Конспект внеклассного мероприятия «Быт и традиции кубанских казаков»
Автор: Колесникова Юлия Юрьевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 03.12.2021
Статья просмотрена: 1111 раз
Библиографическое описание:
Колесникова, Ю. Ю. Конспект внеклассного мероприятия «Быт и традиции кубанских казаков» / Ю. Ю. Колесникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6646/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: утварь, хата, саман, стреха, бурка, рубель, портупея.
Разделы методической разработки воспитательного мероприятия «Быт и традиции кубанских казаков»:
1) тематическое направление — приобщение к культурному наследию;
тема воспитательного мероприятия — «Быт и традиции кубанских казаков»;
актуальность: в наше время из-за глобальной смены приоритетов в обществе, нравственные устои и традиции, заложенные веками, подверглись разрушению. И сегодня остро встаёт вопрос о необходимости сохранения кубанской культуры для будущего поколения. В последнее время значительно вырос интерес молодого поколения к истории традиционной культуры края. В связи с этим была выбрана тема для внеклассного мероприятия: «Быт и традиции кубанских казаков».
2) целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) — 6–7 лет, 1 «В» класс;
3) роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) — в последнее время огромное внимание уделяют возрождению казачества, ведь оно неразрывно связано с историей нашей малой Родины. В целях сохранения и возрождения казачества, немалую роль играет проведение воспитательных мероприятий. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых, культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением на внеклассном мероприятии по истории казачества. Новизна заключается в том, что мероприятие интегрирует в себе содержание, способствующее не только духовному развитию ребенка, но и освоению культурного наследия русского народа. Преемственность осуществляется с такими предметами как кубановедение, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка.
4) Цель — создание у детей представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи:
Образовательные : сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, одежды.
Развивающие : развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.
Воспитательные : воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия — дети серьезно будут относиться к изучению материалов по патриотическому воспитанию, активно отвечать на вопросы и задавать их сами, с большим желанием выполнять задания творческого характера. У учащихся появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, уважение к старшему поколению. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств будет способствовать обогащению знаний школьников. Дети узнают много нового о быте и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей будет способствовать формированию их наглядно-образного мышления. Через игровую и трудовую деятельность между ними улучшаться дружеские взаимоотношения.
5) форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора — заочная экскурсия по кубанским хатам, с помощью которой более реально можно привлечь интерес к истории и традиционной культуре кубанских казаков.
Ход занятия:
I — этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели
Учитель: добрый день, дорогие гости и ребята! В преддверии Дня Кубанского казачества, который отмечается на Кубани 17 октября, мы собрались с вами на очень необычную и познавательную встречу.
II — этап планирования
Учитель: посмотрите, наш класс напоминает казачью хату. И это не случайно. Мы совершим заочную экскурсию в каждую хату нашего кубанского дворика. Звучит песня «Ой, да Краснодарский край» (муз. Захарченко А.). В класс входит учитель и два ученика (мальчик, девочка) в кубанских костюмах с хлебом и солью.
III — этап организации
Учитель: наша малая родина — Краснодарский край. Как он прекрасен наш край! Сегодня у нас с вами есть возможность узнать некоторые традиции, которые передаются у казаков из поколения в поколение, познакомиться с кубанской утварью, которой пользовались наши дальние предки.Самая главная традиция кубанских казаков — гостеприимство. Издревле так повелось, что главный аромат на Кубани — душистый хлеб. Как радушные хозяева — казаки встречают гостей хлебом с солью, которые являются символами гостеприимства и радушия.
Учитель: Гости наши дорогие,
Люди интересные.
И для всех станичников,
Очень уж известные.
Их музей домашний
На всю округу славится.
Много утвари кубанской…
Может вам понравиться.
Поверьте не зря, пригласили мы их,
Помогут разобраться в традициях любых!
Казак : Мы гостей своих встречаем
Круглым караваем.
С вышитым рушником
И на блюде расписном.
Поклоняясь, каравай подносим,
Очень вас отведать просим.
Казачка : Жива традиция
Из поколенья в поколенье.
Важны для всех обряды и слова,
Из прошлого для нас — это учение.
И не забудем все традиции мы никогда!
Учитель: сегодня у нас в гостях бабушка и дедушка нашей Анечки, семья Дьяченко Анатолий Николаевич и Людмила Власовна. Они являются коренными жителями нашей станицы Нововеличковской. Мы не просто так пригласили их к нам в гости, дело в том, что Анатолий Николаевич и Людмила Власовна в своем дворе создали музей, в нём хранится очень много экземпляров кубанской утвари, о которых они нам сегодня поведают.
Расскажите нам, гости наши,
О строении хаты Вашей…
Дворик кубанский хранит секреты,
Поведайте ребятам обо всём об этом…
О казаках и казачках, и их ребятне,
Чем занимались…, о плодородной земле;
Как утварь в доме называлась;
В какую одежду семья облачалась;
Какие обряды в домах проводили;
Как в строгости своих ребятишек растили.
IV — этап проведение мероприятия
Учитель: — ну что, для начала, пройдемся и погуляем по нашему кубанскому дворику, и вместе с нашими гостями зайдем в настоящую кубанскую хату. (показ макетов кубанских хат). Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки.
Для жилья казаки строили себе хаты. Хата — постройка на Кубани, которая строилась без фундамента и начиналась сразу на земле. Турлучные хаты строили из простого и доступного природного материала: соломы, камыша, глины, хвороста, а еще можно было встретить саманные хаты. А кто из вас знает, что такое саман? Саман — смесь камыша, соломы, глины и главный компонент — это лошадиный навоз, его добавляли для того, чтобы саман не рассыпался, был крепким, а еще служил для тепла. Хаты старались строить в летний период, чтобы заготовленные саманные кирпичики высыхали быстрее. Крышу «стреху», так её называли на Кубани, крыли камышом или соломой. Пол был глинобитный — землю смешивали с глиной. Снаружи и внутри хату белили [6, с. 59].
—Я предлагаю войти в хату и посмотреть её устройство внутри.
Когда казак входил в хату, то он сразу крестился, повернувшись к иконе. Самое главное место в доме — это «Красный угол», то есть нарядный, красивый. Еще можно было услышать и такое название как «Святой». В этом углу стояли иконы, которые украшали рушниками — это белое полотенце, с яркой вышивкой.
Хата состоит из двух помещений: великой хаты с русской печью в заднем углу и малой хаты. В великой хате стоял сундук, рядом кровать матери и отца, около которой висела подвесная люлька. Обязательно стоял большой стол с лавочками. Дети постарше спали на печи или на лавках. [6, с. 67]
— Анатолий Николаевич: самый главный в казачьей семье — это казак. Больше всего своего времени он проводит в поле, для своей семьи добывает пищу, но главная его обязанность — защищать территорию от врагов. Одежда казака состояла из каракулевой папахи на голове, сапог, рубахи, шароваров (брюк), черкески с двумя рядами газырей — для хранения патронов. В зимний период надевают на плечи теплую бурку. Оружие — кинжал и саблю, подвешивают к поясу. [8, с.26]
— Людмила Власовна: домашними хлопотами занимались казачки. С самого раннего утра они были в работе: воды из колодца принести в коромысле, стирали вручную (стиральных машинок раньше не было), кушать приготовить, бельё погладить. А как вы думаете, чем гладили бельё? Кубанский утюг назывался рубель. Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким и пахучим.
Женский костюм состоял из юбки и кофты. Одежду шили из ситца, шелка, бархата. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными. Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.
По традиции в кубанских семьях детей не старались обучать разным наукам. Сначала им прививали навыки, необходимые в повседневной жизни. С детства учились у старших и перенимали обычаи и традиции многих поколений предков. Девочек учили домоводству. Мальчики же воспитывались как юные воины, продолжавшие дело отцов и дедов. [11, с.16]
Учитель: Анатолий Николаевич вам сейчас расскажет о традициях воспитания казаков.
— Анатолий Николаевич: мальчика готовили к будущей военной службе с самого рождения. Как только малыша покрестили, ему давали шашку или пулю и смотрели, как он отреагирует. Если смело брал их в ручки и играл, значит, хороший воин будет! С воинской наукой впервые мальчик знакомился в игровой форме, когда ему исполнился год. Отец сажал его на коня и вёл вокруг дома, после брал его на руки, а крёстный надевал на них обоих портупею. Когда сыну исполняется три года, его начинают учить верховой езде, а уже с пяти лет он помогает своим родным в поле. [8, с. 45]
Учитель: аотличались ли традиции в воспитании маленьких казачек? Нам сейчас обо всём расскажет Людмила Власовна.
— Людмила Власовна: конечно, ребята, отличались, если мальчика с первых дней готовили к службе, то девочку — к управлению хозяйством. С пяти лет её обучали шитью, приготовлению пищи, вышивке. Всё это сначала проходило в форме игры, но сразу давали понять, что всегда нужно во всём подходить с умом и усердием. Так как семьи казаков были большие, работы было предостаточно, и, конечно же, девочки были мамиными помощницами. Помимо бытовых навыков, девочкам прививались и духовные традиции казаков. У них воспитывались уважение к старшим и мужу, доброта, отзывчивость и чистота помыслов. Также много говорили о девичьей гордости и чести, учили всегда держать спину прямо и разговаривать с людьми вежливо и кротко. Одним из важных качеств в воспитании девушки было смирение. «На нет и суда нет» — говорили они, покорно принимая отсутствия в своей жизни каких-либо вещей. Именно эти качества и делали будущих казачек истинными подругами храбрых воинов. [11, с. 41]
Эту хату мы покидаем,
Но впереди нас ждёт хата другая…
Чтобы усталость, ребята, снять,
Приглашаю вас всех во двор поиграть.
Учитель: Язнаю очень интересную казачью народную игру «Пузырь». Хотите поиграть? Давайте возьмемся за руки и сделаем небольшой кружок и близко-близко подойдем друг к другу. Все вместе произнесём следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Далее отходим назад, держась за руки до тех пор, пока я не скажу вам: «Лопнул пузырь!». Тогда вы отпускаете руки и приседаете на корточки, говоря при этом: «Хлоп!».
(Также можно при движении ребят по кругу произносить звук «ш-ш-ш», а когда пузырь лопнет, звук — «ж-ж-ж». Затем снова надуваем пузырь, при этом отходя назад и образуя большой круг) [5, с. 28]
Учитель: испокон веков на Кубани любили петь. Песня сопровождала казаков не только на свадьбах или проводах в армию, но и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша.
Слышу, музыка у нас….
Ноги сами рвутся в пляс…
Мы споем про отчий край,
Деда Толя, подыграй!
Ребята, прислушайтесь, вон с той хаты, слышны песни. Давайте заглянем, послушаем, да и подпоем, кто знает. А наши гости нам и подыграют на музыкальных инструментах. (ребята исполняют песню «Варэнечки»)
Учитель: Напелась, наплясалась детвора.
В следующую хату отправляться нам пора…
Возле писаной хаты сидит девица…
Умелица, красавица и мастерица.
Она нас приглашает в умельцев превратиться.
Росписи искусству у неё поучиться…
Учитель: вот полюбуйтесь-ка, ребята! Куда же мы попали? Какая красота! Сейчас такие хаты — большая редкость. А в былые времена многие казачки свои хаты росписью украшали. Идея украшать беленые стены хат пришла к нам на Кубань с Украины, из села Петриковка. Поэтому роспись эта носит название Петриковская. Краски разводили на яйцах и молоке, добавляя свекольный или морковный сок. Старались казачки, расписывали не только хаты, но и всю кубанскую утварь. (Возле макета хаты сидит казачка, которая расписывает посуду) [3, с. 112].
А теперь, ребята, предлагаю вам побывать в роли казачьих умельцев и расписать домашнюю посуду. На Кубани очень распространено такое растение как калина. Вот я и предлагаю расписать нашу посуду «ветками калины». (Работа в группах украшение шаблонами листиков и ягодок)
V — этап подведения итогов (анализ).
Учитель: Мы с вами славно погуляли,
О казачьем быте многое узнали.
Пели, плясали и мастерили,
В прошлое двери нам приоткрыли.
Мы потомки наследия наших предков!
И нашу историю забываем нередко,
Если мы будем традиции хранить,
То историю Казачества не дадим забыть.
Что мы казаки, гордитесь, ребята!
Что наша земля плодородна, богата!
Вот и побывали во всех кубанских хатках нашего двора. Мы с вами окунулись в атмосферу, в которой жили казаки и казачки, познакомились с их традициями, бытом, обычаями. Послушали и исполнили кубанские песни, играли в разные игры, даже побывали искусными умельцами. Вам, ребята, надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, школу, семью. Мы являемся непосредственными наследниками культуры наших предков. И от нас будет зависеть сохранение этого огромного материала.
Песня «На Кубани мы живём» .
Литература:
- Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар,2003.
- Бондарь Н. И. Хлеб: пища и символ: восточнославянская сельская традиция// Российское село XXI веке: проблемы и перспективы. Выпуск 2. Москва-Краснодар,2004.
- Бондарь Н. И., Жиганова С. А. Фольклор и этнография Кубани. Краснодар, 2009.
- Борисова О. Г. Кубанские говоры: материалы к словарю. Краснодар,2005.
- Детские игры и забавы в станицах Кубанской и Терской областей. Краснодар, 2011.
- Очерки традиционной культуры казачеств России. Краснодар, 2005. Т. 2.
- Воронин В. В. Проводы казака на службу в кубанской традиции// Очерки традиционной культуры казачеств России. Краснодар, 2005. Т. 2.
- Воронин В. В. Отец в семье кубанских казаков: статус и функции// Памяти Ивана Диомидовича Попки: Из исторического прошлого и духовного наследия северокавказского казачества. Краснодар. 2003.
- Фролов П. З. Казачья доля. Краснодар, 2014.
- Бондарь Н. И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества)// Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
- Бондарь Н. И. Традиционная культура: структура, функции, состояние// Мир материнства и детства этносов и этнических групп ЮФО и Кубани. Краснодар, 2007.
- Православие, традиционная культура, просвещение: сб. науч. статей. Краснодар, 2000.
Похожие статьи
Дизайн-проект комнаты для подростка «Сирокуро»
Материал выполнен в форме проектно-исследовательской работы, нацеленной на проектирование комнаты для подростка с учетом территориальных особенностей и основных законов архитектуры и дизайна. Практическая часть представлена в виде чертежей, развертки...
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Птица дружбы»
Мастер-класс по приобщению воспитанников дошкольной организации к традиции изготовления русской народной игрушки птицы-свистульки с использованием элементов сказкотерапии.
Дом купца Рябинина
В статье рассматриваются архитектурные особенности дома-особняка купца Рябинина в г. Челябинск. Проведен анализ уникальных фрагментов резного узора, его символика, а также значение деревянного зодчества в культурной жизни жителей города.
Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских художников (внеклассное занятие для 6–7 класса)
Занятие знакомит учащихся с архитектурой Москвы XVII века, запечатленной на картинах русских художников, показывает красоту города в разные исторические периоды. Материал можно использовать на уроке или для внеклассных мероприятий.
Воссоздание утраченных объектов культурного наследия г.о. Новокуйбышевска с помощью 3D-технологий
Целью работы является создание макета церкви (располагаемой в Мордовских Липягах) с помощью 3D-моделирования.
План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»
Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.
Горизонтальный план в структуре традиционного казахского жилища – юрты
В статье анализируется горизонтальный план традиционного казахского жилища, и конструкция, которая отражает окружающий мир или, точнее, представления человека о мире. Также содержание аспектов развертывания пространства отражается в закономерностях х...
Мультиварка — ценный помощник студента в общежитии
Автором рассмотрена история появления мультиварки и основные принципы ее работы. Изучена актуальность и востребованность изучаемого прибора среди 25 студентов, проживающих в общежитии МГТУ им. Н. Э. Баумана. Выявлены ассоциативные поиски в дизайне ко...
Разработка и создание театра теней «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Цель проекта: создать театр теней из фанеры с помощью лазерного станка по дереву для центральной библиотеки г. о. Новокуйбышевск.
Похожие статьи
Дизайн-проект комнаты для подростка «Сирокуро»
Материал выполнен в форме проектно-исследовательской работы, нацеленной на проектирование комнаты для подростка с учетом территориальных особенностей и основных законов архитектуры и дизайна. Практическая часть представлена в виде чертежей, развертки...
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Птица дружбы»
Мастер-класс по приобщению воспитанников дошкольной организации к традиции изготовления русской народной игрушки птицы-свистульки с использованием элементов сказкотерапии.
Дом купца Рябинина
В статье рассматриваются архитектурные особенности дома-особняка купца Рябинина в г. Челябинск. Проведен анализ уникальных фрагментов резного узора, его символика, а также значение деревянного зодчества в культурной жизни жителей города.
Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских художников (внеклассное занятие для 6–7 класса)
Занятие знакомит учащихся с архитектурой Москвы XVII века, запечатленной на картинах русских художников, показывает красоту города в разные исторические периоды. Материал можно использовать на уроке или для внеклассных мероприятий.
Воссоздание утраченных объектов культурного наследия г.о. Новокуйбышевска с помощью 3D-технологий
Целью работы является создание макета церкви (располагаемой в Мордовских Липягах) с помощью 3D-моделирования.
План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»
Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.
Горизонтальный план в структуре традиционного казахского жилища – юрты
В статье анализируется горизонтальный план традиционного казахского жилища, и конструкция, которая отражает окружающий мир или, точнее, представления человека о мире. Также содержание аспектов развертывания пространства отражается в закономерностях х...
Мультиварка — ценный помощник студента в общежитии
Автором рассмотрена история появления мультиварки и основные принципы ее работы. Изучена актуальность и востребованность изучаемого прибора среди 25 студентов, проживающих в общежитии МГТУ им. Н. Э. Баумана. Выявлены ассоциативные поиски в дизайне ко...
Разработка и создание театра теней «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Цель проекта: создать театр теней из фанеры с помощью лазерного станка по дереву для центральной библиотеки г. о. Новокуйбышевск.