном отделении несёт свою специфику и в нём не обойтись без народных игрушек. Их у нас тоже много. Глиняная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Абашевская, Ковровская, Каргопольская, Хлуднёвская, Романовская, Кожлянская, Плешковская, Чернышинская и, конечно, Московская. При таком разнообразии глиняных игрушек интересно обратить внимание на разный состав и цвет глины и росписи, в зависимости от местности, где была слеплена игрушка. Во время занятий и экскурсий мы, вместе с детьми сравниваем и деревянные игрушки — Богородскую и Федосеевскую, находим сходства и различия. Из деревянных игрушек у нас представлена Сергиевская маховая резьба, считается, что её основоположником был Сергий Радонежский, выполняется она без эскизов и набросков, «с маху», отсюда и название резьбы — маховая.

В «Горенке» есть и народные игры «Блошки», «Бирюльки», «Волшебный мешочек с мини-предметами народного быта», а также макеты избы из брёвнышек, разные виды колодцев, мини-ткацкий станок.

Особо хотелось бы отметить то, что в нашем мини-музее создана тематическая библиотека для детей и взрослых. Побывав на экскурсии, родители могут взять очень интересные книги и почитать их дома с детьми. («Как жили на Руси» детская энциклопедия с Чевостиком, «Русская деревня», «Народные промыслы», «Народный календарь», «Народная медицина», «Праздники на Руси» и другие из серии «История России», «Как жили в Древней Руси»).

В нашей библиотеке есть популярные энциклопедии и для взрослых такие как: «Мы — славяне» М. Семеновой, «Русская роспись» Н. Величко, «Русские обряды и традиции» Н. Котовой, «Русские обережные куклы» Ю. Моргуновой.

Особенностью нашего музея является динамичность и многофункциональное использование экспозиции. Она полностью или частично может быть перенесена в музыкальный зал, группу, для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может изменяться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий. Предметы из мини-музея часто используются в театрализованных постановках и играх.

После восстановления мини-музея «Горенка» нами был разработан цикл экскурсий и занятий. Дети всех возрастных групп посещают мини-музей раз в месяц с экскурсиями на разные темы: «Как строили избы на Руси», «Как стирали и гладили», «Как готовили и что ели в старину», «Прядение и ткачество», «Посуда глиняная, деревянная и берестяная», «История русской печки», «Как устроена изба», «История русского народного костюма», «Женский головной убор», «Русская народная обрядовая кукла», «История утюга», «Как освещали избы», «Кузнечное дело на Руси», «Как сеяли и убирали зерно, пекли хлеба», комплекс занятий о русских народных ремёслах.

Также мы организовали обзорные экскурсии для других дошкольных отделений и учеников начальной школы с родителями.

В мини-музее «Горенка» дети знакомятся с народными промыслами, сами расписывают матрёшек, свистульки, глиняные изделия, рисуют с натуры предметы народного творчества.

Не остаются в стороне и родители. Для них тоже проводятся экскурсии, они знакомятся с экспонатами, народными праздниками, традициями, участвуют в народных играх. Для родителей с детьми проводятся тематические «посиделки» с чаепитием, народными играми. В прошлом учебном году для родителей с детьми подготовительных групп проводился мастер-класс «Как сделать народную куклу-оберег».

Наш мини-музей активно пополняется новыми экспонатами и главная заслуга в этом наших родителей. Побывав в нашем музее, они стали посещать другие музеи народного быта, выезжать на автобусные экскурсии в другие города, откуда привозят нам новые экспонаты. Старинные предметы народного быта родители привозят из деревень, где отдыхали летом.

Мини-музей «Горенка» — это результат большой совместной работы педагогов, родителей, детей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейными архивами, семейными реликвиями, изучение энциклопедий и другой литературы по теме, работа с интернет ресурсами, встречи с музейными работниками, а также с энтузиастами-поисковиками.

В мини-музее появляются новые экспонаты, создаются новые коллекции, мы разрабатываем новые интересные экскурсии, которые, мы уверены, будут интересны, как детям, так и их родителям.

На будущее мы планируем проводить для родителей с детьми лектории, вечера вопросов и ответов, конкурсы, а также очень полюбившиеся всем тематические «посиделки» с чаепитием из настоящего самовара.

Основные термины (генерируются автоматически): народный быт, ребенок, родитель, дошкольное отделение, музей, Русь, часть экспонатов, естественная среда, игрушка, Ольга.

Похожие статьи

Интегрированный школьный музейный проект в рамках урочной и внеурочной деятельности «Лоскутная деревенька» (из опыта работы)

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)

Организация и проведение театрального фестиваля в ДОУ (из опыта работы)

Использование образовательного пространства территории ДОУ в развитии дошкольников (из опыта работы)

Инновационные формы работы педагогов ДОО с семьёй (из опыта работы)

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Организация патриотического воспитания в ДОУ (из опыта работы)

Экологический исследовательский проект по обществознанию в 5 классе на тему «Белое озеро — жемчужина г. Томска» (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Похожие статьи

Интегрированный школьный музейный проект в рамках урочной и внеурочной деятельности «Лоскутная деревенька» (из опыта работы)

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)

Организация и проведение театрального фестиваля в ДОУ (из опыта работы)

Использование образовательного пространства территории ДОУ в развитии дошкольников (из опыта работы)

Инновационные формы работы педагогов ДОО с семьёй (из опыта работы)

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Организация патриотического воспитания в ДОУ (из опыта работы)

Экологический исследовательский проект по обществознанию в 5 классе на тему «Белое озеро — жемчужина г. Томска» (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Задать вопрос